Найти в Дзене
Морская коллекция

Канонерские лодки. На границах Британской империи. «Виджилант»

Оглавление

HMS Surprise (1856)
HMS Surprise (1856)

С необходимостью небольших артиллерийских кораблей с небольшой осадкой британцы столкнулись в Крымскую войну, когда попытки флота действовать по побережью оказались объективно ограничены осадкой фрегатов и корветов. На Балтике, в Черном море союзникам не хватало именно кораблей прибрежного действия. Опыт Королевского флота в области винтовых канонерок ограничивался заказом четырех разнотипных кораблей от 250 до 550 тонн в конце 40-х-начале 50-х годов. Тем не менее уже весной 1854 года началось строительство шести деревянных канонерских лодок класса "Arrow" водоизмещением 586 тонн с шестью орудиями, спешно разработанными инженерным департаментом в 1854 году.

С учетом опыта боевых действий была создана увеличенная версия первоначального проекта и весной 1855 года было заложено 14 кораблей, известных как класс «Виджилант» (Vigilant, «Бдительный»). Еще четыре единицы были заказаны, но так и не построены. Головной корабль стал восьмым этого имени в Королевском флоте из тринадцати за все время существования. На войну эти корабли не успели, а службу свою им пришлось нести в британских колониях по всему миру.

Канонерские лодки или артиллерийские корабли 2-го класса предназначались для десантных операций и поддержки войск на побережье. Они имели парусное вооружение барка и двухцилиндровую горизонтальную паровую машину одинарного расширения мощностью 200 н.л.с. Максимальная скорость кораблей достигала 11 узлов.

Вместо предусмотренного проектом вооружения из двух 68 фунтовых орудий и двух гаубиц, построенные канонерки получили одну 7-дюймовую (180 мм) / 110-фунтовую казнозарядную пушку Армстронга, одно 68-фунтовое нарезное дульнозарядное орудие системы Ланкастера и два 20-фунтовых казнозарядных орудия.

Стоимость кораблей составила от 27 437 фунтов стерлингов ( Foxhound ) до 33 906 фунтов стерлингов (Renard )за штуку.

Большинство из них в 1859–1860 годах были переименованы в шлюпы, но в 1862 году все они были переклассифицированы в канонерские суда.

Cormorant был потоплен в бою у фортов Таку, Osprey потерпел крушение на побережье Африки в 1867 году, а все остальные были проданы в 1860-х годах, только Sparrowhawk прослужил до 1872 года.

HMS_Sparrowhawk_1860s
HMS_Sparrowhawk_1860s

Coquette R & H Green, Blackwall. Заложен 18.5.1855. Спущен на воду 25.10.1855. Вступил в строй 8.3.1856. Разобран Уайтом в Коусе в 1868 году

Wanderer R & H Green, Blackwall. Заложен 18.5.1855. Спущен на воду 22.11.1855. Вступил в строй 19.3.1856. Разобран Каслом в Чарльтоне 31 августа 1866

Alacrity C J Mare & Co, Blackwall. Заложен 21.5.1855. Спущен на воду 20.3.1856. Вступил в строй 20.4.1856. Продан Каслу на слом в Чарльтоне 7 октября 1864

Vigilant C J Mare & Co, Blackwall. Заложен 21.5.1855. Спущен на воду 20.3.1856. Вступил в строй 20.8.1856. Продан в Бомбее 25 февраля 1869

Lapwing J & R White, West Cowes. Заложен 30.7.1855. Спущен на воду 26.1.1856. Вступил в строй 31.5.1856. Продан Маршаллу ( Плимут) в 1864 г. и разобран в 1865

Ringdove J & R White, West Cowes. Заложен 30.7.1855. Спущен на воду 22.2.1856. Вступил в строй 31.5.1856. Продан 2 июня 1865 и разобран Уайтом в Каусе в ноябре 1866

