Найти тему

Угроза прерывания беременности пугает, однако девять женщин из десяти ложатся в больницу совершенно напрасно!

При появлении малейших болей внизу живота напуганные женщины бегут к врачу или вызывают скорую. Однако эти боли чаще всего связаны не с угрожающим выкидышем, а со спаечным процессом в малом тазу, синдромом круглой связки или самым банальным запором. Ну а при выраженных болях лечащий врач обязан исключить спастический колит, острый аппендицит, заболевания почек и мочевыводящих путей (пиелонефрит, мочекаменную болезнь, цистит), некроз узла миомы, несостоятельность рубца на матке или преждевременную отслойку нормально расположенной плаценты.

Также поводом для ненужной активности на ранних сроках беременности очень часто становится ультразвуковое заключение «повышенный тонус задней стенки матки». Матка — мышечный орган, тонус у нее может быть в норме. И по задней, и по передней, и по боковым стенкам. А подобный «ультразвуковой импрессионизм» приводит к назначению целого мешка лекарственных средств.

Важно понимать, что истинным признаком угрожающего выкидыша на ранних сроках являются кровянистые выделения или ультразвуковые признаки отслойки хориона. Именно в этой ситуации применение сохраняющей терапии оправдано и необходимо. А вот полежать «на всякий случай» может быть не просто бессмысленно, но и опасно.

Во-первых, пациентка получает совершенно ненужную ей сохраняющую терапию в виде капельниц с гинепралом, а еще курантил и папаверин, что почти вдвое повышает риск развития угрожающих жизни послеродовых кровотечений. Во-вторых, необычайно остро стоит проблема внутрибольничных инфекций, устойчивых ко всем известным на сегодняшний день антибиотикам. Вероятность инфицирования в хирургических, акушерских и гинекологических стационарах в десятки раз выше, чем дома или на амбулаторном приеме.

Давайте посмотрим, что «грозит» беременной на сохранении, и как это может повлиять на ее здоровье.

🔴 Постельный режим — оторваться от рабочих проблем на пару недель — несомненное благо для беременной в первом триместре, однако значительное снижение физической активности приведет к ослаблению моторики ЖКТ и усугубит и без того существующую склонность к запорам.

🔴 Препараты магния с витамином В6 - конечно, они ничего не «сохраняют», тем не менее, могут обеспечить легкий седативный эффект и снизить тревожность.

🔴 Папаверин в свечах — для нас было настоящим откровением узнать, что действующее вещество не покидает свечной основы и не обладает никаким спазмолитическим эффектом, однако применение свечей с папаверином имеет явное послабляющее действие и способствует разрешению запоров. Как только у беременной нормализуется работа кишечника, исчезает «непонятный тонус».

🔴 Дротаверин — популярнейшее назначение. На больших сроках спазмолитики могут оказывать прямо противоположный эффект — способствовать скорейшему раскрытию шейки матки. Существуют доказательные данные о том, что применение спазмолитиков во время беременности повышает риск развития послеродовых кровотечений. Однако при выраженных болях внутривенное или внутримышечное назначение препарата совершенно оправдано.

🔴До 16 недель беременности β-адреномиметики (гинипрал, ипрадол, партусистен, беротек) не применяются. Эти лекарства используют для остановки начинающейся родовой деятельности на более серьезных сроках, но поддерживающая терапия в таблетках для профилактики преждевременных родов неэффективна и дает ряд побочных эффектов.

🔴 Применение глюкокортикоидов (дексаметазон, метипред) для «сохранения» беременности при гиперандрогении может оказаться не просто бесполезным, но и потенциально вредным. Согласно положениям конференции в Барселоне (2007), глюкокортикоиды следует назначать только беременным с подтвержденным диагнозом ВГКН (врожденная гиперплазия коры надпочечников) для предотвращения вирилизации плода женского пола, чтобы в родзале акушерки не назвали девочку мальчиком.

🔴 Лимфоцитотерапия — эффективность не доказана, кроме того, это модное и дорогое направление угрожает пациентке исключительно финансовыми потерями.

Когда все-таки лучше лечь в больницу

Надо понимать, что никакие наши усилия, никакие лекарства не смогут заставить развиваться нежизнеспособный эмбрион. Обреченная беременность все равно прервется, чем ни лечи. Однако применение препаратов прогестерона может подкорректировать неблагоприятную среду, если материнский организм не в состоянии предложить оптимальных условий, в том числе, собственную прогестероновую поддержку.

Если в первом триместре у молодой и здоровой женщины без абортной истории и гинекологических заболеваний появляются симптомы угрожающего выкидыша, это с высокой степенью вероятности связано с «генетическим сбросом» дефектного эмбриона. Лучшей стратегий в данной ситуации будет наблюдательная тактика с обязательным подробным консультированием пациентки.

Приходите дружить в Телеграм и ВК, там квизы о здоровье, разбор клинических случаев и еще много всего интересного.