Часть 1. Климат и население.
Часть 2. Истоки благосостояния Финляндии
Это только в стране розовых пони и радужных единорогов экономика страны зависит исключительно от «демократических ценностей», «честных» выборов и свободы однополых браков, а в реальном мире в основе всего лежит Царица Мира - энергия. Без энергии невозможно создать ничего, какими бы умными, умелыми и прекрасными людьми вы не были. Конечно, наличие энергии вовсе не означает автоматическое процветание. Энергия, это как деньги, означает лишь наличие возможностей. Но если у вас энергии нет, то и возможностей нет, и вы ничего не сможете сделать, хоть ты головой о стену.
Давно замечено, что в мировом масштабе внутренний валовый продукт (ВВП) прямо пропорционален количеству энергии, затраченной на его производство. На уровне государств такой прямой зависимости уже нет, т.к. существуют государства-паразиты, существующие за счет других, государства находятся в разных климатических и географических условиях, одним повезло с природными ресурсами, другим не очень. Одни государства живут в климатическом оптимуме (20-25 град. Цельсия), другие живут посреди ледяной пустыни, как Россия, или посреди жаркой пустыни, как Алжир или Мавритания. Но в любом случае для создания ВВП всем требуется энергия.
Энергию человек получает из сжигания дров, торфа, угля, нефти, газа, используя энергию атома, гидроэнергию или энергию ветра и солнца. Все эти виды топлива дают разную величину энергии. Чтобы привести их все к единому знаменателю, считают энергию, получаемую из этого топлива, а потом пересчитывают на так называемое условное топливо. 1 тонна условного топлива (т.у.т)=7 миллионов ккал. Например, кубометр дров дает 0,266 т.у.т., тонна дизельного топлива дает 1,45 т.у.т., 1000 м3 природного газа=1,15 т.у.т. В условное топливо можно, естественно, пересчитать и электроэнергию, получаемую на ГЭС или АЭС.
Помимо тонны условного топлива пользуются понятием тонны нефтяного эквивалента (т.н.э): 1т.н.э.=10 млн. ккал. Приблизительно столько энергии получается если сжечь тонну нефти.
Еще важным понятием в составлении энергетического баланса является понятие первичной энергии. Первичная энергия — это такая энергия, которая не была подвергнута процессу искусственного преобразования. Уголь, дрова, торф, нефть или газ - это все примеры первичной энергии. Электроэнергия, полученная на тепловых электростанциях (ТЭС), это уже вторичная энергия, т.к. она получена при сжигании первичной, а вот электричество, полученное на гидроэлектростанции (ГЭС), считается первичным, т.к. для его получения дополнительного топлива потрачено не было.
Потребление первичной энергии.
На рисунке ниже приведена схема мирового потребления энергии в 2013 году с выделением промежуточного этапа тепло- и электрогенерации. На схеме видно, что на все нужды за год человечество употребило 13559 млн т.н.э. первичной энергии. В том числе 5115 млн т.н.э первичной энергии было израсходовано на тепло- и электрогенерацию, что дало в результате 2362 млн тнэ готовой к потреблению тепло- и электроэнергии, а 2753 млн т.н.э энергии было просто потеряно в процессе генерации (КПД=46%). В последствии эта электрическая и тепловая энергия пошла на обслуживание конечного потребления (промышленность, транспорт, здания и прочее) и на обслуживание сектора связанного с добычей полезных ископаемых
Пройдёмся более подробно по секторам потребления энергии.
Название сектора «промышленность» говорит само за себя. Однако потребление энергии при перевозке товаров, а также добыче и переработке ископаемого топлива сюда не входит. Кроме того, потребление энергоносителей относится к данному сектору только в том случае, когда они используются именно как энергоносители, а не как сырьё или исходный материал для производства.
Транспортный сектор включает в себя потребление энергии в дорожном, воздушном, водном, железнодорожном и трубопроводном транспорте. К этому сектору не относится потребление топлива техникой, основным назначением которой является не перевозка пассажиров и грузов, а другая деятельность, например, строительство, добыча полезных ископаемых, лесозаготовки, рыболовство и т. п. Около 40-50% энергии в данном секторе потребляется легковыми автомобилями. Основной энергетический вклад в секторе ожидаемо дает нефть.
В сектор «здания» включается энергия, потраченная в жилых и разного рода общественных (но не промышленных) зданиях в целях обогрева, охлаждения, горячего водоснабжения, освещения, а также для работы бытовых приборов и оборудования для приготовления пищи.
