Если ты пишешь и умеешь наблюдать, то выдумывать ничего не надо - темы для статей подкидывает сама жизнь. Я 10 лет смотрю, как выбирают профессию детям мои знакомые, и что потом из этого получается. Как карьерный консультант помогаю взрослым людям в профессиональном самоопределении, если изначально был сделан неправильный выбор. Иногда занимаюсь профориентацией выпускников школ и студентов. Как профориентолога для подростков себя не позиционирую – им больше подходит интерактивный формат, нежели консультация. Но мои друзья и клиенты, которые с моей помощью когда-то нашли своё призвание или удачно сменили профессию, периодически просят поработать с их детьми 12-15 лет, чтобы правильно выбрать направление будущего обучения в вузе. Я скриплю, но соглашаюсь. Копится статистика, и вот какими выводами я сегодня с вами хочу поделиться.
В плане выбора будущей профессии для ребёнка все родители нашей страны делятся на следующие категории:
1. Вперёд смотрящие
Эти родители выбирают чаду профессию по соображениям престижа, востребованности и высокого дохода. Они думают о его будущем, поэтому всеми силами стараются подстелить ему соломки. Причем планировать, кем он будет, и тщательно готовить его к этому, они начинают сильно загодя – в его лет 5. В итоге ребёнок, независимо от способностей, в последние годы идёт на IT-специальность и биотехнологии, а 15 лет назад – на экономику или юриспруденцию. И всё бы ничего, если бы такие родители не брали на себя роль Бога, пытаясь не только вершить судьбу человека, но и просчитать перспективность той или иной профессии на годы вперёд. Пока они разрабатывают стратегию и всеми способами ориентируют ребёнка на выбранную ими профессию, всё сто раз может поменяться. Особенно в наше время.
2. Приверженцы династий
Их можно узнать по любимой фразе: «у нас все в роду были врачами» или «твой дед и отец были преподавателями вузов, и ты тоже будешь преподавать». Чаще такие типажи встречаются в научных кругах и в сфере искусства. Они исходят из лучших побуждений (кто бы сомневался!), что в этой профессиональной области у них есть имя, наработки, связи, и это всё, конечно же, поможет их чаду быстрее продвинуться. А то, что у их ребёнка могут быть способности и интересы, отличные от родоначальников династии, их мало волнует. Не можешь – научим, не хочешь – заставим.
Кстати, о талантах. Не зря говорят, что на детях гениев природа отдыхает. Современные исследователи установили, что определённые способности и склонность к той или иной профессии в большей степени передаются нам от бабушек и дедушек, нежели от родителей. Последние сильнее влияют на наши привычки, мировоззрение и систему ценностей. Это первое.
А второе – таланты, которые мы наследуем от предков, миксуются. Особенно это актуально для современных поколений детей, которых в принципе нельзя, как раньше, маркировать по профориентационным системам: человек - техника, человек - живая природа, человек – знаковая система и т.д. У них всё и сразу. И заниматься они будут много чем одновременно. Поэтому запирать их в узкую профессиональную область, где трудились их деды и отцы, - это сильно ограничивать их возможности самореализации.
3. Нереализованные
Слышали такую шутку?
- Весь мир будет лежать у твоих ног, только выйди за меня!
- Саня, ты задолбал! Твоя смена – ты и выходи.
Только тут не Саня, а мама. Или папа. И не рабочая смена, а целая профессиональная область. Кто-то когда-то поставил им запрет на том, чем им хотелось заниматься, или они сами струсили, загнали свои желания в подпол, и те ведут оттуда подрывную работу. Такие родители могут умом не осознавать, но ими будет рулить подсознательное стремление реализоваться в любимом деле через своих детей. И тоже - невзирая на лица, способности и желания. Они натянут сову на глобус, найдут все признаки талантов, всеми правдами и неправдами продавят своё решение, и никуда ребёнок не денется – будет артистом/юристом/пианистом, раз мама не смогла.
4. Пофигисты
То ли они так вымотаны, то ли разуверились в своём чаде, то ли ещё что-то влияет, но им всё равно. Они не ведут с детьми долгих бесед о выборе профессии и не водят их на профориентации, максимум, что их волнует – чтобы те нормально сдали ЕГЭ и хоть куда-то поступили. Поэтому тут у ребят почти полная свобода выбора. И это, кстати, не так уж плохо. По мне – так гораздо лучше, чем когда мама или папа прописали жизненный план для ребёнка на 30 лет вперёд. Кто-то из таких детей услышит себя, кто-то пойдёт подавать документы в вуз за компанию с другом, и потом, как это часто бывает, окажется, что выбор был сделан правильно.
5. Чуткие
Этим родителям не надо объяснять, что их дети – это не их собственность, и что у них – свой путь. При всей любви к ребёнку у них нет ожиданий и заготовок, кем он должен быть. Они готовы принять любой вариант, так как понимают, что у каждого из нас своё предназначение, и что работа, на которой мы проводим треть жизни, должна нравиться. Они в контакте со своими детьми, и у тех не атрофирована способность слышать самих себя . Поэтому чуткий родитель, просто наблюдая за ребёнком и общаясь с ним, может понять, чем тот может и хочет заниматься. Либо, если не хватает знаний о современных и будущих профессиях, отвести сына или дочь на профориентацию. При этом он готов к любым её результатам, какими бы неожиданными для него они не оказались. Главное – чтобы это было по душе и по способностям его ребёнку.
