Памятку составила логопед-дефектолог Руфия Нигматулина
За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов, достигая 3500 слов
Характеристика речи 6 летнего ребенка
1. Может подбирать антонимы, синонимы;
2. Говорит сложносочиненными, сложноподчиненными предложениями;
3. Ребенок 6 лет согласует и сочетает слова по смыслу;
4. Говорит выразительно, эмоционально, понимает, использует вопросительную, восклицательную формы;
5. Использует союзы;
6. Речь связная, логичная, последовательная;
7. Четко выговаривает все звуки, не «глотает» окончания слов — артикуляция хорошая;
8. Понимает образные выражения, например «солнечная улыбка»;
9. Склоняет по роду, числу, падежу слова;
10. Выделяет главное в рассказе, второстепенное может опустить;
11. Пересказывает сюжеты книг, фильмов — содержательно, емко, логично;
12. Ребенок 6 лет может объяснить значение знакомого слова;
13. Образует существительные с суффиксами, глаголы с приставками;
14. Оперирует сравнительной, превосходной степенями прилагательных, составляет их (например, «глубокий — глубже — более глубокий — самый глубокий — глубже всех»).
15. Понимает, может оценить эмоцию, которую переживает;
16. Выделяет 4-й лишний.
Допускается
1. У некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, соноров [л], [л’], [р], [р’]. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
В какие речевые игры можно играть
· «Что означает слово?». Родитель называет предметы, чадо группирует: например, стол — мебель, тарелка — посуда.
· «Что такое имя?». Просят назвать свое имя, мамы, папы, друзей.
· «Кто что делает?». Взрослый предлагает чаду посмотреть вокруг и сказать, кто может спать, сидеть, ходить, а что ездить, звучать.
· «Назови слово». Родитель называет малышу звук, а тот говорит слова, которые им начинаются. Потом по той же аналогии — имена.
· «Посчитай слоги». Взрослый называет слова, а задача дошкольника — посчитать, сколько слогов в каждом из них.
· «Плывем, летим, едем». Родитель показывает сыну или дочке картинки с изображением транспорта. Задача — сказать, что делает каждый из них (самолет летит, автобус едет).
· «Разгадай ребус». Мама предлагает любую тематику (транспорт, фрукты), загадывает слово, говорит первую и последнюю букву. Он должен угадать, какое слово загадал взрослый.
· «Расскажи-ка». Родитель просит чадо рассказать о любимом фрукте так, чтобы взрослый отгадал его.
Взрослые могут придумать такие игры для развития речи 6 – 7 лет самостоятельно.
!!! Речевое развитие ВАШЕГО малыша индивидуально и измерять его лишь предложенные критериями не стоит. Не бойтесь обращаться к логопеду, дефектологу и психологу за консультациями.
Ребенок есть тело, которое растет, и душа, которая развивается, - у обеих этих форм, физиологической и психической, один и тот же вечный источник – сама жизнь. Мы не должны ни душить, ни коверкать таинственных сил, заложенных в этих формах роста; мы должны дожидаться от них проявлений, которые, мы знаем, последует одно за другим».
Мария Монтессори
Памятка составлена на основе методических рекомендаций логопеда Кононенко А.С. и материалам сайта «Дефектология ПРОФИ» московского института коррекционной педагогики.