Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Последняя жертва» - когда любовь - это единственное, что волнует

Когда критики-современники писали об Александре Островском, что он, подобно Карлу Гольдони, создаёт свои фабулы, имея ряд «масок», то были отчасти правы. Если читать все пьесы подряд, можно отследить тенденцию – вариантов не так много, но автор их феерически тасует. Опять же, великое значение имеет игра актёров – драматургия всё же зависит от исполнителей, ибо на них и рассчитана.

Кадр из фильма «Последняя жертва» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Последняя жертва» (1975). Скриншот.

Сегодня поговорим о фильме «Последняя жертва» (1975), снятом Петром Тодоровским, с фоновой музыкой Исаака Шварца (специалиста по созданию атмосферы XIX века), что само по себе уже интересно. Фильм от пьесы несколько отличается и потому значится, как «по мотивам». И эти мотивы оставлены без изменений. Итак, перед нами чувствительная и не особенно развитая купеческая вдова Юлия Тугина (Маргарита Володина с вечно обиженными, красивыми глазами).

Кадр из фильма «Последняя жертва» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Последняя жертва» (1975). Скриншот.

Делом она заниматься не может, не хочет, не готова, а громадные капиталы по страсти да по дурости спустила на своего любовника – разорившегося дворянина Вадима Дульчина (роскошный Олег Стриженов со следами увядания на благородном лице). На что похоже? Юлия – копия Ларисы Огудаловой, по сути, как если бы она вышла замуж за резко овдовевшего Кнурова, а через некоторое время овдовела сама.

Кадр из фильма «Последняя жертва» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Последняя жертва» (1975). Скриншот.

Мало разума, а из всех чувств - только большое любовное переживание. Дульчин – типаж Паратова с элементами Аполлона Окоёмова. Чарующий мужчина-вещь. Манеры, лоск, умение носить фраки,... витиеватость словес, бесшабашность, карты, шaмпанское. Юлия мечтает выйти замуж за Дульчина, а он …не мечтает об этой странной Юлечке. Он уже обобрал мадам – у той осталась лишь жилплощадь и наряды. Даже экипажа нет – ходит пешком в своих турнюрах.

Кадр из фильма «Последняя жертва» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Последняя жертва» (1975). Скриншот.

Зато в Юлию искренне влюблён Кнуров-2 – пожилой негоциант Флор Федулыч Прибытков (Михаил Глузский с добрым прищуром). Вот он единственный и вызывает кое-какую симпатию во всей этой надрывной истории! Он хотел бы взять в жёны Тугину, да она не воспринимает «старика». Она не так давно ровно такого же схоронила! Ей бы страстей в её тридцатилетнем, ещё не увядшем возрасте! Вся её жизнь - это свидания с Вадимом и ...томительные ожидания, когда скрипнут половицы и явится прекрасный - он.

Кадр из фильма «Последняя жертва» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Последняя жертва» (1975). Скриншот.

Ей, погрязшей в фантазиях, мудрый мужчина 60+, путь и крутой, совсем не в тему. Поэтому к Прибыткову она относится с приязненным почтением, но и только. А ещё у Фрола Федулыча есть шулер-племянник Лавр, изумительной глyпости человек, не соответствующий своему желанию затевать махинации (милейший Леонид Куравлёв) и внучка Ирочка – решительная, смазливая барышня (Ольга Науменко, вечная наша Галя, так и не докрутившая Женю Лукашина).

Кадр из фильма «Последняя жертва» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Последняя жертва» (1975). Скриншот.

По пьесе она – засидевшаяся в дeвках и не особо завлекательная, а тут её образ сделали манящим и даже эффектным. Эта внученька и влюбляется в Дульчина. Тут вспоминаются паратовские «золотые прииски», остававшиеся за кадром. К слову, Ирэн Прибыткова свято верит, что у её предмета страсти – имения, рысаки, счета в банках. Она восторгается, что он презирает ассигнации да кидает их без счёта. А кидает он деньги своей возлюбленной. Не сам же заработал - чего ж беречь-то?

Кадр из фильма «Последняя жертва» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Последняя жертва» (1975). Скриншот.

Последняя жертва – это когда Юлия добывает для Вадима шесть тысяч, которые тот лихо проигрывает. Но и это она ему простила, а вот информация о том, что он решил жениться на мамзель Ирине окончательно отрезвила. (Да, Ирина оказалась невыгодной невестой, да и она разочаровалась, узнав, что Дульчин - нищ). Некоторым людям нужен не пинок, а удар. Всё, хватит! Юлия соглашается стать женой Кнурова-2 - этот её не продаст и не предаст. А жить вдова так и не научилась - надо искать честного покровителя.

Кадр из фильма «Последняя жертва» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Последняя жертва» (1975). Скриншот.

Её Вадим - не промах! Женится на некоей вульгарной богачке Пивокуровой – вариации Домны Белотеловой из «Женитьбы Бальзаминова» и близкой к мифической госпоже Оболдуевой из пьесы «Красавец-мужчина». Что ж Ирина? За ней Прибытков даёт лишь 5000 рублей и она – не самая выгодная невеста. В финале её показывают со стариком-генералом. Правда, у драматурга это почему-то комедия, хотя, фактически – драма со слезами. И фильм вовсе не весёлый.

Кадр из фильма «Последняя жертва» (1975). Скриншот. Да-да, вот на ней женился Вадим Дульчин.
Кадр из фильма «Последняя жертва» (1975). Скриншот. Да-да, вот на ней женился Вадим Дульчин.

Zina KorZina (c)

  • Статьи об экранизациях пьес Александра Островского:

1. «Жестокий романс» - Лариса тут «никакая»?

2. «Женитьба Бальзаминова» - мисткаст и шедевр.

3. Жёсткий урок Снегурочки.

4. «Красавец мужчина» - почему его жаль?

  • Ещё!

1. Изысканный фильм с участием Маргариты Володиной - «Каждый вечер в одиннадцать» - эстетика и любовь счастливого поколения.

2. Весьма непростой фильм с участием Михаила Глузского - «Никудышная» - этот сюжет не то, чем кажется поначалу.