Чего не скажешь про следующую категорию родителей
6. Сами с усами
Они делают вид, что готовы к любому исходу, но когда слышат результаты профориентации и рекомендуемые виды деятельности, начинают возмущаться и спорить «что это за профессия?!», «это- не для девушки/мужчины», «там нет денег, признания и еще чего-нибудь», «только через мой труп!». Причём речь не идёт о чем-то криминальном, просто родитель мыслит стереотипами и исходит из текущей ситуации, забывая, что мир профессий стремительно меняется, и то, что гарантировало кусок хлеба вчера, не факт, что будет кому-то нужно через 5 лет. Как, например, в профессиях бухгалтера или посредственного программиста, где скоро человека заменит искусственный интеллект. И, наоборот, на первый план выходят те виды деятельности, которых раньше не было или они были в загоне.
Приведу пример из личного опыта. Когда моей дочери было 11 лет, я спросила её, кем она хочет быть в будущем. Она ответила, что хочет лечить людей. Я удивилась – откуда это? Врачей у нас в роду не было, все – либо учителя, либо главбухи, эйчары и прочие офисные работники. Я в то время работала руководителем службы персонал компании и знать не знала про карьерное консультирование и профориентацию. Мысли, что поступить в мед сложно, учиться в нём долго, и врачи получают мизерные зарплаты, мигом пронеслись в моей голове, но я ничего дочери не сказала. Сама я на тот момент уже несколько раз поменяла профессию и на опыте убедилась, что работа должна быть по душе.
В 10-м классе мы с дочкой вернулись к этому разговору, и я спросила, что она хочет лечить - тело или душу? Ответила, что не знает, всё интересно. Но тут вмешался его величество Случай. Как-то во время мытья головы я роняю маникюрные ножницы, и они вонзаются мне в вену на ноге. Хлещет тёмная кровь, я с намыленной головой зову дочь, чтобы та принесла вату и йод. Она заходит, видит лужу крови и сползает по стенке. После этого нам всё про мед становится понятно. Решаем, что всё-таки психология. А потом, уже выбирая вуз и специальность, видим, что есть вариант на стыке обеих интересных дочери наук – клиническая психология. Прицеливаемся туда. Надо сказать, что в то время и психология вообще, и тем более – клиническая, в нашей стране были в загоне. Такие специалисты мало где требовались и получали копейки. А в частную практику сразу после вуза не уйдёшь – нужно где-то нарабатывать опыт. В общем, перспективы вырисовывались так себе. Но я верила, что раз это – призвание моей дочери, всё будет хорошо. В итоге она сама, без репетиторов подготовилась к ЕГЭ, сдала и поступила на бюджет.
Сейчас дочь работает клиническим и нейро-психологом для детей с особенностями развития (аутизм, ДЦП, задержка умственного и психического развития, СДВГ и т.д.). И очень довольна - это действительно её. За эти годы востребованность психологов вообще и клинических, в частности, выросла в разы. Загруженность такая, что дочь порою работает на пределе своих сил. А я иногда ловлю себя на мысли, что было бы, если бы я настояла на экономическом образовании, которое когда-то получили и я, и муж, и моя сестра. Был бы ещё один отбывающий повинность офисный сотрудник, с каждым годом теряющий свою востребованность…
А теперь самое главное. Мы не можем дать другим то, чего у нас самих нет. Поэтому, дорогие родители, если вы хотите видеть своих детей счастливыми, очень вас прошу -
В первую очередь разрешите самим себе заниматься любимым делом, чтобы:
- дать своим детям живой пример любви к работе, увлечённости ею
- вам не хотелось отыгрывать на детях свои нереализованные амбиции в профессиональной сфере, заставляя их заниматься тем, для чего они не предназначены
- у вас не возникало скрытых от вас самих желаний запретить им идти туда, куда когда-то запретили идти вам. Чаще всего это – творческая деятельность. Аргумент «меня в детстве воспитывали ремнём, и ничего, вырос нормальным человеком, поэтому я тоже буду лупить своих детей» - так себе.
Да, в моменте, когда вы оставите привычную, но опостылевшую работу ради занятия любимым делом, и ваш доход упадёт, дети могут упрекнуть вас в том, что сейчас вы не в состоянии купить им то, что покупают их сверстникам. Но в долгосрочной перспективе у этого шага будет положительный эффект, если вы не зароетесь в чувство вины перед ними. Вашим детям нужны счастливые родители, а не те, которые тянут свою лямку со скорбным лицом, чтобы дать им «всё самое лучшее». И потом ещё, не дай Бог, предъявят им за это счёт.
Больше денег и вещей - это ваши ценности, а их поколению важно делать что-то стоящее и получать удовольствие от работы. Но научить этому словами невозможно, если вы сами так не живёте.
Правильных вам выборов!
Галина Бобкова, карьерный психолог/консультант, профориентолог, коуч по самореализации www.ccgb.ru
Соцсети и каналы: