Найти в Дзене
Параллели истории

Договорнячок с плотным диаволом или алотамговый ярлык

Всем, кто мало-мальски интересуется отечественной историей, а именно периодом Дмитрия Ивановича Донского, известно о его, мягко говоря, "переборчивости" в митрополитах.

Их, временами, по три штуки на одной делянке бывало. Между собой и князем не договорившихся. Ясен пень, Дмитрий Иванович из этой колоды пытался выбрать подходящего. А вот для чего подходящего, тут стоит подумать. Первое, что приходит на ум, Дмитрий Иванович искал "премьер-министра". Такого же, как митрополит Алексий. Но это, наверное, не так. Когда князь ещё Димой был, вот тогда глава правительства был нужен, потому как бояре стадом могли княжество и профукать, погнавшись каждый за своей личной выгодой. Вот тогда Великое княжение тянул митрополит Алексий. Но Дима вырос и во втором Алексии, сдаётся мне, не сильно нуждался. Зачем такой конкурент у власти? Попробовать, как его потомки, Иван III и Иван Грозный, оттяпать у церкви земли, да побольше? А новопоставленный митрополит что бы молчал в тряпочку. Но, во-первых, её ещё не так много, земли этой у церкви, как хотелось бы оттяпать, только-только монастыри подниматься в массе начали. А во-вторых, сам Дмитрий Иванович не совсем Иван Грозный.

Всё-таки власть у него не безграничная. Хватит ли силёнок с церковью бодаться, даже если митрополит "свой", большой вопрос... А предположу-ка я такой вариант. Впрочем, без предыстории не обойтись.

В 1374 году случилось родиться у Великого князя Московского решение собрать дорогих партнёров князей на крещение своего второго сына, Юрия. Само пришло, или подсказал митрополит Алексий с боярами, не важно. Главное, между заздравными чашами обсуждались важные государственные дела. В прошлом году, Мамая с его вторым, малолетним ханом Булаком, выперли из Сарая. Уже не в первый раз. Вот это, да ещё малолетство хана, да напор на Мамаеву Орду претендентов на ханский трон, позволило поднять вопрос об, так сказать, увиливании из-под мамаева крыла на вольные хлеба. Ну и как обычно, на любые дела нужны финансы. Больше, чем уверен, что Алексий на "нужды государства" щедро черпал из церковной кубышки.

-2

Что нравиться никак не могло достаточно многим. И иерархам церковным, у них же откусывают. И князьям, а с какого, позвольте, хрена, Московскому князю такие преференции? Но у Алексия не забалуешь. Митрополит прошёл огонь, воду, поездку в Орду для лечения Тайдулы, грызню с Ольгердом и т.д. Кстати, на счёт Ольгерда. Уважаемый партнёр нажаловался патриарху в Константинополь, что Алексий одеяло тянет на Москву, а должен сидеть в Киеве, у него. Он же ведь Киевский, а не Московский и Всея Руси. И нечего духовные деньги в мирской кошелёк класть. А то вас и не завоюешь толком. А если Алексий не перестанет, то он, Ольгерд, перекрестит всех нафиг в католики. Взволнованный такими речами патриарх, тут же рукоположил в следующие митрополиты Киевские и Всея Руси Киприана и послал его с инспекцией в Москву. Киприана повозили по русской части митрополии, уверили в правильном течении денежных потоков в Константинополь и отправили в литовскую часть. А сами стали думать кого ставить после Алексия. Потому как Киприан отстёгивать из церковной казны не будет. Значит не быть ему митрополитом.

Вот именно в этом моё предположение. Нужен был митрополит, который будет финансово князю помогать.

Слиться, так сказать, с ним в государственном экстазе. Государственное поставить выше духовного. И, второе, "второе лицо" в государстве Московского князя, если иметь в виду мирскую власть, должно было поменяться. Очень поэтому кстати помер Василий Вельяминов, тысяцкий. А сыну его, чтобы не обнадёживался, сказали - всё, должность ликвидируется, все свободны.

