Известная нам официальная история Китая дает обширную информацию к размышлению. Очевидно, что сменить эпоху в Китайской империи могли только две вещи: нашествие северных варваров и масштабные крестьянские восстания. Именно так менялись в Китае династии и эпохи. В 1644 году Китай завоевали очередные северные варвары, манчжуры. Началась новая эпоха, эпоха Цин. Империя Цин пережила, как и остальные, период расцвета, стабильности, а затем закономерно перешла в стадию упадка. Расцвела пышным цветом коррупция, покоренные ханьцы активно стали возвращаться в систему госуправления.
А потом, в 1850 году, началось крестьянское восстание, переросшее в полномасштабную войну. В начале 1853 года восставшие захватили трехградье Уханя и создали свое, Небесное государство в южных районах страны, в котором проживало около 10% населения Китая-до 30 миллионов человек. Главой Небесного государства и его абсолютным монархом стал лидер восстания Хун Сюцюань.
Циньские войска терпели поражение за поражением. Армия тайпинов насчитывала до миллиона человек, на Янцзы они создали флот из 10 тысяч джонок.
Параллельно, разобравшись с Россией в Крымской войне, англичане решили улучшить свои позиции в Китае. Воспользовавшись случившимся в Кантоне инцидентом с захватом китайцами пиратского судна под британским флагом, англичане выдвинули Китаю новые требования по расширению английской торговли. Началась Вторая опиумная война 1856-1860 годов, Британию поддержала Франция, в боевых действиях участвовали и США («ведь кровь, конечно, гуще воды »).
Справедливо рассудив, что империи наиболее опасны тайпины, цинские власти основные силы сосредоточили против них. Дорогу к столице защищали лишь 10 тысяч солдат монгольских войск генерала Сенгге Ринчена. Война белым варварам была проиграна, англо-французские войска взяли Пекин и сожгли летние императорские дворцы, император бежал. Только джонок европейцы спалили или захватили более сотни. Мирные переговоры пришлось вести князю Гуну, брату императора. Англия и Франция получили и контрибуцию и свободу действий в Китае. Под общий шум и Российская империя передвинула границы к югу, в 1860 году на новых землях был основан Владивосток.
Зато у цинского правительства появилась возможность закупать на Западе оружие и нанимать военных советников против тайпинов. Так как Восьмизнаменная армия манчжуро-монголов и Армия Зеленого знамени из ханьцев против тайпинов воевали также плохо как и против западных колонизаторов, основные задачи по подавлению восстания были возложены на личные армии региональных олигархов. Но для взятия Нанкина, столицы тайпинов, нужен был флот, способный пройти по Янцзы.
В Шанхае у англичан были куплены несколько пароходов, оказавшихся очень эффективными на реках против тайпинских джонок. В июле 1861 года князь Гун, фактически управляющий страной, получил от британского посла сэра Фредерика Брюса предложение приобрести у англичан канонерские лодки против тайпинов. Британцы были заинтересованы в скорейшем наведении порядка и восстановлении торговли.
Посредниками в деликатном деле выступили начальник Шанхайской Императорской морской таможни Горацио Нельсон Лей и его заместитель Роберт Харт. Уехавшему 14 марта 1862 года в Лондон то ли на лечение, то ли по распоряжению князя, Лею Гун выдал поручение на сделку и 250 тысяч фунтов стерлингов, а Харт обеспечивал связь.
Лей согласовал с британским правительством и лично королевой Викторией формирование флотилии для Китая с наймом британскоподданных для службы в ней. Командовать флотилией был нанят капитан Королевского флота Шерард Осборн, который командовал английскими канонерками в Китае во время войны 1856–1860 годов и был в курсе местной ситуации.
При этом соглашение о найме Осборна предусматривало его подчинение лично Лею, но даже его приказы Осборн должен был выполнять только по своему желанию. Китайских заказчиков об этих тонкостях, разумеется, не уведомили.
Всего было приобретено 7 военных кораблей и 1 транспортное судно. Флагманом стал невыкупленный турками пароход с верфи Уайта, получивший имя «Цзянсу» ( или «Киангсу») водоизмещением 1000 строительных тонн. Его командиром стал Чарльз Стюарт Форбс.
Три корабля Лей купил у британского флота, это были 670-тонная винтовая канонерская лодка «Могавк», переименованная в «Пекин»; винтовая канонерская лодка «Африка» водоизмещением в 669 тонн стала называться «Китай», а 300-тонный винтовой шлюп «Джаспер» стал «Амой».
