Найти тему
АрхеоКалейдоскоп

Ужасный конец Гипатии Александрийской

Оглавление

Гипатия была философом, математиком и астрономом, жившим в Александрии 4-го века. Это было бурное время, и жестокий и внезапный конец жизни Гипатии показывает, как трудно было быть великим мыслителем в тот промежуток времени.

В 4 веке произошло официальное преобразование Римской империи из чисто языческого государства в объединенное языческое и христианское образование. Однако во многих местах христианство начало приносить плоды, особенно в Восточной Римской империи. Александрия, Египет, была в центре этой борьбы. Это был регион, где смешались язычники, евреи и христиане, живя в одном месте. В этот религиозный конфликт была вовлечена Гипатия, женщина-ученый и глава Платоновской академии в Александрии, которой предстояла безвременная смерть при самых жестоких и несправедливых обстоятельствах.
Гипатия ведет урок

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Жизнь Гипатии прослеживается в жизнеописании двух мужчин во главе Александрии: языческого наместника Ореста и патриарха Кирилла Александрийского. Действие Гипатии происходило в их жизненных историях, и только спустя столетия литература попыталась вывести ее историю за пределы политики этих двух мужчин.

Свидетельства ее жизни исходят из двух древних источников: Сократа Схоластика, написавшего о ней всего через несколько лет после ее смерти, и епископа Никиу, написавшего о ней несколько сотен лет спустя.

Кем была Гипатия?

Гипатия родилась около 355 г. до н.э. и была дочерью Теона, математика, астронома и последнего утвержденного члена Александрийской академии. Ее отец, когда он увидел интерес дочери к естественным наукам и математике, стал обучать девушку этим предметам.

К тому времени, когда ей исполнился 31 год, Гипатия была крупной академической силой в Александрии. Ей приписывают комментарии к геометрии Аполлония Пергского, Коники и теории чисел Диофанта, Арифметике. Она также работала над астрономической картой, которая могла быть переработкой одного из проектов ее отца. К сожалению, все оригинальные работы утеряны.

Гипатия ведет урок

Сильные навыки преподавания помогли Гипатии стать ведущим преподавателем Платоновской академии в Египте, где студентов обучали как астрономии, так и философии Платона и Плотина. Она также считается ведущим математиком и астрономом своего времени.

Филосторгий, церковный историк и пэр пишет о Гипатии, что она:

«Многое добавила в числовые науки» и «стала намного лучше своего учителя в искусстве наблюдения за звездами».

Эти новые наблюдения за движением звезд были представлены в доступной для мужчин и женщин того времени форме, которые он позже описал в оригинальном труде под названием «Астрономический канон».

Но ее популярность, религиозные убеждения и предметы, которые она преподавала, отчасти объясняют, почему позже она стала мишенью для александрийских христиан —
женщина с такими знаниями и интеллектуальными способностями в то время считалась опасной.

Политическая борьба между главой александрийской церкви (Кириллом) и главой государства (Орестом) нуждалась в козле отпущения; поскольку Гипатия уже создавала проблемы в обществе, она считалась самой легкой и лучшей мишенью.

Иллюстрация из издания 1899 года романа Чарльза Кингсли 1853 года « Гипатия» . Гипатия совершает языческий ритуал

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Религиозный конфликт

Конфликт между Орестом и Кириллом был религиозным. Орест оставался сторонником язычества, у него были тесные и покровительственные отношения с еврейской общиной города; Кирилл же был патриархом, христианином. Двое мужчин уже поссорились из-за попытки Кирилла провести религиозные реформы в Александрии.

Но их разногласия достигли апогея, когда Орест издал указ, устанавливающий правила для еврейских танцевальных представлений, что являлось особенно деликатным вопросом.

Орест открыто запытал до смерти христианина Иеракса, чтобы умилостивить свой народ, но евреи пришли в ярость и вспыхнул бунт. По словам Сократа и епископа, христиан убивали, когда они бежали на улицы, чтобы спасти свое святое святилище: загоревшуюся среди ночи церковь.