-3

У власти остаётся Великий князь и митрополит, причём князю подчиняющийся. Для этой цели был выбран максимально далёкий от церковных "начальников" человек. Печатник и личный поп-исповедник Великого князя, Митяй. То, что он поп, никак не помогало сделаться ему митрополитом. Для такой должности нужно было стать монахом, что и было незамедлительно оформлено. Как там? Утром в газете, вечером в куплете. С утреца постригли Митяя в монахи, а после обеда стал он архимандритом в Спасском монастыре. А как только умер Алексий, Великий князь Дмитрий Иванович приказал Митяю переселяться в митрополичьи палаты. Представляю как охренели отцы церкви от таких пертурбаций. Но деваться особо некуда, против князя не сильно-то и попрёшь. До бога далеко, а князь, вот он, рядышком. Но и князю непросто. Именным указом-то кого хочешь назначить можно кем угодно. Вопрос в том, признают ли остальные? А остальные, именно что встали на дыбы. Дмитрий Иванович мечтал иерархов собрать, проголосовать единогласно за Митяя, и бумажку с результатами отвезти на подпись к патриарху в Константинополь. Но желающих занять вакантное место митрополита было множество. Один из жаждущих даже засобирался патриарху жаловаться. Допустить такого было нельзя, собравшегося в Константинополь Дионисия, епископа Суздальского и Нижегородского, попросили задержаться.

-4

Пришлось самому Сергию Радонежскому за Дионисия поручаться. И как только епископа отпустили, он тут же лыжи смазал. Сначала к себе, а потом по Волге за море, в город контрастов. Тут пришла пора призадуматься Дмитрию Ивановичу с Митяем. Дионисия не хотели отпускать ещё и по причине того, что патриарх мог Дионисия в митрополита возвести и прощай мечты... Продолжу свою версию. Просчитав варианты, Московское правительство решает отправить своего ставленника на митрополичье место через... Мамая! Это несмотря на розмирье! Давайте посчитаем выгоды. Для начала, не знаю точно, сколько времени занимали такие путешествия. Но мне кажется, что по прямой, через Крым быстрее, неочевидно, но стоит упомянуть. А главное, Митяй приедет к патриарху не только по "просьбе" Великого князя Владимирского и Московского, но и "утверждённым" ханом Золотой Орды. А это, согласитесь, немного другой коленкор. И пусть, на данный момент, Мухаммед Булак сидит не в Сарае, Московский князь его власть признаёт. Так что Мамай Алышевич фактически руководит регионом колоссальным. Правобережьем Волги, Поднепровьем, Крымом, да ещё и Русским улусом. К просьбам такого уважаемого человека стоит прислушиваться.

-5

А Сарай, что Сарай? Дойдёт и до него дело, не в первый раз... Да и своим, "противникам Митяя", нелишне дать понять, что царь!!! Митрополита утвердил. Что вы ёрзаете? Смирно, вольно, разойдись по епархиям и не отсвечивать! Для всего этого был слеплен договорчик, в котором Дмитрий Иванович выражал свои искренние сожаления по поводу некоторого недопонимания между высокими сторонами и скорейшими желаниями всё утрясти. Может и денюжку какую отправили. И обещали ещё отправлять. Документа сего, за давностью лет и ухабистой судьбы Мамая, не сохранилось. А вот текст ярлыка, даже не так, а алотамгового ярлыка "данного по мысли нашего дяди Мамая" подтверждает притязания Митяя и Великого князя. Потому как и Мамаю такое положение дел выгодно. А вот на сколько искренен был договор со стороны Москвы, можно узнать по итогам Куликовской битвы. Обзаведясь такой бумажкой

-6

можно было ехать в Константинополь с гораздо большей уверенностью в успех, чем без оной. Дальнейшая поездка в рамки этой статьи не входит. О "странной" смерти наречённого митрополита в виду Константинополя постараюсь накропать отдельную, поподробнее. А на сегодня всё.

Ссылка на другие статьи в том же духе )))

Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться

Желающие могут посодействовать автору материально 😉

ЮMoney