После того, как экспедиция Магеллана прошла через Тихий океан и достигла Филиппинских островов о походах в эти края забыли на десятки лет. Конечно, испанцы отдалялись от побережья на десятки, а иногда и сотни миль, но это практически "капля в море" по сравнению с масштабами Южного моря, как тогда называли самый большой океан на планете. И для освоения этих пространств нужна была легенда, которая будет покруче чем там, которой руководствовался Колумб, когда отправлялся в свои путешествия. То есть нужна была если не новая Азия, то какая-то новая земля, причем обязательно богатая.
Это сейчас, если мы взглянем на карту Тихого океана, то поймем, что "ловить" там особенно нечего. Конечно, есть Австралия, но до ее открытия были еще долгие годы. И тут появляется легенда, в которую все еще весьма слабо образованные и набожные люди того времени охотно поверили. Суть легенды сводится к тому, что где-то в Тихом океане скрывается таинственная страна Офир, в которой спрятал свои сокровища еще царь Соломон. А поскольку параллельно появилась еще одна легенда о заморском походе инки Тупака-Юпанки, из которого он привез кучу золота и бронзы, то интерес к путешествию в соответствующем направлении резко вырос.
За 10 лет до описываемых событий в Перу появился выходец из Сарагосы, племянник местного вице-короля Альваро Менданья.
От Сарагосы до столицы Перу - Лимы - почти 10 тыс. км. Даже в наши дни Google утверждает, что чтобы добраться самолетом из одного города в другой нужно будет потратить почти сутки.
Лима сама расположена на побережье (ну или в непосредственной близости от него), но в те годы главным портом был Кальяо, расположенный чуть-чуть к западу от центра. Но теоретически между ними Google даже прокладывает маршрут - около 10 км. Сегодня это всё фактически один мегаполис:
А вот и фотография современного порта Кальяо:
В экспедицию верили слабо, и если бы не красноречие дяди Менданьи, который активно оперировал в своих выступлениях Священным писанием, тем самым воздействуя на религиозные чувства весьма набожных испанцев, то экспедицию никто и не снарядил бы. При этом по плану мореплаватели должны были пройти морем лишь около 2500 км на юго-запад, где и должны встретиться искомые земли. Но в итоге все оказалось намного-намного серьезнее.
В общем, 19 ноября 1567 года флотилия из двух кораблей под общим командованием Альваро Мендланья отправилась из Кальяо на юго-запад желая достичь примерно 23 градуса ю.ш. и продолжить путь на этой широте. При этом сам Кальяо расположен на широте около 12 градусов ю.ш.
Однако затем в планах экспедиции что-то поменялось и вместо того, чтобы двигаться к 23-му градусу, корабли пошли на запад где-то между 15-16 градусами ю.ш. Справедливости ради, заметим, что на 23-м градусе Менданья ничего бы не нашел ни в 2500 км, ни далее в обозримом пространстве. Нашел бы совсем известнейший остров Пасхи на 27 градусе ю.ш. И не в 2500 км, а в 3800 км.
В общем, каким-то чутьем Менданья почувствовал, что на юге его флотилии делать пока нечего, и продолжил плавание.
А вот дальше очень интересно. Примерно через месяц похода Меданья умудрился (другого слова тут и не подберешь) попасть в пролив между Маркизскими островами Французской Полинезии на севере и архипелагом Туамоту на юге. А это 7300 км от берегов Южной Америки. Причем, прошел он между ними столь удачно, что ни на севере, ни на юге ничего не заметил:
Конечно, между Маркизскими островами и Туамоту около 1400 км, но... Взгляните на карту в увеличенном масштабе! Да это пространство буквально испещрено совсем маленькими островками!
Давайте полюбуемся, мимо какой красоты умудрился проскочить Менданья. Вот Маркизские острова:
А вот еще:
Общая площадь 15 островов около 1000 кв. км. При этом острова достаточно гористы - высшая точка 1230 метров над уровнем моря.
На Туамоту ландшафт совсем иной. Островов здесь больше - почти 80, а вот площадь их еще меньше - около 850 кв. км. Гор же здесь вообще практически нет. Высшая точка архипелага всего 64 метра над уровнем моря.
Менданья как будто специально выбирал такой маршрут, чтобы промахиваться мимо участков суши в бескрайнем Тихом океане. Ведь в последующие недели он остаивл в стороне атолл Токелау причудливейшей формы:
В итоге, преодолев фантастические 11500 км от берегов Кальяо, флот Менданья достиг островов в составе то ли Новой Каледонии, то ли Тувалу. Это произошло на 63-й день похода!!! Неплохая скорость для того времени - более 182 км / дн, или примерно 7,61 км/час. Это если следовать совсем без остановки. Все-таки умели испанцы воспользоваться ветром и течениями.
Еще через 10 дней экспедиция достигает относительного мелководья, которое Менданья называет Мели Канделярии. 2 февраля 1568 году с кораблей заметили землю, которая и получит в итоге название Соломоновых островов (помните цель путешествия?). Но это еще в 1500 км на запад!
Это уже не такой и маленький архипелаг / страна. Ее площадь почти 28,5 тыс. кв. км. Это почти на четверть больше чем площадь Израиля (!). на 40% больше Словении (!), в два раза больше Черногории, в 3 раза - Кипра (!).
К несчастью, Менданья выменял здесь у туземцев немного золота. К несчастью для них самих, прежде всего. В общем, ни для испанцев, ни для туземцев это знакомство ничем хорошим не закончилось. Пару месяцев испанцы восстанавливают силы, после чего строят еще одно судно и отправляются вглубь архипелага, открывая один из самых больших островов, который они назвали Гуадалканал.
Испанцы остановились здесь буквально на несколько недель, в результате которых у них выпала треть экипажа. И не столько из-за туземцев, сколько из-за болезней, связанных с местным климатом. Испанцы назовут этот остров зеленый ад, а спустя много лет во время второй мировой войны японцы - западней дракона.
В итоге, испанцы открывают большую часть островов архипелага и отправляются в обратный путь в августе 1568 года. Они понимали, что возвращаться тем же маршрутом нельзя, поскольку им будет серьезно мешать ветер. Поэтому решили проложить обратный путь через... Калифорнию. Примерно это 10500 км к северо-востоку по прямой. Время в пути до Лос-Анджелеса на современном самолете более 14 часов:
Путь же испанцев занял 5 месяцев и 12 дней!!! И еще 4 месяца ушло затем на то, чтобы через Никарагуа добраться до Перу. И это был лишь первый поход, благодаря которому и на современной карте мы можем найти Соломоновы острова. Вот честно, если бы я там ничего не нашел, то я бы вряд ли оставил островам это имя. В следующий раз европейцы побывают на этих островах через двести лет!
Ну а Менданья через много-много лет совершит еще один поход. Это будет в 1595 году. Он открывает еще несколько островов / архипелагов, но 18 октября 1595 года Менданья умирает. Экспедицию возглавил его сподвижник Педро де Кирос, но это будет уже совсем другая история
Спасибо, что читаете мои публикации про совсем неизвестных мне людей. Но от этого их маршруты еще больше поражают! Рад вашим реакциям и комментариям. До встречи на канале! Уже совсем скоро!