В 1963 году было основано предприятие "Совтрансавто". Автомобили этой организации колесили по миру, а стать ее водителем для простого человека считалось удачей, вполне сравнимой с поимкой Жар-Птицы. Однако попасть в число этих элитных шоферов было крайне непросто.
Профотбор в водители-международники начинался с проверки партийности кандидата – если не член КПСС (или, хотя бы, ВЛКСМ), то и говорить нечего. Поэтому желающие ездить за границу в обязательном порядке вступали в партию. Но этот шаг мог оказаться бессмысленным, если имелись родственники за границей, этот обязательный анкетный вопрос тоже следовало учесть. Ну и третьим обязательным фактором являлось высокое профессиональное мастерство водителя и безаварийная работа минимум 5 лет. Знание иностранного языка считалось серьезным плюсом, но решающим не было.
Затем к работе с кандидатом приступали сотрудники органов. Представители госбезопасности объясняли гражданину, что теперь не только он сам, но и его близкие оказываются под неустанным оком КГБ. Дальше человеку разъяснялось, что он представитель своего социалистического Отечества во враждебном капиталистическом окружении, поэтому и вести себя должен соответственно. Чтобы честь страны не уронить.
И вот человек попал водителем в систему "Совтрансавто". Но это еще не все препятствия на пути к вожделенным иностранным поездкам. Для начала нужно было поездить по Советскому Союзу в качестве обычного дальнобойщика. Это был момент анализа настоящего профессионального мастерства – если уж отечественные дороги выдерживает, то и на иностранных вряд ли разобьется.
Проявив надежность на отечественных трассах, водитель реально становился международником, правда поначалу его выпускали в поездки только по странам социалистического лагеря. Ну да и это было немало для психики неизбалованного роскошью советского человека. Одно дело слушать рассказы об изобилии в Чехословакии или Польше (по советским меркам изобилии) или даже видеть это в короткой туристической поездке и совсем другое дело касаться зажиточной жизни других стран ежедневно в процессе трудовой деятельности.
Но если и тут водитель рекомендовал себя с лучшей стороны – тогда дорога в капиталистические страны оказывалась открытой. Правда валюты на руки водители-международники получали относительно немного, но на приобретение различных предметов невиданной в Советском Союзе роскоши и таких скудных средств хватало. Нужно было только не опускаться до банальной фарцовки. И шофер мог считать, что жизнь удалась.