Винтовую яхту «Туле» Лей приобрел у частного лица, говорят, в качестве благодарности за лоббистские услуги при получении разрешений и согласований. В отряде она сохранила свое имя и использовалась как тендер.
Для перевозки припасов был приобретен пароход «Балларат», также сохранивший название.
Еще два корабля были срочно заказаны верфи Лэрда, винтовой «Тиетцин» (водоизмещением 448 тонн) и колёсный «Квантун» (водоизмещением 552 тонн).
Большинство англичан из экипажей кораблей флотилии состояло на службе в британском Королевском или резервном флотах.
Формирование флотилии для Китая сопровождалось повышенным интересом газетчиков, прозвавших эскадру Флотилия Лей-Осборна. Сами себя они называли флотилия «вампиров» или Вампирская флотилия.
Флаги для флотилии Лей разработал сам, князь Гун , видимо, забыл снабдить англичанина запасом имераторских флагов (треугольной формы с голубым драконом на круглом красном поле) или отдельно проинструктировать по этому вопросу.
«Цзянсу» или «Киангсу» Keang Soo (江蘇), потом Чэнь Ву Chen Wu(鎮 吳). J. Samuel White and Company, 1863. Продан 3 ноября 1867 Домену Сацума как Касуга Мару, с апреля 1870- Императорский флот Японии. Списан 2 февраля 1894. Водоизмещение 1289 тонн. 6 пушек. Подробнее-в указанной выше статье.
Пекин Pekin или Pei King(北京), потом Чин Тай Цзинтай Chin T'ai, Jīntái (金 台). Канонерка HMS Mohawk типа Vigilant. Young, Magnay and Company. Спущен на воду 11 Января 1856. Приобретен Лэем 20 сентября 1862 года. Продан Египту 30 декабря 1865.
Водоизмещение 860 длинных тонн (874 т). Груз 670 тонн бм. Длина 54,86 м. Ширина 8,53 м. Осадка 4,26 м
Паровой двигатель, 1 винт, 624 л.с. Скорость11 узлов
Вооружение- 1 × 7-дюймовое/110-фнт казнозарядное орудие, 1 × 68-фнт дульнозарядное орудие, 2 × 20-фнт казнозарядных орудия
Китай China (中國, Zhōngguó ; Чунг Куо ), потом И Тунг (一統, Yītǒng-"Объединение"). Канонерская лодка HMS Africa. ВерфьDevonport Dockyard Greenock Foundry Company , Спущен на воду 14 февраля 1862. Приобретен Лэем 29 марта 1862 года. Продан Египту 30 декабря 1865.
Водоизмещение 913 длинных тонн (928 тонн). Груз 669 т. бм. Длина 48,76 м. Ширина 9,23 м. Осадка 4,87 м
Паровая машина, 2 котла, 530 л.с. 1 винт. Скорость9,5 узлов. Экипаж 140 человек.
Вооружение- 1 х 40-фунтовая пушка, 6 х 32-фунтовые орудий, 4 х 20-фунтовые орудия
Сямэнь Amoy (廈門), потом Куанг Ван Kuang Wan(廣 萬, GuǎNgwàn). Канонерская лодка HMS Jasper типа Algerine. R. & H. Green, Blackwall, Заказан 22 Сентября 1856 года. Заложен 26 Сентября 1856 года. Спущен на воду 18 марта 1857. Введен в эксплуатацию 28 Июля 1857, Приобретен Лэем 2 августа 1862 года. Продан Египту 30 декабря 1865. Водоизмещение 370 тонн.
Водоизмещение 370 длинных тонн (376 тонн). Груз 301 т. бм. Длина 38,1 м. Ширина 7,01 м. Осадка 2,8 м
Паровая машина, 299 л.с. 1 винт. Скорость 9узлов. Экипаж 140 человек.
Вооружение- 1 × 8-дюймовое (200 мм) 68-фунтовое (87cwt) дульнозарядное гладкоствольное орудие, 2 × 24-фунтовые гаубицы
HMS Jasper прославился захватом американского работоргового судна "Эмилия" (также известного как "Марианна") вместе с HMS Styx у северного побережья Кубы 22 марта 1858 года. "Эмилия" была отбуксирована в Порт-Ройял Jasper-ом. Захват американского судна вызвал дипломатический кризис между Великобританией и Соединенными Штатами, позже он был разрешен, когда Великобритания согласилась не досматривать американские суда.