Результат: евреи были лишены своего мирского имущества и изгнаны Кириллом, а Орест подвергся нападению примерно 500 священников. В этот самый момент жизнь Гипатии была украдена и переписана, чтобы сыграть роль козла отпущения.

Козел отпущения Гипатия

Епископ Никиу утверждал, что Гипатия была не просто философом и мудрецом. Она была женщиной, обладающей магией, благодаря чему она сумела очаровать губернатора Ореста и сделать из него послушное орудие для исполнения своих желаний.

Орест часто уединялся с Гипатией, и поэтому христиане и епископ Никиу придерживались мнения, что именно она стояла за всеми действиями и решениями Ореста. Епископ Никиу утверждал, что она заколдовала Ореста, чтобы он выполнял ее приказы, направленные на усиление смуты и беспорядков.

Страшный конец Гипатии Александрийской

Сократ Схоластик, епископ Никиу, и почти каждый текст, описывающий жизнь Гипатии, рассказывает одну и ту же историю о ее конце, о действиях христиан по подавлению ее власти над Орестом.

Гипатия была схвачена судьей по имени Петр и его людьми-христианами и доставлена ​​в церковь в Кесарии. С женщины содрали одежду и стали избивать кирпичами, резать устричными раковинами и с живой сдирать кожу.

Позже изувеченную, истекающую кровью, Гипатию таскали по улицам пока не наступила смерть. Независимо от деталей, оба персонажа описывают убийство как настолько жестокое, настолько бесчувственное, что становится ясно, что с Гипатией обращались скорее как с животным, чем с человеком, обвиненным в несправедливости по отношению к правительству. Независимо от того, была ли она в тесном контакте с Орестом или нет, ее смерть была ужасной и незаслуженной.


«Смерть философа Гипатии в Александрии», впервые опубликованная в 1866 году, из книги Луи Фигье «Vies des savants illustres, depuis l'antiquité jusqu'au dix-neuvième siècle». [Примечание: эта картина имеет расистский оттенок, и ее не следует считать точным изображением убийц Гипатии. Тем не менее, это действительно отражает исторические изображения Гипатии, которую тащат по улице.]

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Несмотря на это, большая часть жизни Гипатии была написана не о несправедливости ее убийства, а о том, как ее смерть повлияла на Александрию 4-го века. Когда она была жива, она была известна как великая женщина-философ.

Но в истории она лучше всего запомнилась той ролью, в которой ее обвиняли в политической борьбе между двумя самоуверенными религиозно-воинственными людьми.

С ее смертью, многие ученые так считают, что культурные масштабы сместились: епископ Никиу сообщает, что со смертью Гипатии закончились последние волны идолопоклонства, тогда как современные ученые считают, что этим классическая александрийская культура была полностью уничтожена.

Независимо от того, верно ли это убеждение, ее смерть привела к политическим и религиозным изменениям в Александрии и Восточной Римской империи.

Подробнее о Гипатии

В 2018 году было объявлено, что три итальянских математика, Канио Бенедетто, Стефано Изола и Лучио Руссо из Университета Тор Вергата в Риме, решили немного больше узнать о жизни Гипатии. Хотя дата ее смерти была задокументирована, никто не был уверен, в каком году родилась Гипатия.

Три математика собрали даты и временные ограничения из исторических записей, превратили эту информацию в математическую функцию, а затем использовали вероятность, чтобы выяснить, когда она могла родиться. Их результаты показывают год рождения Гипатии как 355 год нашей эры, с вероятностью 90%, что это произошло бы в 350 и 360 годах. Это означает, что Гипатия умерла в возрасте 60 лет.

******************************************************

Использованы материалы: сайт "История ин Араб", Турецкий сайт "Новости археологии", журнал "Nereye", Яндекс.Картинки, Википедия

Перевод и авторская правка: Г. Конашкова

Если Вам нравятся мои публикации, не забудьте поставить лайк, особое спасибо за подписку, а если есть желание, можете заказать тему, что Вам бы хотелось узнать и о чём? Пишите в комментариях или на почту:
https://e.mail.ru/inbox