Найти тему
RTVI САМОЕ ВАЖНОЕ

Как в России судят за отказ участвовать в боевых действиях по приказу военного начальства

Оглавление

После начала частичной мобилизации в сентябре 2022 года в России ужесточили наказание за некоторые преступления против военной службы (глава 33 УК РФ), в том числе за невыполнение приказа командира и отказ от участия в боевых действиях. По подсчетам «Медиазоны»*, с тех пор в стране завели не менее 25 уголовных дел по этим преступлениям, как минимум по трем из них уже вынесены приговоры. Подробнее — в материале RTVI.

Неисполнение приказа

Пакет поправок в Уголовный кодекс, включающий ужесточение наказания за неисполнение приказа, Госдума внесла 20 сентября 2022 года — за день до того, как президент России Владимир Путин объявил в стране частичную мобилизацию. Поправки утвердили в ускоренном порядке, уже 24 сентября они вступили в силу.

В статье о неисполнении приказа (332 УК РФ) в частности появился пункт о неисполнении приказа начальника, отданного в период военного положения или в военное время. В зависимости от тяжести последствий за это предусмотрено наказание сроком от двух до десяти лет лишения свободы.

О возбуждении первого уголовного дела по обновленной статье стало известно в конце октября. Глава правозащитной группы «Агора»** Павел Чиков* рассказывал, что обвиняемый «не исполнил отданный в установленном порядке приказ об убытии в служебную командировку для участия в боевых действиях, тем самым отказался от участия в боевых действиях». Другие подробности дела не сообщались.

В конце марта 2023 года «Медиазона»*, изучив уголовные дела против военных, подсчитала, что по статье 332 УК в России возбудили 25 уголовных дел, больше всего ― на Камчатке (шесть), в Ростове-на-Дону (четыре) и Крыму (три).

Всего, по данным издания, в гарнизонные суды поступило более 500 дел по статьям, ужесточенным после начала мобилизации.

Приговоры по делам о невыполнении приказа

В СМИ освещались три приговора по делам, связанным с неисполнением приказа. В декабре 2022 года Курский гарнизонный военный суд дал по три года колонии мобилизованным Юрию Дегтяреву и Алексею Селиванову, которые отказались «отбыть к местам выполнения специальных задач для восполнения некомплекта подразделений» по приказу начальника части.

Дегтярева и Селиванова демонстративно задержали на плацу в Белгородской области. Видеоролик с кадрами задержания широко распространился в телеграм-каналах.

По оценке следствия, рядовые причинили существенный вред интересам службы, подорвали воинскую дисциплину и авторитет командования, а также помешали укомплектованию подразделения и увеличили служебную нагрузку на других военнослужащих.

Защита Дегтярева и Селиванова просила смягчить приговор, поскольку осужденные признали вину, раскаялись и заявили о желании участвовать в военной операции, но суд оставил приговор в силе.

В конце 2022 года суд в Петропавловске-Камчатском приговорил к одному году и восьми месяцам колонии-поселения военного Алексея Бреусова.

По версии следствия, в начале октября мужчина, «осознавая объявленную в РФ мобилизацию», отказался от участия в военных действиях, «то есть от убытия в соответствии с приказом командира воинской части в зону СВО».

В Тихоокеанском флотском военном суде, где Бреусов безуспешно пытался оспорить приговор, заявили, что смягчающим обстоятельством при вынесении приговора стала явка с повинной, а отягчающим — нарушение в период мобилизации.

В феврале 2023 года Севастопольский гарнизонный военный суд вынес приговор двоюродным братьям — старшему прапорщику Белогорского гарнизона Амурской области Котову В. А. и рядовому Котову Е. В.

По данным суда, они заранее договорились не подчиняться приказу, если он поступит. В сентябре Котовы отказались выполнить приказ заместителя командира бригады по военно-политической работе «об убытии для выполнения задач по удержанию занятых рубежей» в Херсонской области.

Военные признали вину частично. Старший прапорщик Котов получил три года шесть месяцев колонии общего режима, рядовой ― три года четыре месяца колонии.

*включен Минюстом в реестр иноагентов

**В 2014 году правозащитная организация с названием «Агора» была включена в реестр НКО-иноагентов, а в 2016 году — ликвидирована по решению суда. В настоящее время действует Международная правозащитная группа «Агора» без образования юридического лица