Кванг Тунг Kwang Tung Guǎngdōng(廣東), потом Пай Юэ Pai Yueh Bǎiyuè(百 粵). Laird, спущен на воду 4 марта 1863. Номер верфи:297. Продан в Индию в 1860-е годы. Водоизмещение 552 длинных тонны (561 тонна). Груз 552 куб. м. Длина 56,38 м. Ширина 7,31 м. Осадка 3,9 м. Установленная мощность: 150 н. л.с., 560 л.с. Движитель: Боковое колесо.
Вместе с Туле , Квантунг был продан индийскому правительству за общую сумму 8 142 фунта стерлингов.
Тянь ЦзиньTien Tsin (天津), потом Сан Вэй San Wei (三 衛). Laird, 1863. Позже использовалось в качестве таможенного крейсера в Кантоне. Продан Египту 30 декабря 1865. Водоизмещение 448 тонн.
Мокеден Mokeden(盛京), потом Те Шенг (得勝). Транспорт. Приобретен Лэем в 1860-е годы (как Балларат). Продан в Великобритании в 1860-е годы
Thule (都 利). Приобретен Лэем в 1860-е годы. Продан в Индию в 1860-е годы. Позже переведен на Занзибар
13 февраля 1863 года флотилия капитана Осборна отплыла в Китай. Лей поехал сухопутным путем. В сентябре 1863 года корабли прибыли в Китай и китайское командование попыталось использовать их против тайпинов и прибрежных пиратов.
Однако Осборн категорически отказался выполнять приказы цинских чиновников, ссылаясь на имеющееся соглашение. При этом снабжение продуктами и деньгами от Ли Хунчжана принималось исправно.
Китайцы вообще планировали иметь на кораблях китайских командиров и европейских советников. Для кораблей были приготовлены новые китайские названия. «Цзянсу» стал «Чэнь Ву», «Пекин»- «Чин Тай», «Китай»- «И Тунг», «Амой»(«Сямэнь») -«Куанг Ван»,
«Балларат»- «Мокеден» или «Те Шенг», «Тиетцин»-«Сан Вэй», «Квантун»-«Пай Юэ».
Но прибывший наконец Лей окончательно прояснил обстановку. Задания он был готов получать лично от императора, а далее действовать абсолютно самостоятельно. “Представление о джентльмене, действующем под руководством азиатского варвара, нелепо”,- заявил он.
Китайцев, которые сами свою Поднебесную считали центром мира, а всех некитайцев-варварами, подобное не устроило. Они пожаловались британскому послу и тот приказал Лею увести самоуправляемую флотилию в Индию или Англию. Естественно, чтобы бесполезные варвары убрались побыстрее, китайцам пришлось немного доплатить. Осборн получил на дорогу 10 тысяч мексиканских серебряных долларов, 9 ноября 1863 года подал в отставку, распустил флотилию и увел часть отряда в Индию (три корабля вернулись в Англию).
Там его задержали английские власти, опасавшиеся, что безработная эскадра наймется к одной из сторон гражданской войны в США. Особенно волновало это дипломатов США, опасавшихся приобретения кораблей конфедератами и присоединения их к «Алабаме».
Флотилия, кстати, пересекалась с «Алабамой» по дороге в Китай, в южноафриканском Саймонстауне. Затем в декабре 1863 года в Сингапуре она встретилась еще раз с «Квантун» на пути в Индию.
«Китай», «Тиетсин» и «Балларат» вернулись в Англию, где «Балларат» продали, чтобы оплатить жалованье экипажам и прочие расходы.
«Киангсу», «Квантун», «Амой» и «Туле» простояли в Бомбее до 1865, пока не кончилась война в США.
Осборн вернулся в Англию и продолжил службу в Королевском флоте, стал адмиралом. Лея китайцы уволили, он потом занимался всякими сомнительными гешефтами с элементами мошенничества. Роберт Харт занял его место во главе китайской таможни.
«Киангсу» приобрел его командир, капитан Форбс, а затем перепродал японцам, где он известен под именем «Касуга».
Насчет «Амой» сведения противоречивы, возможно, он был продан Египту 30 декабря 1865 года или капитану Чарльзу Стюарту Форбсу и перепродан домену Сацума вместе с «Киангсу».
«Пекин» вместе с «Китаем» и «Тиетсин» были проданы Египту на аукционе 30 декабря 1865 года за 20 500 фунтов стерлингов.
Так, без единого выстрела, завершилась история наемной флотилии китайского императора.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам