1921. Апрель, 7
Донесение начальника милиции 3 района в управление Томской уездной милиции о том, что крестьяне недовольны исключением из школьной программы предмета «Закон Божий».
[ГАТО.Ф.Р.-278.Оп.3.Д.19.Л.180-189\0об.; 1917-1921. Народ и власть. С.-149.]
1930. Апрель, 7
СНК СССР принял «Положение об исправительно-трудовых лагерях».
В зависимости от социального положения и тяжести совершенного преступления заключенные делились на 3 категории:
«15. К первой категории относятся заключенные из трудящихся (рабочие, крестьяне и служащие), пользовавшиеся до вынесения приговора избирательными правами, осужденные впервые на сроки не выше 5 лет и не за контрреволюционные преступления.
Ко второй категории относятся те же заключенные, но осужденные на сроки выше 5 лет.
К третьей — относятся все нетрудовые элементы и лица, осужденные за контрреволюционные преступления».
Виды режима по-прежнему зависели от категорий заключенных, но заметно ужесточились. В этот же день было принято отдельное постановление, которым на руководство НКВД была возложена обязанность сконцентрировать управление исправительно-трудовыми лагерями в рамках единой структуры. Во исполнение этого постановления вскоре было создано Управление лагерями ОГПУ (УЛАГ).
[Сборник материалов по истории социалистического уголовного законодательства. М.: Юриздат, 1938. С.291–292.]
1935. Апрель, 7
Принято постановление ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», в соответствии с которым ответственность за некоторые виды преступлений наступала с 12 лет вплоть до смертной казни.
Основная идея постановления заключалась в следующем: «В целях быстрейшей ликвидации преступности среди несовершеннолетних, начиная с двенадцатилетнего возраста, уличенных в совершении краж, …в убийствах или попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания».
Постановление создавало прецедент – отныне привлекать к уголовной ответственности (в т.ч. и по 58-й статье) можно было школьников-пятиклассников.
20 апреля 1935 года датирован совершенно секретный циркуляр Прокуратуры СССР и Верховного суда СССР № 1/001537 — 30/002517, который подписан Прокурором СССР Андреем Вышинским и Председателем Верховного суда СССР Винокуровым. Циркуляр адресован органам прокуратуры и судам всего СССР. Этот документ разъяснял Постановление «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» следующим образом:
«1. К числу мер уголовного наказания, предусмотренных ст. 1 указанного постановления, относится также и высшая мера уголовного наказания (расстрел).
… надлежит считать отпавшими указание в примечании к ст. 13 «Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик» и соответствующие статьи уголовных кодексов союзных республик (22 ст. УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик), по которым расстрел к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, не применяется»...
Базаров А. Ук. соч. Кн.1. С.387.
1949. Апрель, 7-12
В Томскую область поступило 13 эшелонов выселенцев преимущественно из Прибалтики в кол-ве 15430 человек. В пути следования умерло (по данным врачей, сопровождавших эшелоны) 38 человек.
7 эшелонов размещены в черте города Томска и его окрестностях – зоне Черемошники и Шпалопропиточного завода, а 6 эшелонов сразу были отправлены в сельскую местность: поселок Асино, в колхозы Пышкино-Троицкого района, Тегульдетского и частично Зырянского районов. Остальные размещены в бараках Томской городской тюрьмы. Люди оставлены в городе Томске, окрестностях и поселке Асино, временно до начала навигации на реках Томи и Оби.
Санитарное состояние в момент прибытия эшелонов выселенцев в Томскую область согласно данным секретной записки облздрава характеризовалось следующим:
Эшелон № 97326, прибывший 7 апреля на станцию Асино, предназначенный для Асиновского района, с количеством людей 1300 человек в дороге санитарной обработке не подвергался, санитарного паспорта на месте формирования эшелона не получал, в пути следования санитарного журнала не велось, эшелон сопровождали врач и сестры. В момент прихода на место обнаружен 1 больной корью, других больных не было, имелась значительная завшивленность.
Эшелон № 97327, прибывший на станцию Асино 8 апреля с количеством людей 1448 человек и предназначенный для Зырянского района, в момент поступления на место имел такое же санитарное состояние, как и предыдущий, но среди людей имелось больных больше, а именно:
8 – больных дизентерией, которых госпитализировали в Ново-Кусковскую больницу.