В сектор «прочее» входит потребление энергии в сельском хозяйстве и подобных ему отраслях (рыболовство, лесное хозяйство). В этом же секторе учитывается использование ископаемого топлива не для получения энергии, а в качестве сырья для производства смазочных материалов, асфальта, растворителей, продуктов химической и нефтехимической промышленности и т. д.
В «энергетическом секторе» учитываются затраты энергии на добычу и переработку ископаемого топлива, производство биотоплива, (н-р пеллет), преобразование топлива из одной формы в другую - преобразование газа в жидкость, газификация угля и нефти, коксование угля, а также потери при транспортировке и хранении газа, нефти, угля и биотоплива, потери в электрических сетях.
Если пересчитать тепло и электроэнергию, используемую в разных секторах (см. рисунок) в первичную энергию, которая изначально тратится на их создание, то мы получим, что первичная энергия тратится на:
1. Промышленность – 3644 млн. тнэ – 26,9%
2. Транспорт - 2619 млн. тнэ - 19,3%
3. Здания - 4215 млн. тнэ - 31,1%
4. Энергетический сектор - 2081 млн. тнэ - 15,3%
5. Прочее - 1000 млн. тнэ – 7,4%
Что можно отметить. Во-первых, интересно то, что человечество тратит 15,3% всей добываемой энергии на саму эту добычу, т.е. 153 кг с каждой тонны на добычу этой самой тонны. Таким образом так называемый коэффициент EROEI = (энергия полученная/энергия затраченная) равен 6,67. Для нефти и газа в 1930 году этот коэффициент оценивался на уровне 100, в 1970 году на уровне 30, в 2005 году 11-18, т.е. мы видим довольно быстрое снижение этого коэффициента. Когда значение EROEI начнет приближаться к 1, смысла во всем этом процессе больше не будет никакого и человечество вынуждено будет перейти от добычи ископаемого топлива к использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Процесс это не быстрый и дорогой. Не смотря на быстрый рост вводимых мощностей ВИЭ, их доля в общем энергобалансе человечества пока еще слишком мала. EROEI ветряков и солнечных батарей тоже не блещет высокими значениями, а кроме того они сами не из земли растут и тоже требуют ресурсов. При этом рост спроса на энергию растет пугающими темпами, и все главным образом за счет развивающихся экономик. А следовательно можно совершенно точно ожидать в ближайшие 20-40 лет как серьезного роста цен на все энергоносители, так и все большего увеличения доли энергетического сектора в балансе первичной энергии, добываемой человечеством, а значит падение доли производства.
Еще хочется отметить вот что. В секторах «здания», «транспорт» и «энергетический сектор» прибавочный продукт не образуется, это сопутствующие затраты. Так, например, огромные расстояния России приводят к тому, что в усреднённой себестоимости тонны угля, доставленной до потребителя, доля собственно добычи только процентов 10, а все остальное – цена доставки. Основной прибавочный продукт создается в промышленности, а также в секторе «прочее». Иными словами, на производство ВВП человечество тратит только 4644 млн. тнэ, т.е. только 34,3% всей потребляемой первичной энергии. Все остальное – на обеспечение этого процесса и жизнедеятельность людей.
Согласно данным Всемирного Банка на 2013 год ВВП мира составил $71 666 350 млн., что означает, что в среднем по планете одна тонна нефтяного эквивалента создавала $5285 ВВП (или $3700/т.у.т.), а если считать только «производственную» часть, т.е. только ту часть энергии, которая непосредственно идет на создание ВВП, то $15432. Напомню, что тонна нефти в 2013 году стоила примерно $792, что означает, что производство позволяет создать продукт стоимостью в 20 раз более ценный, чем стоимость нефти, которая пошла на создание этого продукта. На этом, собственно, и основана вся индустриальная эпоха. Этот пример позволяет понять, почему более богат тот, кто производит ценный продукт, а вовсе не тот, кто продает нефть. Однако, справедливости ради надо сказать, что в ближайшие 2-4 десятилетия это соотношение будет уменьшаться, причем существенно. Наступает век сырьевых гигантов, если конечно, их не захватят более сильные соседи.
