Обучение в школе, а далее в высшем учебном заведении — неотъемлемый процесс взросления любого человека. С помощью образовательной системы ребёнок познаёт азы жизни, получает необходимую для социализации информацию и становится частью коллектива (класса или группы).
И если сейчас мы можем легко увидеть как работает система образования, то о том как была устроена в Древнем Риме мало кто знает. Именно об этом и пойдёт речь в этой статье.
Лудус
У римлян, как и у современных людей существовали школы и делились они также на начальную и среднюю. Однако стоит отметить, что не все дети, которые достигли 6-летнего возраста (именно с такого возраста брали в начальную школу) могли получить образование — школы были удовольствием не из дешёвых.
В учебные заведения попадали только дети состоятельных людей, которые могли себе это позволить, а остальным приходилось помогать родителям по хозяйству и всю жизнь прожить не умея читать и писать.
Сами школы по себе представляли небольшую комнату (да-да, никаких отдельных классов и аудиторий не было), в которой собиралось как правило не более 12 учеников и один педагог. Учителями как правило были рабы и преимущественно из Греции — римляне ценили греческую культуру и образованность.
Грамматик
Проучившись 5 лет в лудусе часть детей переходило на следующий этап учёбы — грамматик (так называемая средняя школа). Здесь уже помимо основ чтения и написания слов детей учили таким предметам как (география, геометрия, история и астрономия). Да-да, римляне тоже знали что такое параллелепипед, правда возможно они использовали другое слово.
Однако особое место среди всех предметов имел греческий язык — он был основой основ так как большая часть римской культуры была позаимствована именно у греков. Правда в грамматик переходили как правило только мальчики — к 11-12 лет девочек уже выдавали замуж и учёба им была ни к чему.
Обучение красноречию
К 13-14 годам детей начинали готовить к политической деятельности. Дети, которые хотели стать ораторами, адвокатами или риторами начинали особую программу подготовки. Если родители были состоятельными, то детей и вовсе отправляли в греческие города (например, Афины) где с ними работали лучшие педагоги-риторы.
Чем и на чём писали
Основной проблемой системы образования была нехватка принадлежностей для письма. Естественно ни о каких ручках и тетрадях речи и не шло. Вместо тетрадей изначально использовали деревянные дощечки, покрытые воском, а вместо ручки — заострённый стержень который называли стилем (отсюда пошло современное слово стилус).
Как только на дощечке заканчивалось место воск разглаживали и использовали повторно. Чуть позже появился папирус — некое подобие бумаги, сделанное из тростника. А на смену металлическим стержням пришли ручки из тростника и чернила, сделанные из сажи и клея.