Найти тему
script bro | сценаристы

ТАК ЛИ СТРАШНО НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ?

Эта статья для тех, кто только присоединился к нам. Продвинутые авторы, возьмите на сегодня выходной.

Друзья-новички, я обращаюсь к тем из вас, кто только приходит к сценарному ремеслу и не знает, с чего начать. Вы представляете сценарий – эти 120 страниц – и думаете: "Это безумие, бро. В школе я едва мог написать сочинение на 5 страниц".

Эта статья предназначена для тех из вас, кто либо никогда не писал сценарий, начал и бросил его на полпути, написал сценарий и настолько травмирован этим опытом, что никогда не хотел бы повторять снова, или кто написал пару сценариев, которые были настолько плохими, что вы бы не позволили даже вашей кошке прочитать их.

Я собираюсь бросить вам спасательный круг. Потому что, когда вы разбираете сценарий на части, всё это выглядит не так уж сложно. Вам просто нужен план, бро.

Первое, что нужно сделать, - это придумать концепцию, которой легко управлять. Одна из причин, по которой сценарии становится трудно писать, заключается в том, что автор пишет о гражданской войне в галактике Какстиблокс, которая охватывает дестабилизацию в семи разных звёздных системах и насчитывает 186 персонажей и, о да, из предыстории выйдет целый роман.

Если вы хотите, чтобы написание сценария было лёгким, выберите простую в написании концепцию. Нам нужен Киану на опыте (Джон Уик), а не Киану в расцвете сил (Матрица). Почему? Потому что у "Матрицы" очень сложная мифология, на разработку которой уходит слишком много времени. Джон Уик - парень, который мстит за то, что они убили его собаку! Вам не нужно выдумывать что-то сложное, смешивать жанры и завязки из других фильмов. Простая концепция!

Далее, не слишком заостряйте внимание на своей концепции. Я знаю, я знаю. Эти статьи мысленно убивают вас каждый раз, когда вы не повторяете мантру: "Концепция - это наше всё!" Это всё ещё верно. Концепция - ЭТО наше всё. Но придумать "великолепное" – враг вашего грёбаного сценария, и одна из причин, по которой мы не пишем, заключается в том, что мы продолжаем ждать – бесконечно ждать - когда к нам придёт эта идеальная идея.

Вместо отличной идеи просто убедитесь, что у вас есть идея, которой вы увлечены. Вы можете написать что-то замечательное, если вы увлечены этим. Возьмите Алана Болла ("Красота по-американски"). Он писал об одной из самых скучных вещей в мире – пригороде. Но это был отличный фильм, потому что он был увлечен им. Страсть может помочь компенсировать слабые идеи. Я вижу это всё время.

Дайте нам героя, которого мы полюбим (предпочтительно неудачника), и злодея, которого мы презираем. Это может показаться самым очевидным советом на свете, но вы будете удивлены, узнав, сколько сценариев я прочитал, в которых этого нет. Опять же, мы стараемся, чтобы здесь всё было просто, чтобы было меньше препятствий при написании вашего сценария. Так что выбирайте самую простую комбинацию герой / злодей. Дайте нам Звёздного Лорда и Таноса. Дайте нам Дэниела Ларуссо и Джонни ("Парень-каратист"). Дайте нам Фродо и Саурона.

Пусть ваш главный герой проходит через то, через что вы лично проходите прямо сейчас в жизни. Какое бы большое препятствие вы ни пытались преодолеть в данный момент (страх неудачи, перфекционизм, эгоизм, недостаток самосознания), пусть ваш персонаж пройдёт через нечто подобное. Это не только заставит персонажа чувствовать себя более аутентичным, но и значительно облегчит написание героя. Вам не придётся ничего выдумывать, потому что вы пишете сами себя! Ура, чит-код активирован!

Хорошо, теперь давайте поговорим о самой сложной части написания сценария: САМО НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ. К сожалению, вы пока не можете заставить ChatGPT написать весь ваш сценарий за вас. Так что нужно проделать некоторую работу. Но я собираюсь сделать это настолько простым, насколько это возможно, предоставив вам расписание и план.

Вот как это будет работать. Вы напишите свой сценарий, используя последовательный подход. Это означает, что вместо написания одного большого 120-страничного сценария (устрашающего) вы напишите восемь 12-страничных сценариев, также известных как "последовательности" (забавные). Идея здесь в том, что как только вы начинаете писать, никогда не думайте о сценарии целиком. Если вы начнёте обдумывать весь сценарий целиком, вы испугаетесь и сдадитесь.

