Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Никудышная» - этот фильм не то, чем кажется поначалу

Шедевр Динары Асановой «Никудышная» (1980) мне совершенно не понравился в отрочестве. Нет. Не так. Я его не поняла. Начало – захватило. На экране - модная и отвязная молодёжь, которая появилась вовсе не в Перестройку, а была всегда, просто не все авторы её показывали. Так вот сия поросль и, я б сказала, плесень, в СССР была такая же, как и на «неблагополучном Западе».

Кадр из фильма «Никудышная» (1980). Скриншот.
Кадр из фильма «Никудышная» (1980). Скриншот.

Перед нами – симпатичная девушка с агрессивным макияжем. Фоном звучит музон группы ABBA (композиции этого квартета потом будут сопровождать весь фильм!), следует сцена танца, переходящего в драку. Сражаются две милашки. Одну из них играет Ольга Машная, вторую – Елена Цыплакова. Подзуживают парни – в эпизоде никому ещё не известный Андрей Краско.

Александр Демьяненко в роли отчима Ани. Кадр из фильма «Никудышная» (1980). Скриншот.
Александр Демьяненко в роли отчима Ани. Кадр из фильма «Никудышная» (1980). Скриншот.

Беседа в милиции. Оказывается, что Аня (которая Машная) – из так называемых «трудных» и ещё один такой боевой заход под Аббу с мордобитием и воспоследует спец-ПТУ, а это – лайт-вариант зоны. Точнее, преддверие зоны. И тогда отчим (неожиданный Александр Демьяненко) отправляет Аню к своим родственникам в далёкую деревню, где всё - иначе...

Кадры из фильма «Никудышная» (1980). Скриншоты.
Кадры из фильма «Никудышная» (1980). Скриншоты.

К слову, семья у девочки не алкоголическая и не криминальная – просто молодящаяся мама думает о себе и своей новой беременности, тогда как Аня – этакий Маугли в городских джунглях. А ещё она ...умственно-отсталая заика. Причём, эта отсталость не природная – это типовой пример педагогической запущенности, когда ребёнок в силу заикания становится 1) стеснительным, а потом 2) изгоем для первой учительницы и – всего класса.

Кадр из фильма «Никудышная» (1980). Скриншот.
Кадр из фильма «Никудышная» (1980). Скриншот.

Дальше идёт, как накатанной. (Впрочем, и отличники так же формируются - ставят в первом классе пятёрку и затем тащат чуть ли не до золотой медали, даже при активном сопротивлении самого отличника). Ольга Машная гениально сыграла эту отчаянную агрессию зверька. Ну, так вот. В подростковом возрасте мне было интересно ровно до того момента, как Аню отправляют в провинцию на перевоспитание. Точнее – в глаз долой.

Кадры из фильма «Никудышная» (1980). Скриншоты.
Кадры из фильма «Никудышная» (1980). Скриншоты.

А там начинался какой-то унылый и тягучий трэш. Для меня в мои 11-13. Но нет. Сейчас я с наслаждением смотрю эту кинокартину – а это именно картина в духе полотен Виктора Попкова, и даже похороны деда Саввы (блистательный Михаил Глузский) напоминают работу «Хороший человек была бабка Анисья». Впрочем, «Сентябрь на Мезени» – тоже просматривается. Дух русской суровости.

Виктор Попков. «Сентябрь на Мезени». http://v-popkov.com/
Виктор Попков. «Сентябрь на Мезени». http://v-popkov.com/

Если проще – Аня под воздействием «чар» деда Саввы, которого все считают колдуном (а на вид он какой-то сосланный технарь-интеллигент), так вот Аня избавляется от заикания и от бесполезной агрессии. Глубинная мысль: город – увечит, село – лечит. Одна из важнейших тем конца 1960-х - начала 1980-х, когда возник феномен писателей-деревенщиков, и вся интеллигенция влюбилась в шукшинские мотивы.

Виктор Попков. «Хороший человек была бабка Анисья». http://v-popkov.com/
Виктор Попков. «Хороший человек была бабка Анисья». http://v-popkov.com/

Асанова берёт в свой фильм двух классически-шукшинских актрис, символизировавших для него Россию-деревенскую - Марию Виноградову и, собственно, Лидию Федосееву-Шукшину. Вообще, это настолько роскошный, многослойный сюжет, что в нём ощущаются даже ростки ...хорошего триллера – есть ряд сцен, где чистый thrill (когда Аня находит на чердаке гроб или во время грозы).

Виктор Попков «Он им не завидует». http://v-popkov.com/
Виктор Попков «Он им не завидует». http://v-popkov.com/

На этой почве можно сделать 1) роман специфического Юрия Мамлеева (а он был другом деревенщика Александра Проханова) – найдите его «Шатуны» – вот где кладезь мрака; 2) роман Стивена Кинга. Не Мамлеев, конечно, но тоже неплох. Да, ощущение попковской картины «Он им не завидует» нет-нет, а проявится. Советское искусство - это ларчик с потайными донышками, а не паровозный соцреализм, как нам пытаются доказать.

Лидия Федосеева-Шукшина и Мария Виноградова. Кадры из фильма «Никудышная» (1980). Скриншоты.
Лидия Федосеева-Шукшина и Мария Виноградова. Кадры из фильма «Никудышная» (1980). Скриншоты.

«Никудышная» потрясает тем, что мы в начале ждём совершенно другую фабулу – рассказ о перековке ненужной девочки в комсомолку-отличницу и спортсменку-ударницу. Перековка-то есть, но всё – иное. В ощущениях хтонической жути. Неслучайно сейчас любят снимать сериалы о какой-нибудь туманной российской глубинке, где всё вроде бы нормально, а по факту – чертовщинка, деревенская магия, язычество.

Кадр из фильма «Никудышная» (1980). Скриншот.
Кадр из фильма «Никудышная» (1980). Скриншот.

Правда, «Никудышная» – всё равно фильм советский, крепкий, о социальном прогрессе, и потому вся магия тут – в догадках и полунамёках. Тут понимать надо! И да, посреди всего этого, как уже говорилось, звучат композиции Аббы - вперемешку с народными песнями a cappella. Эффектно и в духе гуманитарных 1970-х. В финале исправленная, обновлённая (с неё сняли порчу) Аня собирается к себе в город, а в небесах - долгий колокольный звон...

Zina KorZina (c)

  • О фильмах с участием Михаила Глузского:

1. «Монолог» и несколько слов о советской жизни в 1970-х годах.

2. «Почти смешная история» - о том, как мы хорошо / плохо жили в СССР.