Surprise Money Wigram & Son, Blackwall . Заложен 30.7.1855. Спущен на воду 6.3.1856. Вступил в строй 12.4.1856. Разобран Маршаллом ( Плимут) в ноябре 1866

Renard C J Mare & Co, Blackwall. Заложен 1.8.1855. Спущен на воду24.4.1856. Вступил в строй 12.10.1859. Разобран в Чарльтоне в марте 1866

Foxhound C J Mare & Co, Blackwall. Заложен 1.8.1855. Спущен на воду 16.8.1856. Вступил в строй 6.10.1860. Разобран в Чарльтоне в августе 1866

Mohawk Young, Magnay & Co, Limehouse . Заложен 6.8.1855. Спущен на воду 11.1.1856.Вступил в строй 23.3.1856. Продан китайской имперской таможне 20 сентября 1862 года, переименован в Пекин и отплыл в апреле 1863 года (чтобы присоединиться к «вампирскому флоту» Шерарда Осборна ). Перепродан правительству Египта 30 декабря 1865

Sparrowhawk Young, Magnay & Co, Limehouse . Заложен 6.8.1855. Спущен на воду 9.2.1856. Вступил в строй 7.4.1856. Продан в Эскимо в 1872

Osprey Fletcher & Fearnall, Limehouse . Заложен 2.8.1855. Спущен на воду 22.3.1856.Вступил в строй 30.7.1856. Потерпел крушение на побережье Юго-Восточной Африки недалеко от Клиппен-Пойнт 30 мая 1867

Cormorant Fletcher & Fearnall, Limehouse . Заложен 9.8.1855. Спущен на воду 19.5.1856. Вступил в строй 20.6.1856. Потоплен в бою с фортами Таку на реке Пейхо , Китай, 28 июня 1859

Assurance R & H Green, Blackwall . Заложен 26.8.1855. Спущен на воду13.3.1856. Вступил в строй 16.4.1856.Продан Маршаллу ( Плимут) 8 марта 1870

Водоизмещение 670 тонн, нормальное 860 тонн. Длина 54,9 п.п. м, по килю 49 м. Ширина 8,64 м. Осадка 2,4 м, глубина трюма 4.27 м
Машины-одна двухцилиндровая горизонтальная паровая машина одинарного расширения. Количество валов 1. Котлы. Мощность, 200 н.л.с., на испытаниях л.с.-593-778 ( Coquette: 690; Wanderer: 707; Alacrity: 724; Vigilant: 630; Lapwing: 689; Ringdove: 677; Surprise: 778; Foxhound: 600; Mohawk: 642; Sparrowhawk: 726; Osprey: 593; Cormorant: 727; Assurance: 745). Максимальная скорость, узлов- 9,8-11,2 (Coquette, Alacrity: 10.9; Wanderer, Mohawk: 10.7; Vigilant: 9.8; Lapwing: 11; Ringdove: 10.8; Surprise, Sparrowhawk, Assurance: 11.1; Foxhound: 11.6; Osprey: 10.2; Cormorant: 11.2). Паруса Барк. Экипаж 80 человек.
Вооружение- по проекту-2 × 68-фунтовые пушки Lancaster на штыре, 2 × 12-фунтовые гаубицы.
Построено- 1 x 1 — 183 мм/14 казнозарядное 7 дюймов 110 фунтов BL Armstrong, 1 x 1 — 206 мм/15 нарезное дульнозарядная 68 фунтов 95 cnt SBML Lancaster, 2 x 1 — 100 мм/21 казнозарядных 20 фунтов 16 cnt BL

(2-е изд.). Лондон: Конвей.
(2-е изд.). Лондон: Конвей.

HMS Sparrowhawk был заказан 26 июля 1855 года на верфи в Лаймхаусе , Англия. На воду его спустили 9 февраля 1856 года. На корабле была установлена паровая машина Humphrys, Tennant & Dykes мощностью 726 лошадиных сил и парусное вооружение, с весны 1865 года типа трехмачтового барка.

