Найти тему
27,8K подписчиков

Как закипал "Балканский котел"? (Часть 1)

3,3K прочитали
Если не нырять очень глубоко, то началось все в 1875 году с Боснии и Герцеговины.

Если не нырять очень глубоко, то началось все в 1875 году с Боснии и Герцеговины. Там, как в порохе смешались три компонента: мусульманство, католицизм и православие, что и породило взрывоопасную смесь. В османской империи все было просто: если ты добрый мусульманин, ты платишь одни налоги, если ты упорствуешь, и не хочешь соглашаться с государственной политикой, не вопрос, (но плати больше денег). Были и другие «прелести»: например, в суде, если ты не мусульманин, и не можешь поклясться на Коране, ты никто (и звать тебя никак). Ну и все в таком же духе (что-то знакомое чудится в этой политике создания мононационального государства).

Турки, устроившие свое государство исключительно на религиозной основе, не обращали никакого внимания на национальные различия. И в деле организации христианских общин они игнорировали национальный принцип, руководствуясь лишь религиозными началами.

В Боснии, в отличие от других балканских стран, высшие слои общества без особых колебаний приняли ислам, сохранив, таким образом, свои привилегии.

В сельской местности наиболее охотно принимали ислам насильственно крещёные в католичество прихожане «Босанской церкви» (коих католики считали еретиками, и у них, как вы понимаете, особой приверженности к навязанной им вере не было).

В середине 1870-х гг. большинство боснийцев исповедовало христианство: около 42 % относились к православной церкви, 18 % были католиками. Ислам исповедовало около 40 % жителей Боснии. А, в принципе, это был Боснийский пашалык Османской империи (но на который уже положила глаз Австро-Венгрия).

Рядом жили сербы. Сербия, которая с 1817 года имела статус автономии в Османской империи. В 1838 году в Стамбуле была утверждена новая конституция («Турецкий устав»), которая ввела свободу торговли, ликвидировала пережитки феодализма и спахийной системы, несколько ограничила самовластие князя учреждением Государственного совета и расширила прерогативы Порты в сфере формирования органов власти княжества. После Крымской войны Сербия получила еще больше прав, и, по условиям Парижского мира 1856 года автономия княжества была расширена и закреплена гарантиями великих держав.

В 1862 году случайная драка на улицах Белграда между несколькими турками и сербами вызвала народное волнение, окончившееся разгромом сербами турецкого квартала. Турецкий гарнизон отвечал на это из цитадели бомбардировкой Белграда, продолжавшейся три дня (17—19 июня), но причинившей сравнительно ничтожный вред. Народ быстро вооружился, на улицах Белграда были воздвигнуты баррикады; однако дело не дошло до войны вследствие представлений иностранных консулов как турецким, так и сербским властям. Под давлением иностранных правительств Порта согласилась на уничтожение турецкого квартала в Белграде и на выселение турок из Сербии. В 1867 году под давлением России Турция вывела свои гарнизоны из сербских крепостей. Вслед за ними княжество покинула большая часть ещё сохраняющегося мусульманского населения. В 1869 году новая конституция определила Сербию как независимое государство, но Стамбул как-то не очень эту «независимость» признавал.

Экономика автономной Сербии оставалась отсталой. Ведущую роль играло скотоводство, прежде всего свиноводство, ориентированное на экспорт в Австрию. Хотя крестьяне получили в собственность свои земельные наделы, существовали многочисленные пережитки феодализма при сохранении тяжёлого налогового гнёта. В сельском хозяйстве господствовало мелкое и среднее крестьянское землевладение, происходил распад задруг, который, однако, пыталось сдержать государство, установив обязательный минимум величины крестьянского надела.

С Черногорией ситуация тоже была очень сложной. Поначалу, это тоже была автономия (но, тоже, вроде бы как в составе Османской империи). Потом в Черногории было объявлено теократическое государство (но турки по-прежнему, считали эти земли своими).

Княжество было образовано 13 марта 1852 года, когда князь Данило (известен также как Владыка Данило II) сложил с себя сан владыки (епископа) и женился. Таким образом Черногория из теократического государства превратилась в светское. Османская империя враждебно восприняла провозглашение в Черногории новой формы правления. Поэтому с приходом Данилы к власти, государство начало оказывать поддержку герцеговинцам в освободительной борьбе против турок. В декабре 1852 года турецкая армия вторглась в глубь Черногории. Дипломатическое вмешательство Австрии и России привело к окончанию войны.

1 мая 1858 года между черногорцами и турками случалась Граховская битва, в ходе которой были развеяны турецкие иллюзии о принадлежности этой территории. Старший брат князя Данило, возглавляя армию в 7500 человек, выиграл важное сражение против турок, чья армия по разным оценкам составляла от 7000 до 13 000 человек. Победа в сражении против турецких войск принесла черногорцам в качестве трофеев значительный арсенал, который пригодился в решающих сражениях за независимость в 1862 и 1875—1878 годах.

Болгария тоже была частью Турции, но, там тоже «кипел котел». В статьях Адрианопольского мира подписанного в 1829 г. не было даже упомянуто о Болгарии. «Объединенная Европа» хранила принцип целостности европейских владений Турции. В 30—50-е гг. ХIХ в. турки подавили несколько попыток поднять восстание в Западной Болгарии.

В Болгарии положение христиан было еще более тяжелым, чем в Боснии и Герцеговине. В середине 60-х гг. XIX в. турецкое правительство поселило в Болгарии 100 тыс. «черкесов» — горцев-мусульман, эмигрировавших с Кавказа. Подавляющее большинство этих «джигитов» не хотело заниматься физическим трудом, а предпочитало грабить болгарское население.