Естественно, все выше приведенные данные относятся ко всей планете, т.е. это средние данные. От страны к стране они будут различаться, и существенно. В Вики не составляет труда найти данные по энергии, потребляемую каждой страной. Например, здесь представлены данные за 2018 год в квадриллионах БТЕ, которые не трудно пересчитать в т.у.т. Численность населения в миллионах брал отсюда, ВВП по паритету покупательной способности (ППС) брал отсюда. Ниже приведена таблица для некоторых стран, в которой потребление энергии указано в млрд. т.у.т., ВВП(ППС) в млрд. долларов. Коэффициент эффективности экономики Кэф брался грубый, т.е. все произведенное ВВП делилось на всю потребленную энергию, в долларах на тонну условного топлива.
Страна потреб. энергии ВВП(ППС) Кэф. $/тут
Китай 5,313 24256 4566
США 3,642 20894 5737
Мир 19,37 71666 3700
Россия 1,199 4381 3654
Канада 0,547 1771 3236
Германия 0,499 4561 9145
Великобритания 0,288 3121 10470
Норвегия 0,068 337 4965
Финляндия 0,044 282 6394
Швейцария 0,043 620 14424
Что наблюдаем? А наблюдаем, что эффективность функционирования экономики Канады ХУЖЕ, чем у России! А что такое? Неужели и там тоже Путин виноват? Может это вездесущие Петров и Баширов коварно обкрадывают канадскую экономику? А может виновато что-то другое? В свою очередь эффективность экономики Норвегии лучше, чем у Канады и России, но в 2 раза хуже, чем у Великобритании и почти в 3 раза хуже, чем у Швейцарии! В Финляндии получше, но тоже существенно хуже, чем у Швейцарии, Великобритании или Германии. Так в чем же дело? На самом деле ничего необычного. Чем дальше средние температуры в стране находятся от климатического оптимума (20-25 градусов Цельсия) в ту или другую сторону, тем больше эта страна тратит ресурсов на выживание. Например, Россия и Канада тратят значительно больше энергии, чем остальные страны, на отопление. Холодный климат неизбежно приводит к низкой производительности сельского хозяйства, что в свою очередь означает низкую плотность населения. Низкая плотность населения приводит к росту транспортного плеча и гораздо большие затраты на перевозки, чем в других странах. Добыча полезных ископаемых что в России, что в Канаде, происходит в полярных областях, где нет ни людей, ни дорог, ни пищи, что резко увеличивает затраты в энергетическом секторе по сравнению, например, со странами Персидского залива.
По данным Министерства энергетики, в России на теплоснабжение в год расходуется 400-440 млн т.у.т. Учитывая, что только на перекачку сетевой воды необходимо около 50 млрд кВт×ч электроэнергии в год, а также расход электроэнергии на тепловых пунктах и на прямой электрообогрев жилья, можно оценить затраты топлива на теплоснабжение в 450-470 млн т.у.т./год. Это половина потребления топлива в стране, т.е. столько же, сколько тратится на все остальные отрасли промышленности, вместе взятые! Потребление топлива на теплоснабжение равняется всему топливному экспорту страны!
Это значит, что в энергетическом распределении России сектор «здания» занимает не 31,1%, как в среднем по планете, а более 50% (в этом секторе не только отопление, но и вода, освещение, газ, затраты на ремонт и строительство). Положим скромно, что на сектор «здания» в России приходится 45% от всего энергопотребления.
Далее, сектор транспорт. Вот примерная дальность перевозок в некоторых странах (брал здесь)
Как видим, дальность ж/д перевозок в России в разы больше чем в развитых странах Европы. Соответственно, существенно больше и расходы энергии. Однако сектор "транспорт" включает в себя весь транспорт, а не только железнодорожный. Примерно половина затрат в этом секторе приходится на автопарк. Автопарк легковых автомобилей в мире составляет 150 авто на 1000 жителей. В России 300 авто на 1000 жителей, в странах Европы 500-600. Годовые пробеги везде примерно одинаковые. Поэтому можно считать, что увеличенные пробеги ж/д транспорта и трубопроводного транспорта в России компенсируются большими затратами топлива на личный автотранспорт в развитых странах, но в любом случае эти затраты и там и там существенно выше среднемировых. Скромно положим, что сектор «транспорт» потребляет в России 25% энергии против 19,3% среднемирового.