Эшелон № 97332 прибыл на станцию Асино 9 апреля с количеством людей 1313 человек. Они предназначались для Тегульдетского района. Во время разгрузки этого эшелона были обнаружены 8 корьевых, а при размещении в бараки еще 3-е больных корью. Серопрофилактика кори в пути следования эшелона не проводилась.
Эшелон № 97334, прибывший на станцию Асино 9 апреля, предназначенный для Пышкино-Троицкого района, с количеством людей 1330 человек был отправлен из Латвии без санитарной обработки. В момент разгрузки эшелона снято 5 детей, больных корью.
Эшелон № 97324, прибывший на станцию Асино 10 апреля с количеством людей 1158 человек в санитарном отношении ничем не отличается от предыдущих. В момент разгрузки этого эшелона сняты больные корью 6 детей и трое дизентерией, которые были госпитализированы.
Эшелон №50705, прибывший на станцию Асино 13 апреля с количеством людей всего 62 человека, формировался в городе Брандербурге 11 марта. Эшелон сопровождался до г. Бреста фельдшером Конневым, а от гор. Бреста люди следовали без фельдшера. По информации начальника эшелона младшего лейтенанта СЕМЕНОВА в пути следования эшелона больных не было. Люди один раз в дороге были обработаны (на станции Омск) и на месте прибытия насекомых не имели.
Эшелон № 97331, прибывший 8 апреля в город Томск в количестве 1476 человек, которые размещены на территории Шпалопропиточного завода, не имел санитарного паспорта, санитарная обработка не производилась ни на месте в момент отправления, ни в пути следования по ж.д. от станции Гузьбино (Рига) до города Томска. Эшелон находился в пути 11 суток. Поезд сопровождали 1 врач и 2 сестры. В пути были сняты 2 трупа: женщины 79 лет, умершей от сердечной декомпенсации и 5 месячного ребенка, погибшего от пневмонии. В момент разгрузки этого эшелона обнаружено 10 случаев кори. Завшивленностьнаблюдалась в пределах 25-30%, главным образом у стариков и безнадзорных. Было выявлено также 12 температурящих, которые, впрочем, на другой же день вернулись к нормальному состоянию. Корьевые были госпитализированы, а находящимся в контакте сделаны прививки.
Эшелон № 97323, прибывший в город Томск 9 апреля в количестве 72 человек, санитарной обработке нигде не подвергался, будучи в дороге 12 дней. В пути было снято 2 трупа: погибшего от пневмонии пожилого человека и женщины, погибшей от запущенного рака. На месте прибытия было обнаружено 8 корьевых детей, один больной открытой формой туберкулеза и один с острым приступом ревматизма. Завшивленность достигала 25-30%.
Три эшелона (за №№ 97322, 97328 и 97335), прибывшие в Томск один за другим в течение 11 апреля, направлены из Риги. В этих эшелонах насчитывалось 3624 человек, в пути находились 12-13 дней. Санитарная обработка не проводилась нигде. По дороге было снято несколько трупов глубоких стариков и один труп ребенка, умершего от пневмонии. На месте разгрузки обнаружены больные: 2 дизентерией, 1 ветряной оспой, 10 корью, 1 скарлатиной, несколько человек больны чесоткой, 10 человек гриппозных. В дороге эшелоны сопровождали врачи и медицинские сестры, по бригаде на каждый эшелон.
Эшелон № 97335, выгрузившийся в клубе в зоне Черемошников 11 апреля с числом выселенцев 965 человек, прибыл в таких же условиях, как и предыдущие эшелоны. На месте прибытия обнаружены 2 дизентерийных, 5 коревых и 2 больных острым гепатитом.
Эшелон № 97409, размещенный в помещении городской тюрьмы, прибыл в Томск 10 апреля в удовлетворительном санитарном состоянии. В пути следования этого эшелона было снято 3 трупа пожилых людей. Эшелон сопровождала бригада, состоящая из 1 врача и 3-х сестер. Обнаружен 1 случай скарлатины…
[ЦДНИ ТО. Ф.607. Оп.1. Д.47. Л.320-326,330-343.]