Репрессии, к которым прибегали османы ослабляли освободительное движение, вынуждали массы людей эмигрировать. В ноябре 1875 г. группа революционеров в эмиграции создала Гюргевский революционный центральный комитет, который разработал план нового восстания. Болгария была разделена на четыре революционных округа, в каждый из которых направлялся организатор восстания, получивший название апостола.

Образовалось «соцветие» из территорий стремившихся к созданию своей государственности, признанных, непризнанных и полупризнанных (но сложившихся в реальности) административных и государственных образований, граничащих с Османской империей, или входящих в ее состав.

В июле 1875 года в Османской империи христианские крестьяне Герцеговины восстали против своих мусульманских правителей. Восстание быстро распространилось и на Боснию. С чего бы? Ведь мы так много слышали хороших слов о «демократичности» Османского государства, которое (со слов пантюркистов) являлось идеальной моделью многонационального государства.

В это время крестьяне в Боснии платили подати как местным бегам, так и центральному правительству. Основные налоги составляли треть урожая «местным» и десятину Стамбулу. Более того, центральные власти не собирали этот налог самостоятельно — они продавали на откуп его на аукционе (не барское это дело собирать подати). Откупщик вносил в казну аванс, а основную часть суммы платил после сбора и реализации десятины. Естественно, он собирал больше, ведь он нёс также «операционные расходы» (все как в современной финансовой системе). Но, тут случилась незадача. В 1874 году из-за стихийных бедствий в Боснии и Герцеговине был неурожай, а затем последовал падёж скота.

Но вкусно кушать хотелось всем по-прежнему, поэтому правительство увеличило запланированную сумму налога. Никто из откупщиков не решился собирать его в таком объёме, поэтому власти переложили сбор на сельские общины и потребовали выплатить налог не в натуральной, а в денежной форме. Более того, в 1875 году «центральный» налог вырос с десятины до почти 20%. И, началось…

Поводом к восстанию послужили притеснения христианского населения турецкими сборщиками податей, вызвавшие кровавые схватки между христианами и мусульманами. В дело вмешались оттоманские войска и встретили неожиданное сопротивление. Все мужское население Невесинского, Билекского и Гачковского округов ополчилось, оставило свои дома и ушло в горы. Старики, женщины и дети, чтобы избежать поголовной резни, искали убежища в соседних Черногории и Далмации. Усилия турецких властей подавить восстание в зародыше оказались безуспешными. Из южной Герцеговины оно скоро перешло в северную, а оттуда в Боснию, часть христианских жителей которой бежала в пограничные австрийские области, а те, что остались дома, также вступили в отчаянную борьбу с мусульманами.

Понятие «коллективная Европа» (заслужившее у нас отрицательную коннотацию) сложилось очень дано. «Великие европейские державы» вмешались в этот конфликт. 25 сентября (7 октября) 1875 года Сербия получила «Коллективное заявление дипломатических представителей европейских держав в Белграде сербскому правительству». «Коллективная Европа» погрозило пальчиком сербам. В этом документе представители Австро-Венгрии, Англии, Франции, Италии и Германии, сообщали, что «если сербское правительство допустит агрессивные действия против Османской империи, они не смогут использовать трактат 1856 года в целях предохранения княжества от турецкой оккупации» (мол, помните нашу «доброту» во время подписания Парижского трактату, и бузить против турок не смейте!). Естественно, это политическое давление на Сербию не подействовало.

Весной 1876 года в Болгарии вспыхнуло, но, было жестоко подавлено Апрельское восстание. Особо отличились в этом местные мусульмане, переселенцы с Кавказа и отряды… цыган (вот, как ни странно). 22 апреля 1876 года начались первые серьёзные бои с турками.

В подавлении восстания участвовали регулярные части турецкой армии («низам»), резервные войска («редиф»), ополчение из мусульман («мустахфиз») и отряды иррегулярных мусульманских войск («башибузуки»). Помимо турок, в подавлении восстания участвовали переселённые в Болгарию черкесы и помаки (помак Ахмед-ага из села Тымраш и помак Ахмед-ага из села Барутин во главе сформированных ими вооружённых отрядов участвовали в подавлении родопского очага восстания). По некоторым данным, только в южной части Болгарии было убито свыше 30 тысяч человек, в том числе старики, женщины и дети. Плохо вооружённые отряды повстанцев были разгромлены.

Но в Боснии и Герцоговине восстание продолжалось. 10 июля 1875 г. повстанцы разбили 4 османских табора (соединения, близкие к батальону) у Мостара. Эта победа воодушевила христиан и Боснии, и Герцеговины, и скоро восстание охватило обе эти области. Ибрагим Дервиш-паша был смещён со своего поста, в мятежные провинции были направлены регулярные османские войска численностью в 30 тысяч человек. Им противостояли до 25 тысяч повстанцев, которые избегали «правильных» сражений, действуя по принципу «бей и беги».

И, вот, на этом фоне, вопреки политическому давлению Сербия и Черногория 30 июня 1876 года объявили Турции войну. Данная война вызвала большое сочувствие в российском обществе: были собраны значительные суммы денег для помощи восставшим славянам и в общей сложности около 4 тысяч добровольцев из России (200 из которых были офицерами) отправились воевать на Балканы. Далеко не все из них были идейными и «пламенными» славянофилами: встречались откровенные авантюристы, но не часто.

Самое интересное, что и здесь нашелся «севастопольский след» (но об этом, в следующей статье).