Каждый раз, когда я читаю про становление культа личности или сакрализации очередного правителя, у меня появляется большое желание разобраться в том, как все это выстраивалось, понять инструменты продвижения нужного образа и общественный запрос на отца отечества/фюрера/великого учителя/елбасы. Понятное дело, почти всегда, устойчивому культу личности предшествуют однотипные действия, но, вот парадокс, любой случай имеет свои фишки и уникален по-своему. Сегодня мы поговорим про сакрализацию образа Октавиана Августа.
Свое восхождение по политической лестнице Октавиан начал с нехилого буста в виде протекции своего дедушки – Гая Юлия Цезаря. Став диктатором, человек – салат не брезговал принимать высокие почести, которые римляне возносили богам, а при жизни сформировал свой культ, пиарясь на умиротворении в государстве (об этом есть отдельная статья на канале). Вообще, это наиболее частый и самый удобный способ оформить вменяемый культ личности. Достаточно победить всех своих оппонентов, объявить их баламутами и сделать пару-тройку популистских жестов для народа, чтобы люди почувствовали, как улучшилась жизнь. Вот и все, базис для культа личности готов.
Октавиан Август, прибыв в Рим после смерти Цезаря, позиционировал себя как его непосредственный наследник и настаивал на том, что его дед был действительно выдающейся фигурой, достойной почестей. Он потратил немереное количество финансовых и политических ресурсов, чтобы его деда признали богом, спустившимся к людям, чтобы принести свет мира и благоденствия. Будущий император делал это неспроста, признание Цезаря божественным существом отлично резонировала с политическими амбициями Октавиана и раз он находится в родстве с убитым диктатором, то и он автоматически становился чуть выше, чем все остальные граждане Римской республики, божественные гены, как никак.
После победы над Марком Антонием, Октавиан объявил об установлении мира в государстве и отметил, что действовал по заветам своего деда. Сенат, восхищенный действиями молодого человека в борьбе за республиканскую систему, заявил о введении сразу четырех праздников, три их них были адресованы победам над Марком Антонием, а четвертым стал день рождения Октавиана Августа. Кстати, день рождения Марка Антония объявили проклятым днем. Самое интересное, что сенаторы изначально вкладывали в праздники иной смысл, сосредотачивая все внимание на победе республиканского строя над мятежным триумвиром, а день рождения Октавиана приплели лишь для того, чтобы будущему императору не было обидно. По мере установления единоличной власти Октавиана, акценты понемногу смещались и праздники приобретали другое значение, подогревая тему сакрализации продолжателя дела Цезаря.
Для того, чтобы подготовить почву для последующей сакрализации, Октавиан планомерно наращивал свою популярность, начиная с организации масштабных зрелищ для плебса и заканчивая эмиссией денег с сюжетами своей жизни. Император всячески старался подчеркнуть свою открытость и близость к народу. Кроме того, в результате его реформ, граждане действительно стали лучше жить.
Сконцентрировав большинство рычагов государственной власти в своих руках и сформировав в народе правильное восприятие своей персоны, Октавиан принялся работать над своей сакрализацией, конечно же, не прямолинейно, косвенно. То тут, то там, возникали горячие сподвижники императора, которые вводили в общественный дискурс невероятную идею о воздаянии божественных почестей Октавиану, а дальше работали окна Эвертона (о том, как действует этот принцип, я объясняю в статье про то, как вынесли Сталина из мавзолея). Таким образом, постепенно, понемногу, римляне подходили к мнению, что Октавиан, действительно, не простой человек, возможно, даже немного бог.
К 19 году до н.э. имя Октавиана вносили в молитвы и клятвы, жреческие гимны, присяги и ругательства. В честь него стали проводить масштабные мероприятия, пышные игры с гладиаторскими боями и резать бычков. Жертвоприношениям стоит уделить отдельное внимание, так как это исключительно божественная история. Дальше по принципу месяца «Июль», названного именем Цезаря в 45 году до н.э., через 37 лет называют последний месяц лета в честь Октавиана.
Как известно, ничто так эффективно не способствует популярности, как показная скромность. Октавиан это прекрасно понимал и прилюдно отказывался от высоких божественных почестей, что только подзадоривало его почитателей. Вроде как, император публично отвергал излишнее внимание к своей персоне, но в то же время, весь Рим был усеян его статуями, а на востоке в честь него строили храмы. Интересный факт, сам Октавиан настаивал, чтобы скульпторы всегда изображали его молодым, даже когда он стал дряхлым старичком, собственно, поэтому до нас не дошло ни одного изображения Октавиана в преклонном возрасте.
Во 2 году н.э. Август получает долгожданный титул «отца отечества», традиционная ачивка для всех создателей культа личности. С этого момента можно было с уверенностью заявить, что сакрализация прошла успешно. При жизни Октавиана, некоторые рьяные почитатели желали уже начать ставить храмы в его честь, но император решительно отказывался, ссылаясь на то, что он еще не заслужил права стоять наравне с богами. Правда, он не гнушался размещать свой образ в греческих храмах бога Ромы (символизировавшего Рим).
После смерти Октавиана, римский пантеон радушно принял его в свои ряды, теперь уже никто не ограничивал его преемников в строительстве храмов, посвященных августейшему предшественнику. Октавиана во всех религиозных документах стали называть божественным Августом и учредили культ в его честь.
Как по мне, так история с сакрализацией Октавиана Августа наглядно показывает нам, как при наличии правильного образа, продуманной рекламной компании и безграничного государственного ресурса, можно без труда вознестись на божественный пантеон и сделать свою власть неким священным инструментом, который можно передавать по наследству. И если первые преемники, зачастую, оправдывают ожидания народа и общий курс развития, заложенный божественным предком, то с каждым новым поколением сакральность потомков выветривается, оставляя неприятное послевкусие обмана.
Еще при жизни Октавиан, несомненно думал о том, что случится с Римской республикой, когда он сыграет в ящик, поэтому с особым вниманием подошел к выбору преемника. Об этом мы поговорим в следующей статье.
Следующая серия:
Предыдущая серия:
Самая первая серия:
Народ, если любите Древний Рим, историю и веселые мемасики, подписывайтесь на канал. Я тут постоянно!
С любовью и уважением, Автор