HMS Sparrowhawk несла службу на различных станциях на Дальнем Востоке.

Остров Порчер , недалеко от Принс-Руперта, Британская Колумбия, назван в честь Эдвина Августа Порчера (1821–1878), командира HMS Sparrowhawk на военно-морской базе Эскимальт , остров Ванкувер, с весны 1865 года до его возвращения в Англию осенью 1868 года. Во время службы в составе Северо-Тихоокеанской эскадры Порчер совершил четыре летних плавания к северному побережью Британской Колумбии - в 1866, 1867 и дважды в 1868 году.

Канонерка прослужила в Королевском флоте дольше всех своих систершипов, до 1872 года, затем была продана на аукционе в Эскимальте 20 ноября 1872 года примерно за 4000 фунтов стерлингов Корбетту (или Корбитту) и компании из Портленда, штат Орегон. Ее машина использовалась на лесопилке Сьюэлла Муди в Мудивилле ( Британская Колумбия).

В 1873 году судно было зарегистрировано как 3-мачтовый парусный барк в порту Виктория, Британская Колумбия, с официальным номером 64142.

В 1876 году Sparrowhawk был продан Уильяму Морли из Мельбурна, штат Виктория для каботажной торговли углем. После его смерти в 1877 году судно вместе с остальным его бизнесом было выставлено на продажу.

В июне 1878 года бизнес был куплен Хаддартом Паркером и компанией Джилонга, а в 1881 году судно стало лихтером для угля в Австралии..

7 апреля 1892 года на якоре в Мельбурне судно было протаранено с пароходом « Флиндерс» и затонуло в реке Ярра. Его подняли, отремонтировали и оно использовалось у Иеремии О'Салливана из Западного Мельбурна.

В 1917 году регистрация Sparrowhawk была аннулирована, судно помечено как «разобранное и разбитое в Соленой реке, дата неизвестна».

HMS Ringdove, третий этого имени из семи кораблей Королевского флота, носивших это имя, был спущен на воду Дж. Сэмюэлем Уайтом, Коуз в 1856 году. На канонерке была установлена двухцилиндровая горизонтальная паровая машина с одинарным расширением фирмы Miller Ravenhill & Co. мощностью 677 лошадиных сил.

В феврале 1856 года Ringdove была передана под командование капитан-Исаака Ньютона Томаса Саулеца. 20 сентября 1856 года командование было передано коммандеру Роберту Джорджу Крейги.

Канонерка несла службу на Тихом океане. В июне 1861 года Ringdove вошел во Внутреннее море Сето, где произвел промеры и нанесение на карты обнаруженных объектов.

С 1859 году возле храма Тодзэн-дзи была открыта британская дипломатическая миссия. Но многим самураям активность иностранцев очень не нравилась. В январе 1860 года Кобаяси Денкичи, местный переводчик британского дипломата Резерфорда Олкока, был убит у ворот миссии двумя ронинами. Олкок добивался практической реализации указанного в договорах Японии с западными державами права дипломатов свободно передвигаться по Японии.

Несколько ронинов домена Мито, возмущенных наглостью гайдзина напали на британскую миссию ночью 5 июля 1861 года. Миссия охранялась сводным отрядом домена Нисио и домена Ямато-Корияма. Когда ронины Мито ворвались в посольство, охрана оказала яростное сопротивление, трое ронинов было убито, трое взято в плен, охранники потеряли двоих убитыми и десять ранеными, включая консула Джорджа Моррисона и писателя Лоуренса Олифанта. Олкок, спавший в своих апартаментах, тоже успел несколько раз выстрелить из своего револьвера.

