История с «Арменией», безусловно, нашумевшая, вокруг которой и поныне пытаются создавать «нужные» легенды. И, вот, казалось бы, выводы лежат на поверхности, а, их в упор стараются «не заметить». Какие выводы?
Вроде бы транспорт и конвой имел, и авиацией (вроде бы) прикрывался, но вот ведь незадача: почему-то самолет воздушного прикрытия (истребитель) не может догнать торпедоносец (бомбардировщик). А, конвой который должен был следовать рядом, спасает всего 8 человек. Шлюпки вроде бы спущены (как, вроде бы, показывает обследование) а их никто не видит, и не находит. Часть надстройки корабля деревянная, и, вроде бы удар бомбы пришелся в тот район, где она находилась, должна быть масса деревянных обломков, на которых обычно люди спасаются, а их … нет. Несколько коробок и пару чемоданов, и все. Странно, не правда ли? Есть и другие странности (не буду обострять ситуацию).
Но, главное, даже не это. Большинство авторов отмечает, что в связи с появлением немецкой авиации, перевозки осуществлялись только в ночное время. Это, опять же, не совсем так. График перевозок, осуществляемых кораблями и судами в интересах Севастополя, показывает, что прибытие/отправка транспортов и боевых кораблей, как правило, осуществлялась без учета темного времени суток.
Никакого официального документа или указания на тот момент не было. Активность немецкой авиации была минимальной, и транспорта двигались, не придерживаясь «ночного» графика.
Командующим ЧФ в штаб флота, действительно, была направлена телеграмма, содержащая следующие строки: «1. Кораблям выходить из Севастополя только ночью.
2. Выпускать корабли и транспорты из портов Кавказского побережья с таким расчетом, чтобы они прибывали в главную базу к рассвету. У подходной точки фарватера № 3 их будут встречать тральщики охраны района главной базы.
3. Планировать отправки в Севастополь таким образом, чтобы там не скапливалось более пяти-шести транспортов.
4. Посылать в Севастополь наиболее быстроходные транспорты (9–11 узлов), тихоходных не посылать. Объявить всем, что берег от года Балаклавы и мыса Айя до Керченского пролива занят противником»
Однако, есть маленькое «но»: телеграмма датирована 15-м ноября 1941 г., т.е. уже после гибели «Армении». Эта телеграмма командующего флотом родилась как раз в результате гибели транспорта. А, до того?
Даже спустя 5 месяцев после начала войны стиль командования флотом остается «паркетно-кабинетным». Самое интересное, что война начала «бить по голове» командование с первых дней войны, но…
Немецкий конвой с первых дней войны, как правило, состоял из катерного тральщика (или двух), катера с сильным ПВО, и корабля прикрытия (до эсминца включительно). Потом, состав конвоя стал слабее, но катерные тральщики шли с транспортным конвоем почти всегда.
А, у нас? 28 июля 1941 года прошла интересная информация.
А, почему именно 28 июля? Да потому, что 27 июля 1941 года произошла трагедия, соизмеримая с трагедией «Армении», хотя (но, как и в случае с «Арменией», количество жертв тоже неизвестно). Но, страстей вокруг нее намного меньше. Более того, ее наоборот, стараются заретушировать. Почему?
Да, потому, что в случае с «Арменией», хотя бы номинально поучаствовали немцы, то в случае с этим транспортом… О чем идет речь?
Пароход «Симбирск» строился по заказу Доброфлота в составе серии из пяти судов. Полная вместимость 2713 брт. Размерения 94,82 х 12,65 х 5,75 м. ГЭУ котломашинная, 4000 л.с. Скорость 16/14 узлов, дальность 13000 миль (до модернизации).
Спущен 3.07.1909 г. ("F.Schichau", Данциг, Германия), вступил в строй 28.10.1909 г. Накануне и во время Первой мировой войны ходил на Восточной экспрессной линии (Владивосток — Нагасаки — Шанхай). В мае 1920 г. интернирован в Кобэ (Япония). 16.01.1923 г. возвращен СССР, после чего получил новое имя «Ленин». В сентябре 1925 года по решению правительства, несмотря на большие трудности с продовольствием в СССР, "Ленин" доставил груз безвозмездной помощи в японский порт Нагасаки для жителей, пострадавших от землетрясения.
В конце 1925 года пароход прибыл на Черное море, работал на линиях Одесса — порты Крыма и Кавказа, и Одесса — Новороссийск. В 1938 году было принято решение о передаче Дальневосточному гос. морскому пароходству, но в связи с аварией в районе Дофиновки пароход встал в ремонт на завод им. А.Марти. В ходе ремонта пароход из двухтрубного стал однотрубным, были отремонтированы котлы, корпус, произведена окраска. Экипаж «Ленина» возглавил капитан, ходивший в революционную Испанию, бывший капитан «Зырянина» Иван Борисенко, награжденный за эти рейсы орденом Ленина (вот такой вот каламбур).
В свой первый рейс после ремонта (и после начала войны) пароход "Ленин" отправился 12 июля 1941 года из Одессы в Мариуполь с эвакуируемыми жителями города, семьями военнослужащих и грузом сахара для войск Южного фронта РККА. По возвращении в Одессу 22 июля капитан получил приказ срочно принять груз и пассажиров и снова идти в Мариуполь. В носовые трюмы погрузили 350 тонн металла в слитках (запас цветного литья судоремонтного завода) и стали принимать пассажиров. На берегу погрузкой руководил представитель военно-морской комендатуры порта. 22 числа в 16 часов немецкая авиация (3 самолета) нанесла удар по транспорту в районе Аджиаска, но, безрезультатно.