Просто сосредоточьтесь на текущей последовательности, над которой вы работаете. Вот восемь последовательностей, которые вам нужно написать…

Последовательность 1 – Настройка: Покажите жизнь вашего персонажа.

Последовательность 2 – Сопротивление: Происходит нечто шокирующее, что сбивает вашего героя с пути истинного. Он должен отправиться в путешествие (внутреннее или внешнее, но предпочтительно внешнее), но не хочет идти. Они цепляются за свою старую жизнь. Ту жизнь, которую вы создали в последовательности 1!

Последовательность 3 – Отправляемся в путешествие: Герой отправляется в путь. Он не готов взяться за это задание, но всё равно пытается, чёрт возьми. Этот раздел также известен как время развлечений и игр (fun & games), потому что серьёзные проблемы ещё не начались, а это значит, что ваш герой получает удовольствие.

Последовательность 4 – Сталкиваемся с первым большим препятствием: на этом пути появляется что-то серьёзное. Второй акт в основном заключается в том, чтобы бросить на вашего героя кучу больших препятствий и посмотреть, как он с ними справляется. Здесь первое грозное препятствие.

МИДПОИНТ (СЕРЕДИНА ИСТОРИИ)

Последовательность 5 – Я застрял: Мидпоинт, возможно, привёл к потере уверенности вашего героя. Но ваш герой по-прежнему полон решимости выполнить свою работу. Так что во второй части второго акта у него появилось немного бодрости в походке, немного развязности.

Сценарий должен выглядеть как поездка на американских горках. Герой начинает подниматься (последовательность 1), падает вниз (последовательность 2), снова поднимается (последовательность 3) и вниз (последовательность 4), снова поднимается (последовательность 5). Надеюсь, вы поняли механизм.

Последовательность 6 – Кажется, что всё становится только хуже: осознание того, насколько невозможно достичь цели, сильно бьёт по нашему герою. У плохих парней преимущество. Девушка бросает его. Никто ему не доверяет. Это приводит его к самой низкой точке. Либо он почти мёртв, либо умирает хороший друг, или, может быть, даже ОН сам умирает (как в фильме "Принцесса-невеста").

В конце этой последовательности будет казаться, что фильм закончился и герой ПРОИГРАЛ.

Последовательность 7 – Возрождение и план!: У вашего героя происходит пробуждение. Он не собирается сдаваться. Он собирается расправиться с плохим парнем. Но ему нужен план! Так что пришло время ему, вместе с остальными персонажами, составить план!

Последовательность 8 – Кульминация: Пришло время расправиться с плохим парнем!

Вам нужно писать по 3 страницы в день в течение первых четырёх дней каждой недели. Затем вы можете потратить последние три дня недели на то, чтобы наверстать упущенное или переписать начатое. Итак, если вы написали только 2 страницы в понедельник, то в конце недели вы дописываете эту 1 страницу.

Если вы написали все 12 страниц, как хороший сценарист, используйте эти три последних дня недели, чтобы переписать и внести коррективы (возможно, вы поняли, что сцена должна располагаться раньше, поэтому вам придётся её перенести). Мы делаем это для того, чтобы всё ОСТАВАЛОСЬ ЛЁГКИМ для выполнения. У вас нет оправданий типа: "У меня не было достаточно времени. Я отстал." Если вы отстаёте, у вас есть 3 дня в неделю, чтобы наверстать упущенное.

Для тех, кто забыл пойти на урок математики, это означает, что вы будете писать по одной последовательности в неделю. Поскольку существует восемь последовательностей, вы будете писать их в течение восьми недель. И в конце этих восьми недель у вас будет готовый первый аутлайн или драфт сценария.

Я составил это расписание так, чтобы вы никогда не чувствовали спешки. Это должно сделать всё лёгким для вас. Кроме того, НЕ КРИТИКУЙТЕ СВОЮ РАБОТУ. Если вы будете себя осуждать, вы взбеситесь и перестанете писать. Никогда не судите себя по первому драфту. Критику отложим на потом. :)

И вот, через восемь недель, у вас на руках готовый сценарий.

Эй, чего вы ждёте?? Придумайте концепцию, чтобы начать писать свой сценарий в следующий понедельник!

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ребята, мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.