Нападение на британскую дипломатическую миссию 1861
Нападение на британскую дипломатическую миссию 1861

Канонерка из-за этого инцидента в июле 1861 года находилась в заливе Эдо. После нападения Лоуренс Олифант присоединился к коммандеру Крейги на для выполнения разведывательной миссии на острове Цусиме. Выяснив ситуацию с попыткой русских организовать военно-морскую базу на Цусиме, Крейги доложил сведения адмиралу Джеймсу Хоупу. Это был Цусимский инцидент 1861 года, под давлением англичан Россия отказалась от своих планов на Цусиму осенью 1861 года.

К апрелю 1862 года Ringdove стоял на якоре у британского консульства в китайском городе Нинбо, который был занят тайпинами. 22 апреля тайпинские войска праздновали прибытие генерала Фань Юцзэна из Нанкина. Во время торжеств тайпины от радости начали праздничную стрельбу. Некоторые выстрелы едва не задели Ringdove.

Возмущенный Крейги написал жалобы тайпинским генералам и адмиралу Хоупу. Несмотря на многочисленные извинения от генерала Хуан Чэнчжуна, британцы разыграли гнев и командующий британскими войсками Родерик Дью потребовал демонтировать тайпинские батареи, расположенные на восточной стороне.

-5

Невыполнение требования стало формальным поводом для участия британцев штурме Нинбо. Во время сражения Ringdove подавил тайпинские орудия у северных ворот города.После сражения канонерка перешла примерно на 25 миль вверх по реке Ен, чтобы предотвратить ответные действия тайпинов против мирного населения.

16 сентября 1862 года командование кораблем было передано коммандеру Ральфу Аберкромби Ото Брауну, который исполнял обязанности до вывода корабля из эксплуатации 10 ноября 1864 года. Канонерка была разобрана в Коузе в 1866 году.

HMS Surprise был заказан в числе 10 кораблей своего класса 26 июля 1855 года, был заложен 30 августа, спущен на воду на верфи Блэкуолл, Лондон 6 марта 1856 года. Корабль был оснащен двухцилиндровой горизонтальной паровой машиной одинарного расширения фирмы Miller, Ravenhill и Salkeld с мощностью 778 лошадиных сил.

С 18 марта 1856 года кораблем командовал коммандер Чарльз Эджертон Харкорт-Вернон, он ввел его в строй в Блэкуолле 12 апреля того же года.

С 1857 года под командованием коммандера Крессуэлла корабль служил в Ост-Индии, участвовал во Второй англо-китайской (Опиумной) войне, а с 1861 года входил в состав Средиземноморского флота.

С августа 1864 по 24 апреля 1866 года канонеркой командовал Джордж Трайон, позже получивший печальную известность как адмирал, по вине которого в 1893 году во время маневров флота был потерян его флагманский корабль HMS Victoria.

Сэр Джордж Трайон. 1857
Сэр Джордж Трайон. 1857

В Средиземном море командиру HMS Surprise Трайону было поручено спасти британский барк "Энергия", который сел на мель у побережья Сицилии в семи милях от Поццалло и был оставлен экипажем. Через два дня судно было спущено на воду и доставлено обратно на Мальту. За спасение корабля экипаж канонерки получиле 595 фунтов стерлингов, которые разделили между членами команды, а Трайон получил благодарность адмирала сэра Роберта Смарта, главнокомандующего Средиземноморского флота.

Трайон в этот период написал отчет о наказаниях в военно-морском флоте, который был направлен через командующего в Адмиралтейство. Он рекомендовал, чтобы штрафы для моряков, отсутствующих на службе или недееспособных, ограничивались лишением заработной платы за время, в течение которого они не выполняли свои обязанности. Предложение было принято.

В феврале 1866 года Surprise был на греческом острове Санторини, где находится одноименный вулкан. С корабля наблюдали облака пара и взрывы, а из под воды проявился новый остров длиной 100 ярдов и шириной 50.

Затем корабль посетил ряд портов Средиземноморья, предоставив Адмиралтейству отчеты об их оборудовании.

Трайон также обратил внимание на растущее значение Гибралтара для Королевского флота.

