Некоторое время назад на моем канале была опубликована статья на тему разрешены ли евреям татуировки – ссылку на нее дам внизу этого текста. В качестве иллюстраций мной были выбраны фотографии с татуировками на еврейскую тематику, сделанными двумя известными женщинами: британкой Викторией Бекхэм и россиянкой Ляйсан Утяшевой. При этом, Народ востока неосмотрительно не объяснил, являются ли эти яркие дамы представительницами еврейской национальности. Что ж, теперь придется объяснять, хотя это немного не по теме данного блога.
Ляйсан Альбертовна Утяшева появилась на свет в поселке Раевском Башкирской АССР в 1985-м году. Ее родителями стали студенты истфака уфимского университета, причем, дочь родилась еще до того, как они закончили обучение. Стандартная ситуация для тех лет.
Фамилия ее отца была образована от традиционного татаро-башкирского (или башкиро-татарского, какая разница?) имени Утяш. На русский язык оно переводится, как «ребенок [мальчик], выпрошенный у Бога». У тюркских народов вообще хватает подобных имен: сначала сына называют Утяш, а когда рождается пятая девочка, то ее называют Болду («стоп», «хватит») или как-то так. Альберт Утяшев имел смешанное татарское (мишарское), русское и польское происхождение и исповедовал православную веру.
Напротив, мама нашей сегодняшней героини, Зульфия Утяшева, являлась башкиркой по национальности, а тот самый пгт. Раевский – ее малая родина. В этническом отношении это очень сложный регион, сложней, чем все остальное, традиционно интернациональное, Урало-Поволжье.
В 17-18-х веках тут происходило формирование синтетической этно-сословной группы, которую историки называли новобашкирами. Дело в том, что настоящие, коренные башкиры, имели статус сословия – это были такие мусульманские казаки. К тому же, они были прикреплены к земле, но не так, как крепостные крестьяне – они являлись ее собственниками на основании договора, заключенного еще с Иваном Грозным.
По сравнению с остальными группами местного населения, это были обеспеченные люди, которые ценили свое социального положение, и смешиваться с соседями им не было смысла. Поэтому новобашкиры возникли в результате слияния татар и финно-угорских этнических групп из бывшего Казанского ханства, беглых русских крепостных, военнопленных самого разного происхождения ну и, собственно, башкир, которые обеднели и лишились своей земли. Говорили они на татарском, но в дальнейшем приняли, в основном, башкирское этническое самосознание.
Вот поэтому и Ляйсан Утяшева – дитя многих культур и религий. По рождению она была мусульманкой, но в дальнейшем приняла православную религию своего отца. Если она приезжает в Казань, девушка представляется, как татарка. Но будучи в Уфе называет себя дочерью башкирского народа. Вроде бы, большинство россиян привыкло думать, что она башкирка.
То есть, как мы выяснили, к евреям она не относится никаким боком. Тем не менее, татуировка, стилизованная под иудейскую звезду Давида, на ее теле все равно есть. Также внутри звезды при желании можно разглядеть и исламский полумесяц, и православный крест, и знаки иных религий, которые в меньшей степени на слуху.
Собственно, смысл сего неоднократно объясняла сама Утяшева. Она сказала, что ценит свое сложное происхождение и считает, что одновременно принадлежит всем народам и всем религиям. Каждую из них она в той или иной степени принимает, к каждой испытывает почтение. Даже, как сказала, знает не только исламские и христианские, но также иудейские молитвы.
Что ж, в какой-то мере, достойная позиция. И она достаточно распространена среди людей смешанного происхождения – был у меня знакомый пэпээсник, сын азербайджанца и русской женщины, который носил на цепочке и полумесяц, и крест. Да и сам автор на Хануку кушает мацу, а в остальное время предпочитает борщ с салом)))