А что, если бы Землю посетили инопланетяне? Именно это и произошло в повести Стругацких "Пикник на обочине", только произведение совсем не о пришельцах.
Название и авторы: "Пикник на обочине", братья Стругацкие.
Настроение: философское и приключенческое - поиск, истина, напряжение, сочувствие, непримиримая борьба, ценность, человеческое, побег от мира, жестокость системы, счастье.
О чём: инопланетяне посетили Землю и вскоре улетели, оставив после себя так называемые Зоны - области, в которых остались отголоски их Посещения: неизвестные человечеству предметы, изменения пространства, феномены. Так как Зоны были очень опасны, они охранялись государствами. Однако находились смельчаки, которые тайком проникали в них - сталкеры. Зачем они рисковали своими жизнями? Большинство - ради денег, они выносили из Зоны предметы и продавали их. В то же время ходит легенда о том, что в Зоне есть золотой шар, который исполняет желания.
Погружение: читается очень легко, сюжет интересный, персонажи живые и объёмные, описания лаконичные и касаются по большей части "новых" знаний (описание Зоны и её окрестностей). Во второй половине повести более высокая концентрация метаморфозов. Конец открытый, но не вызывает чувства незавершённости.
Отклик в душе + анализ (есть спойлеры):
В центре повествования - опытный харизматичный сталкер Рэд Шухарт. У него есть семья, друг, приятели и прибыльная, хоть и опасная, работа, которая ему долгое время была по душе. Казалось бы, что ещё желать человеку? Однако мир жесток: его дочь - порождение Зоны - безнадёжно больна, друг погибает, и, кажется, всё против него.
Для меня эта повесть о том, насколько маленький человек в этом мире, а ещё о том, как этот мир его поглощает. Система превратила людей в рабов своих потребностей и мыслей. Понятие жизни подменяется понятием выживания. Хочешь прокормить семью, попытаться вылечить дочь? Зарабатывай, занимайся незаконным "бизнесом", лги, юли, не попадись - это главное, приспосабливайся. И это мышление свойственно большинству людей, лишь единицы способны вырваться из этого круговорота. Поэтому Шухарт видит в Зоне не только место заработка, но и то, куда он может убежать от реалий своего мира.
По сюжету в конце книги главный герой ищет шар желаний. Пройдя множество испытаний, которые ожесточили и обезобразили его душу, он добрался до цели. И вот тогда наступает один из самых важных моментов повести: Рэд не смог сформулировать то, чего он хочет. Он не может определить, что есть для него счастье. Он заглядывает в себя и ужасается: он не может найти в себе ни одной мысли, а вся его жизнь крутилась вокруг материального. Он пытается вспомнить, что ему говорил самый светлый человек в жизни - друг Кирилл, но не может. И тогда он в его голове проносятся слова знакомого мальчика: "СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!»"
Это произведение о потере себя. У меня оно вызвало вопросы о том, что значит быть человеком и что в нём есть "человеческого"? Заслуживает ли человек счастья? И что есть счастье?
Отдельное место в моём анализе занимает Кирилл - учёный, который упорно пытается изучить Зону. Он живёт своими идеалами и стремлениями, довольно искренними и чистыми для этого мира. Самое интересное, что фактов о нём напрямую мы узнаём мало, очень многое проясняется в том, как Рэд относится к своему другу (с точки зрения литературы это очень изящный приём, повествование шло от лица Шухарта, поэтому к Кириллу невольно проникаешься тёплыми чувствами и любовью).
P. S. Довольно интересно замечание Рэда касательно людей на примере Кирилла: он заметил, что люди боятся неизведанного, поэтому придумывают неизвестному имена и успокаиваются, получая иллюзию того, что они что-то знают.
Учёному противопоставляется другой человек - пожилой сталкер Стервятник, очень хитрый, жадный и изворотливый человек. Рэд имеет с ним связи "по работе", но в душе его презирает (что, в прочем, не скрывает). Поэтому он искренне злится из-за того, что такие, как Стервятник, всегда выживают, а хорошие люди погибают.
Замечание:
Есть теория, что "Пикник" - аллюзия на коммунизм. Я скорее согласна с этим, но, кажется, прототип - не сам коммунизм, а в целом режимы власти, которые, превознося потребности толпы, убивают человеческое в людях. И, кажется, они забывают о том, что толпа всё же состоит из отдельных людей.