Surprise вскоре вернулся в Англию на списание и утилизацию в апреле 1866 года. Трайон получил повышение до капитана 11 апреля 1866 года( в 34 года), а Surprise был продан компании Marshall of Plymouth и разобран на части в ноябре 1866 года.

HMS Mohawk , спущенный на воду в 1856 году, оказался обладателем самой причудливой судьбы из кораблей серии. Его 20 сентября 1862 года приобрел Горацио Нельсон Лэй, генеральный инспектор китайской морской таможенной службы династии Цин, в рамках усилий по укреплению военно-морских сил династии Цин против восстания Тайпинов. Корабль был переименован в Pei King и вошел в состав флотилии Лея-Осборна под командованием Шерарда Осборна. Командиром корабля стал Хью Бергойн.

Хью Бергойн
Хью Бергойн

После прибытия в Китай цинское правительство приказало переименовать корабль в Chin T'ai ( 金台; Цзиньтай).

Разногласия между цинским правительством и Лэем по поводу командования флотилией Лэя-Осборна привели к ее расформированию в 1863 году, и Пекин вернулся Соединенному Королевству. Первоначально корабль предназначался для продажи, но эмбарго на продажу из-за продолжавшейся Гражданской войны в Америке и опасений, что судно войдет в состав ВМС Конфедерации помешало реализации. Когда гражданская война в США закончилась в 1865 году, корабль вместе с Китаем и Тяньцзином был продан на аукционе в Египет 30 декабря 1865 года за 20 500 фунтов стерлингов.

Подробнее здесь:

Канонерская лодка Cormorant , построенная Fletcher & Fearnall в Лаймхаусе . к июню 1856, оказалась участницей самого неудачного сражения британского флота в 19-м веке. Во время Второй Опиумной войны, воспользовавшись ослаблением Китая восстанием тайпинов, британцы решили улучшить условия своих договоров с императором, введя корабли в реку Пейхо диктовать условия империи Цинь.

Во время Первой битвы при фортах Таку в 1858 году британцам удалось подавить форты Таку, преграждающие путь к столице, но преодолеть неторопливую восточную дипломатию у Англии не получилось.

Попытка второй раз прорваться к Пекину в июне 1859 года и добиться своего силой, неожиданно встретила препятствие. Британцы и французы, окрыленные предыдущими легкими победами, выделили небольшие силы, союзники располагали 11 канонерками и 4 паровыми кораблями с небольшим (1800 человек) десантом.

Император Сяньфэн назначил монгольского генерала чингизида Сенгэ Ринчена ответственным за береговую оборону. Генерал с задачей справился. Река была перегорожена второй линией заграждений. Перед стенами фортов были вырыты два ряда рвов, заполненных водой и грязью, а сразу за ними были установлены укрытия из железных шипов. Китайские войска, особенно артиллеристы, были обучены и оснащены по максимуму..

-8

Визуально усиление обороны было не очень заметно, даже агенты сообщали об ограниченных ресурсах обороны. Но когда головная британская канонерка «Пловер», сбив первое речное заграждение, подошла ко второму, форты открыли ураганный и на удивление точный огонь.

“Когда адмирал достиг первого барьера, форты внезапно заполонили люди, и был открыт ужасный огонь из очень тяжелых орудий ... со всех фортов”. - Американский коммодор Джосайя Таттнолл
-9

Под сильным огнем из форта корпус «Пловера» в итоге лопнул, корабль затонул, из экипажа спасся только один. Еще три британских корабля были вынуждены выброситься на берег, а два других были потоплены пушками форта. Великобритания потеряла сразу шесть канонерок. Ночной десант также не удался.

К восходу солнца следующего утра более четырехсот британцев были убиты или ранены, включая двадцать девять офицеров. Сообщалось, что потери китайцев были минимальными.

Среди потопленных канонерок был и HMS Cormorant.

HMS Osprey потерпел крушение у юго-восточного побережья Африки недалеко от мыса Клиппен 30 мая 1867 года.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам