Изначально герцог Альбрехт планировал открыть университет не в Кёнигсберге, а в Велау, но в последний момент передумал. Однако, после тех лет, город, который мы сейчас зовём Знаменск, был буквально пропитан духом образования и когда-то на этой благодатной почве должен был взойти росток гения. Ждать пришлось до XIX века, но оно того стоило – столица одного из самых процветающих районов Восточной Пруссии подарила миру … «отца современной математики».
23 января 1862 г. в Велау, в семье окружного судьи и дочери кёнигсбергского купца родился Давид Гильберт. Начальное образование он получил от матери Марии Терезы, которая придерживалась прогрессивных взглядов, увлекалась философией, астрономией, изучала теорию простых чисел (вероятно, в этот момент у Давида появляется любовь к математике и выстраиванию логических схем). В 1866 году отец Давида стал городским судьёй столицы Восточной Пруссии, и семья переезжает в Кёнигсберг.
В возрасте 8 лет Гильберта отправляют учиться в колледж Фридриха. Но здесь будущему гению было тесно. В образовательном процессе упор делался на латинский язык и античную литературу, что тогда считалось способом расширить кругозор ребёнка, однако сам Давид позже скажет: «это ограничивало развитие самостоятельного мышления».
Перед последним годом обучения (или мучения) Гильберта переводят в гимназию Вильгельма, которая славилась образовательным процессом с упором на математику и геометрию. На выпускных экзаменах Давид получил по математике высший балл, и его учитель сделал в характеристике такую запись: «Гильберт показал обширные познания в математике и умение решать задачи, применяя собственные методы».
В 1880 г. Давид уже чётко понимал с какой наукой собирается обручиться на всю жизнь – поступает в Кёнигсбергский университет и записывается на математический курс (тогда относился к философскому факультету).
В первом семестре изучал интегральное исчисление, теорию определителей и кривизну поверхностей. Во втором полугодии, по существовавшей тогда традиции, отправился в Гейдельберг, где посещал лекции подготовившего основы современной теории дифференциальных уравнений Фукса. Вернувшись в Кёнигсберг, Давид записался к Генриху Веберу на курс по теории чисел и теории функций. Научным руководителем Гильберта стал Фердинанд фон Линдеман, доказавший неразрешимость «квадратуры круга». Последний и посоветовал Гильберту заняться теорией инвариантов – новым, а потому перспективным для открытий направлений математики того времени.
В «Альбертине» Гильберт знакомится с математиком Минковским (тоже студент, но уже обладавший премией Парижской академии) и молодым экстраординарным профессором кафедры математики Гурвицем. Они устраивали ежедневные прогулки, во время которых, дыша свежим воздухом, рассуждали о проблемах и достижениях в математике. Когда Давид сам станет преподавателем, такая практика станет обязательной частью учебного процесса, и она принесёт результат – почти 70 его аспирантов защитят докторские диссертации.
Гильберг закончил университет в 1885 году защитой докторской диссертации на тему «О базисе в пространстве инвариантов». Далее был очередной, классический для того времени, научный вояж по Европе, в ходе которого он посетил Лейпциг и Париж, познакомившись с ведущими математиками, а вернувшись домой читает лекции в родном университете и усердно готовился к защите второй научной работы по теории инвариантов. В «альма-матер» проработал почти 10 лет, пройдя путь от приват-доцента до профессора.
В 1895 г. его всё же уговаривают оставить Кёнигсберг и возглавить кафедру математики в Гёттингенском университете. Именно здесь он напишет свои основные научные труды, станет ведущим мировым математиком и проживёт до последних дней.
В 1897 г. выходит масштабное сочинение Гильберта «Отчёт о числах», затем он занялся аксиоматическими методами и издаёт труд «Основания геометрии». В 1900 г. в Париже на II Международном конгрессе математиков Давид изложил 23 проблемы математики, которые требуют решения в XX в. Часть из них не решены до сих пор.
Гильберт был знаком с Альбертом Эйнштейном. Два гения долгое время состояли в переписке. Одновременно с Эйнштейном Гильберт готовил похожий на Общую теорию относительности доклад об «Основаниях физики». Известно, что Эйнштейн советовался с Гильбертом по поводу решения общековариантного уравнения гравитационного поля.
За свою жизнь Давид стал членом многих академий наук, в том числе Берлинской, Гёттингенской, Лондонского королевского общества, Академии наук СССР. Получил негласный титул «отец современной математики». Но самым главным признанием, с его же слов, являлось звание «Почётный гражданин Кёнигсберга», которое городской совет присвоил Давиду в 1930 году.
Жизненный путь гения математики начинался в Велау, а закончился в Гёттингене в разгар Второй мировой войны в 1943 г. «Мы должны знать. Мы будем знать», - такая цитата гения была выбита на могильном камне человека, который прославил свой родной город Велау, а значит и наш любимый Знаменск, а также Кёнигсбергский университет – в память об этом в 1991 году на математическом факультете Калининградского государственного университета была открыта аудитория имени Давида Гильберта.
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»)