Найти тему

Пара слов о классицизме

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Недавно мы рассказывали вам о барокко, который вошел в моду в конце шестнадцатого века. Некоторое время аристократы всех уровней старались оформлять свои дома только в этом пафосном стиле. Но все когда-то заканчивается. Мода - штука недолговечная. И хоть барокко продержался на пике популярности целых два столетия, настал день, когда ему пришлось уступить свои позиции. Во второй половине восемнадцатого века богатые люди увлеклись классицизмом.

Стремление к новому началось с королей. В те далекие от нас времена именно они, а вовсе не звезды шоу-бизнеса, были законодателями мод. Заняв трон, каждому следующему монарху хотелось стать особенным, оставить после себя какой-то материальный след. Увы, барокко себя исчерпал. Придумать что-то, чего прежде никогда не существовало, сложно, да и смысла в этом нет. Хорошо забытое старое, если его немного освежить, тоже сгодится. В эпоху, когда Вальтер, Руссо и другие мудрецы переосмысливали работы своих античных коллег - Гомера, Аристотеля, Платона и прочих - казалось естественным, именно античность положить в основу инновационного стиля в интерьере. И вот уже барокко с его излишествами стал считаться безвкусицей. Строгие формы и гармония - основа классицизма. Они-то и вышли на первый план.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В России классицизм приживался не естественным путем, а распоряжением сверху. Екатерина Вторая, придя на смену Елизавете, захотела все изменить. Ей понравилась европейская тенденция к строгости линий и простоте форм. И тогда она повелела избавиться от всех излишеств своей предшественницы. Даже золоченые статуи на крыше Зимнего дворца были покрашены краской и приобрели более выдержанный, серьезных вид. На память о той эпохе во всех крупных городах страны остались здания торговых рядов - желтые, с белыми колоннами и многочисленными арками. Еще один яркий пример классицизма - купальни в Царском селе, построенные англичанином Чарльзом Камероном. Комнаты облицовывались агатом и имеют характерный вид, который врезается в память.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Если говорить о тех изменениях, которые принес с собой классицизм, нужно прежде всего уяснить: он подразумевает свободу, но строго ограниченную существовавшим на протяжении тысяч лет каноном. Все линии, как горизонтальные, так и вертикальные, должны быть четкими. Большие окна, дающие много света, колонны с капителями, пилястры, портики - это все про архитектуру в стиле классицизма. Он затронул он только фасады зданий. Их внутреннее устройство также подверглось трансформации. Приведем пример. Колонны и арки стали встречаться не только снаружи, но и внутри, причем в изрядных количествах. А еще в моду вошли библиотеки, которые иногда совмещали с кабинетами. В них от пола до потолка шли книжные полки, было место для чтения и работы. Но мебель никогда не была броской, вычурной. Ничто не отвлекало от главного.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Если вам нравится классицизм, но агатовые комнаты вам не по карману, это не беда. Элементы этого стиля можно привнести практически в любой дом, было бы желание. Осталось понять, как это сделать. Вот несколько советов:

1. В просторных помещения с окнами выше двух метров и потолками от трех с половиной метров (обычно речь идет о частных домах) поставьте колонны и пилястры. Они могут быть настоящими или декоративными, главное, чтобы не нарушали пропорции пространства, что для классицизма недопустимо. В центре комнаты хорошо будут смотреться небольшие колонны под массивные вазы с цветами. Для загородного коттеджа верным решением станет камин, вокруг которого декоративные колонны выглядят очень эффектно.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

2. Мебель должна подбираться со вкусом. Никакой аляповатости, напоминающей о барокко. Идеальный выбор - гарнитур, состоящий из дивана, двух кресел и четного количества стульев. Классика! Обивка должна быть одного цвета и текстуры. Слишком яркие оттенки, броские принты, избыточная позолота кругом исключены. Все только в меру.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

3. Классицизм - это не только гармония, но и симметрия. Хозяевам придется поломать голову в поиске центральной оси комнаты. Как правило, она проходит через центр камина, массивного зеркала или любого другого приковывающего взгляд предмета. Строго соблюдая высоту и расстояния между предметами развесьте картины по обе стороны воображаемой линии, расставьте статуэтки, вазы, осветительные приборы.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

4. Паркет в гостиной обязателен для классицизма. Причем ему полагается быть наборным, с каким-то выраженным узором. Это дорого, поэтому все комнаты можно так не оформлять.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

5. И все же классицизм не чужд помпезности, просто она другая, не барочная. Как сам стиль обращен в прошлое, ко дням античности, так и его символика напоминает о мифах и легендах Древней Греции. На практике это значит, что ванная на львиных лампах будет выглядеть уместно, дверная ручка может напоминать плющ. Придумайте, куда поместить голову орла. Может, на столовые приборы? В вашем распоряжении гипсовые бюсты, изображающие известных эллинов, светильники в форме трезубца Посейдона и прочие аналогичные элементы декора.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

6. Барельефы и горельефы не утратили своего значения. В классицизме, как и в барокко, их используют. Но они должны быть изящными, не броскими и только белыми, никак иначе.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

7. Потолочная люстра выбирается массивная. Следите, чтобы она была рассчитана на множество ламп. Если хотите создать максимально достоверный интерьер, берите только те модели, в которых все рожки направлены к потолку.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

8. Все материалы, которые вы используете, должны быть максимально натуральными.

Конечно, полноценный классицизм требует огромного количества вложений и большого простора. Поэтому, вероятно, большинству современников придется ограничиться лишь элементами интересного стиля. Но это не страшно, если помнить о пропорциях, симметрии, гармонии и вкусе.