Энергетический сектор. В среднем по миру сколько энергии добывается, столько и потребляется, и при этих условиях энергетический сектор, как мы видели выше,потребляет 15,3% от всей произведенной первичной энергии. Но при переходе на уровень стран все не совсем так. Почти все развитые страны добывают значительно меньше энергии, чем тратят. Так в 2018 году Япония произвела первичной энергии (в квадриллионах БТЕ) 2,61, а потребила 19,25; Германия произвела 4,8 - потребила 13,85; Ю.Корея произвела 1,54 - потребила 12,4; Италия произвела 1,5 - потребила 6,83; Финляндия произвела 0,533 - потребила 1,225. А значит и доля затрат энергии на добычу у этих стран существенно ниже среднемировых. Некоторые страны на это не тратятся вообще. А Россия добывает в 2 раза больше первичной энергии, чем потребляет сама. Скромно положим, что на добычу Россия тратит 25% энергии. Все что выше собственного потребления идет на экспорт, а значит повышает ВВП, поэтому все затраты энергии в энергетическом секторе, которые выше среднемировых 15,3% можно отнести к производственным. Таким образом сложив затраты в секторе "здания" - 45%, транспорт -25% и энергетический сектор 15%, получаем, что непроизводственные затраты, не связанные с созданием ВВП, в России достигают 85%! Вот вам и источник низкой производительности. Доля оставшейся "полезной" энергии, идущей на создании ВВП, в России всего 15%. Из них 10% идет на добычу ресурсов и только 5% остается на сектор "производство" и "иное". Если сравнить эту долю со среднемировой долей, идущей на создание ВВП, которая, как указано выше составляет в среднем по миру 34,3%, то приходится признать, что Россия достаточно эффективно использует оставшуюся у неё свободную долю энергии. Это показывает, что все разговоры о якобы значительной неэффективности управления российской экономикой по сравнению в экономиками развитых стран сильно преувеличены. На самом деле имеют место быть не дефекты управления , а значительные неустранимые потери энергии, вызванные суровыми климатическими условиями. И это обстоятельство невозможно изменить в принципе. Да, можно несколько снизить тепловые потери, потери на освещение и т.п., и эти процессы в России идут. Но проблема в том, что эти процессы идут везде, во всем мире примерно с одинаковой скоростью. Поэтому соотношение эффективностей экономик как было не в нашу пользу, так и будет всегда. Производить что-то в России можно и нужно, но только при условии высоких таможенных барьеров, и нужно быть готовым к тому, что при прочих равных условиях это что-то в России всегда будет дороже среднемирового. Политика либерализма, т.е. свободного, безбарьерного хождения через российскую границу товара, труда и капитала, это либо глупость, либо преступление.
Заметим, что если рассматривать таким же образом нашу соседку Финляндию, то необходимо признать, что поскольку она производит в 2 раза меньше энергии, чем потребляет, то и её доля затрат на энергетический сектор в 2 раза меньше мировых, т.е. в районе 8%. Долю затрат на транспорт можно считать приблизительно равной с Россией, т.к. значительно большая доля затрат России на перевозки грузов компенсируется в два раза большим удельным автопарком Финляндии, т.е. на транспорт положим, как и в России, 25% энергии. На отопление Финляндия тратит заметно больше, чем в других странах Европы, из-за своего северного положения, но заметно меньше, чем в России. Поэтому положим долю, приходящуюся на сектор «здания», посередине между российской долей и мировой, в районе 37%. Таким образом на производственную часть в Финляндии остается 30% от всей потребляемой энергии, что в два раз больше, чем в России! Вот вам и источник более высокой эффективности. У других стран, типа Германии или Швейцарии, затраты на отопление существенно меньше, чем в Финляндии, а значит у них доля энергии, идущая на создание ВВП, еще выше, чем в России.
Подведем итоги.
1. В России в среднем значительно холоднее, чем в Финляндии, а значит и существенно больше затраты на отопление, меньше средняя плотность населения, больше транспортные плечи.
2. Источник благосостояния Финляндии кроется в том, что это страна-прилипала. Все последние 70 лет она кормилась за счет России. Также крупный источник благосостояния Финляндии - это значительная доля иностранных инвестиции, обратной стороной которых является потеря экономической самостоятельности.
3. Энергетическая эффективность российской промышленности существенно ниже, чем у других стран, и Финляндии в том числе, благодаря в первую очередь суровым климатическим условиям, а не каким то дефектам управления. Это конечно не значит, что этих дефектов нет вообще. Это лишь значит, что они не являются определяющими. Доля энергии, идущая в России на создание ВВП, всегда будет меньше аналогичной доли в развитых странах в 2-3 раза и принципиально ничего с этим сделать невозможно. Любое производство в России сложных товаров требует высоких оградительных пошлин.