Найти тему

О чем же поет Высоцкий......

«….. стучите, и отворят вам,
ибо всякий просящий получает, и ищущий
находит, и стучащему отворят.»
Библия, Новый Завет. Евангелие от Луки

Я уже приводил пример манипулирования вниманием, когда с помощью актерского умения и «шутливых» интонаций Высоцкий заставляет слушателей рассмеяться и отнестись к преступлению, описанному в песне «Случай на шахте» и к самим персонажам-подонкам, снисходительно. Там же я упомянул, что когда в другой песне, по ходу сюжета, подонок получил «свое», в голосе Высоцкого появляются «железные» нотки. Так и слышится извечное: «А нас-то за что?» Как, например, в следующей песне… По-разному Высоцкий ее называл. В узком кругу, у знакомых – «Песня про тридцать седьмой год», «Песня про стукача». На двух известных публичных выступлениях – «Песня про попутчика», «Попутчик». Раннее исполнение 65 года можно прослушать здесь-
https://cloud.mail.ru/public/demF/BHzdeVdfB

Приведу и тест:

Хоть бы - облачко, хоть бы - тучка
В этот год на моём горизонте, —
Но однажды я встретил попутчика —
Расскажу про него, знакомьтесь.
Он сказал: «Вам куда?» — «До Вологды». —
«Ну, до Вологды — это полбеды».


Чемодан мой от водки ломится —
Предложил я, как полагается:
«Может, выпить нам — познакомиться,
Поглядим, кто быстрей сломается!..»
Я сказал: «Вылезать нам в Вологде,
Ну, а Вологда — это вона где!..»


Я не помню, кто первый сломался, —
Помню, он подливал, поддакивал,
Мой язык, как шнурок, развязался:
Я кого-то ругал, оплакивал…
И проснулся я в городе Вологде,
Но — убей меня — не припомню где.


А потом мне пришили дельце
По статье Уголовного кодекса,
Успокоили: «Всё перемелется», —
Дали срок — не дали опомниться.
Пятьдесят восьмую дают статью —
Говорят: «Ничего, вы так молоды…»
Если б знал я, с кем еду, с кем водку пью, —
Он бы хрен доехал до Вологды!
Он живёт себе в городе Вологде,
А я — на Севере, Север — вона где!


…Все обиды мои годы стёрли,
Но живу я теперь, как в наручниках:
Мне до боли, до кома в горле
Надо встретить того попутчика!
Но живёт он в городе Вологде,
А я — на Севере, Север — вона где!..

Если кто-то думает, что «дети ХХ съезда партии» были на стороне «жителя Вологды», то должен разочаровать. Семена лжи и подлости из доклада Хрущева проросли в мозгах родившихся « по указу от тридцать восьмого» и всегда вызывали у иже с ними сочувствие к «безвинно севшим». Правда, спустя двадцать лет, Высоцкий от имени Жеглова (а почему бы и не сказать так, поскольку он довольно часто подчеркивал, что поет от имени персонажа) заявлял: «Запомни, Шарапов! Наказания без вины не бывает!Ему надо было просто вовремя со своими женщинами разбираться и пистолеты не разбрасывать, где попало». Но если это и было прозрение, то запоздалое… Незадолго до смерти.
А пока же - и в ранних исполнениях, и в 1978г для В.Туманова эта песня исполняется с приблатненными интонациями от имени «бывалого» человека - и чемодан его от водки ломился в поездке 37 года, и незнакомому попутчику (убежденный, что делает «как полагается») сходу предлагает выпить и посмотреть «кто первый сломается». Настолько «бывалый», крутой, настолько уверенный в себе, что уж кто-кто, а он то не сломается…
Только, вот у этого «бывалого», язык почему-то «, как шнурок, развязался: я кого-то ругал, оплакивал…»…
Только вот почему-то не помнит он, кто первый «сломался».. Не помнит или не хочет поверить в то, что «сломался» то, он, а у попутчика еще хватило сил сдать его, «бывалого», куда следует – очень внутренним органам…

