Найти в Дзене
Две империи

Как выглядели ноты в древнем Китае?

«Играть на цитре цинь и пить чай»《調琴啜茗圖》, Чжоу Фан 周昉, работал в 780—810 годах.
«Играть на цитре цинь и пить чай»《調琴啜茗圖》, Чжоу Фан 周昉, работал в 780—810 годах.

А вы не задумывались как выглядели ноты в древнем Китае? …Да никак не выглядели, их попросту не было. Ведь первые ноты появились только в XI веке, да и то в Европе, а до этого были невмы – некие значки, указывающие повышение или понижение высоты тона.

И всё же система музыкальной нотации в древнем Китае была. Интересно, что для разных инструментов была своя нотация. Так, например, самой ранней найденной нотацией являются надписи на колоколах Бяньчжун князя Йи из Цзэна, изготовление которых датируется 433 годом до н. э.

Бяньчжун представляет собой довольно внушительную конструкцию из 65-ти колоколов различного размера, подвешенных на стойке в три ряда.

Древнекитайский музыкальный инструмент Бяньчжун, принадлежавший князю царства Цзэн периода Воюющих царств, найденный археологами в 1978 году
Древнекитайский музыкальный инструмент Бяньчжун, принадлежавший князю царства Цзэн периода Воюющих царств, найденный археологами в 1978 году

А вот для гуциня или просто циня, ведь тогда еще не было приставки «гу», применялась другая нотация «Вэньцзы пу» (文字譜 «Знаков-иероглифическая нотация»), которая была придумана Юньмэнь Чжоу, жившим в период воюющих царств (475 г. до н.э.-221 г. до н.э.). Это своего рода инструкция, в которой детально словами описывается как играть: точки соприкосновений пальцев со струнами как левой, так и правой рукой, последовательность, темп, паузы и прочее.

Про самого же Юньмэнь Чжоу современники говорили, что красотой своей игры на цине от может довести до слёз любого. Ниже на картинке одна из "жертв" музыканта - Мэнчан-цзюнь (ум. 279 г. до н. э) главный министр царства Ци, слушает звуки циня, не сдерживая своих слёз.

Юньмэнь Чжоу своей игрой вызывает слезы у премьер-министра Мэн Чанцзюнь
Юньмэнь Чжоу своей игрой вызывает слезы у премьер-министра Мэн Чанцзюнь

Позже, во времена правления династии Тан, а именно это время называют "золотым веком для гуцинь", нашлись добрые люди, которые упростили нотацию. Новая форма записи называлась цзяньцзы пу 〔減字譜〕 (буквально "сокращенная нотация") и была большим достижением для записи произведений цинь. Но об этом как-нибудь в другой раз)).

Бо Я играет на цине. Свиток на шелке. Ван Чжэньпэн (1271-1368)
Бо Я играет на цине. Свиток на шелке. Ван Чжэньпэн (1271-1368)

Самая ранняя обнаруженная нотация — это музыкальное произведение для гуцинь под названием «Мелодия каменной стелы – Одинокая орхидея» (Цзеши дяо – Ю лань, 碣石調幽蘭), написанная в начале VII-го века. Хотя ученые склоняются в том, что это копия, то есть оригинал был написан еще раньше.

Первый раздел Цзеши дяо – Ю лань, название пьесы: 碣石調幽蘭第五, предисловие, описывающее происхождение пьесы, и табулатура от руки.
Первый раздел Цзеши дяо – Ю лань, название пьесы: 碣石調幽蘭第五, предисловие, описывающее происхождение пьесы, и табулатура от руки.

Кстати, вас не удивляет странное название пьесы - Мелодия каменной стелы – Одинокая орхидея? Дело в том, что мелодия изначально представляла собой мотив народной песни Прогулка по Лунси; впоследствии песня была дополнена стихотворением Цао Цао - О каменной стеле, а позже были добавлены стихи Ю лань - Одинокая орхидея. Вот такие хитросплетения.

И напоследок - видеоролик с канала CharlieHuang, где автор канала попытался воскресить древнюю мелодию Цзеши дяо – Ю лань: «Я старался следовать табулатуре в точности так, как она была написана, и использовал свою собственную интуицию в отношении довольно расплывчатых отрывков в тексте».

Guqin - Jieshi Diao Youlan 《碣石調‧幽蘭》