Я не буду здесь рассуждать на тему алкоголизма, поскольку считаю, что нет такой болезни – алкоголизм, а есть элементарная человеческая ПОДЛОСТЬ и ПРЕДАТЕЛЬСТВО. Когда человек добровольно вливает в себя стаканы и добровольно, без какого-либо насилия со стороны низводит себя до т.н. «алкоголика» – он совершает подлость и предательство по отношению к себе, к близким, к детям, разрушая свою и их жизнь. А подлость и предательство медикаментозно не лечится и оправдания подлости не бывает. К т.н. «творческим личностям» это тем более относится…
Так, что угостить коньяком или хорошим вином попутчика – одно, а продемонстрировать чемодан водки, крутизну, нажраться до полной «отключки», считая это героизмом – это все свойство личности алкоголика.

Но и этого ему мало. В своих жизненных проблемах у алкоголика-подлеца виноват кто-угодно, только не он сам. Кто именно? Здесь «бывалый» даже и вспомнить не может, но помнит, что «…кого-то ругал, оплакивал…», ну и видимо, как у всех «неполживых» личностей – Сталина, партию, правительство..
А на дворе – 37год, с его обыденностью и его уголовными законами. В том числе и с 58 статьей. А закон ест закон. И как-то многие забывают о том, что его обязаны исполнять. Что именно «бывалому» инкриминировали, какой из 14 пунктов статьи, из песни неясно. «Бывалый»-то, как и все, считает, что «пришили дельце». Но ведь что он наговорил и о ком именно - не помнит, хотя и признает, что «ругал, оплакивал…» Так, что наказания без вины не бывает…
И как-то мимо ушей проходит понимание, что совершена ПОДЛОСТЬ. Классическая, солженицинская… Тот, зная о существовании военной цензуры в письме другу с фронта очень много написал, такого из-за чего и он и друг провели много времени в лагерях…. Так и «бывалый»… В какое положение и он и Солженицын поставили, вернее – «подставили» другого человека? Что должен был сделать попутчик и друг Солженицына? Друг попытался быть «благородным». В кавычках слово «благородство» потому, что на самом деле, в данном случае – лживая подмена понятий, свойственная т.н. «гнилой интеллигенции». Когда вам говорят: «Вы же интеллигентный человек…», «вы же понимаете…» и вам делается стыдно. Как будто вас уличили в чем-то постыдном. Я упоминал об этом во второй части… Друг испугался. Не НКВД. Своего будущего стыда и не стал рассказывать негатива о Солженицыне на допросах. Но это его только погубило. Попутчик же, понимая, что в лице «бывалого» и в его действиях может быть обыкновенная провокация, «подстава» (уж больно много подозрительного) не может позволить себе рисковать и своей жизнью, и жизнью близких из-за какого-то пьяного подлеца, который САМ создал эту ситуацию. А, поскольку, п.12 ст.58 никто не отменял, попутчик вынужден передать «бывалого» в руки НКВД. Потому:

«Он и живёт себе в городе Вологде,
А я — на Севере, Север — вона где!»


Но подлец, он всегда останется подлецом. Никакое раскаяние не поможет. Поскольку у такого человека отсутствует понимание, что есть Порядочность и в другой неоднозначной для него ситуации все равно вылезет подлость. Так и на Севере, в лагере, «бывалый» мечтает о встрече с попутчиком, чтобы поквитаться. Ведь у алкоголика-подлеца в собственных бедах виноват кто-то, но не он сам…
Высоцкий только дважды исполнил эту песню публично. В 1966г. Люди слушали. Даже пытались смеяться. Но серьезность исполнителя, пение «от первого лица», и «железные» нотки в голосе, дважды спетое протяжно в конце «А Север в-о-о-о-на где», быстро погасили смех. А аплодисменты были. Так ведь и каторжникам на Руси хлеб совали в этапе, и конвой отворачивался…. Сострадание – свойство нашего народа. Но что-то мешает мне поверить, что эта песня о сострадании. Вот о том, что «стукачество», по мнению Высоцкого и как он себе его представлял – омерзительно. Что из-за таких «стукачей-попутчиков» страдали, якобы, невинные – в эти его «оттепельные» измышления поверить можно. «Ну вы же понимаете?...»