Капитан Борисенко получил приказ от руководства Черноморского морского пароходства на третий эвакуационный рейс из Одессы.
Пароход "Ленин" отправился в свой последний рейс 24 июля 1941 года. В 22 ч. 00 мин. он медленно отвалил от причала и вышел в море. Вместимость транспорта 482 пассажира и 400 тонн груза. По легенде, пароход принял 4 тыс. человек.
Естественно, это легенда, но приняли много пассажиров, чуть больше, чем планировалось, но перегруз возник не там. Пишут, что он «возглавил конвой». Одна поправка: не конвой, а караван. Конвой - это группа транспортов и торговых судов, передвигающаяся под охраной военных кораблей для защиты от неприятеля. Здесь группа транспортов двигалась без сопровождения.
Караван состоял из теплохода "Ворошилов", судна "Березина" и двух тихоходных шаланд. Самое интересное, что «звоночки» поступали и ранее.
В ночь с 18.07.1941 г. транспорт «Кола» следовал порожняком совместно с транспортом «Новороссийск» из Новороссийска в Феодосию. Ночью «Кола» отстала и потеряла из виду «Новороссийск», на борту которого находился лоцман. Боясь вражеских подводных лодок, судно начало прижиматься к берегу. В районе мыса Железный Рог вышло на советское минное заграждение. В 07 ч. 47 м. 19.07.1941 г. «Кола» подорвалась на мине и затонула, согласно архивным данным, в точке 45°03"N 37°02" Е. При этом погибло 3 человека, спаслось — 33.
20.07.1941 г. следовавший из Севастополя в Керчь транспорт "Десна" подорвался на мине выставленного ЧФ минного поля в районе Керчи, у мыса Кыз-Аул, в 9 милях от берега. Жертв на транспорте не было, судно осталась на плаву, но лишилась хода. Вскоре два мелкосидящих буксира оттянули аварийное судно в пролив, где поставили его на мелкое место, в районе свалки против Керчи. Ночью судно село на грунт. В последних числах августа на него доставили жесткий пластырь и закрепили его на пробоину. После откачки воды буксиром-спасателем "Меотида" был отбуксирован в Керчь, где была проведена ревизия машины и агрегатов. Своим ходом пароход 15 сентября прибыл в Мариуполь, а затем 18 сентября ушел в Новороссийск, где встал на ремонт.
Казалось бы, нужно было бы отреагировать, но…
По прибытии в Ак‑Мечеть (ныне Черноморское, Крым) на борт поднялся молодой лоцман лейтенант Иван Свистун. А, вот здесь начинается самое интересное. Пишется только о мирных жителях, эвакуируемых из Одессы, и, якобы, нет никаких списков. Сейчас я скажу крамолу: кое-какие списки есть в ЦАМО РФ. И, на какое-то время они появились в ОБД «Мемориал». Появились и, исчезли. Сейчас в ОБД «Мемориал» есть всего несколько человек. Но «уши» торчат. Это пожилые красноармейцы, которые сопровождали призывников. Наших, крымских ребят, призванных по мобилизации.
И, закидайте меня тапками, делайте, что хотите, но я видел списки призывников, из Ак-Мечетского района Крыма, которые были на его борту. Почти все имена и фамилии восточные, без отчества (как было принято раньше в степном Крыму). Пока раскручивать эту историю не буду. Поговорим, когда буду иметь на руках все необходимые документы.
Принято писать о том, что «По прибытии в Ак‑Мечеть (ныне Черноморское, Крым) на борт поднялся молодой лоцман лейтенант Иван Свистун, который сразу обнаружил, что почти вся навигационная техника "Ленина" — эхолот и оба лага — неисправна».
А) Я не очень уверен, что на судне был эхолот, и в принципе, он не сильно-то и нужен, достаточно «маркированной веревки с грузом» (что у моряком зовется лотом).
Б) Я не очень уверен в том, что механический лаг, использовавшийся в то время, может быть «неисправен». Механический лаг состоит из деревянного поплавка в виде сектора со свинцовым грузом внизу для придания вертикального положения и линя. Линь крепится к деревянному сектору тремя стропами по углам и наматывается на вьюшку. Все. Даже если нет гидродинамического лага, механический должен быть.
С компасом, из-за установки орудия, могли быть «чудеса», но принципиальной роли они не могли сыграть. Почему? Поясню позже. Хуже другое: это был не боевой корабль, а, гражданский транспорт, и, прямой связи с оперативным дежурным штаба ЧФ, у него, естественно, не было. Но, это не критично, на борту был военный лоцман, который имел в своем распоряжении в «секретном чемоданчике» нужную секретную информацию.
На переходе морем выяснилось, что у тихоходных шаланд на борту есть свой лоцман, и они могут идти самостоятельно. "Ленин" и "Ворошилов" смогли увеличить ход, но вскоре капитан "Ворошилова" доложил о поломке машины. "Ленин" привел теплоход на буксире в Севастополь.
Далее дается несколько сомнительная информация: «"Ленин" привел теплоход на буксире в севастопольскую Казачью бухту, а сам в сопровождении сторожевого катера пошел на Ялту, но с полдороги вернулся для "обмена" пассажирами. На "Ворошилове", где людей разместили в грузовых трюмах на нарах, оказалась некая высокопоставленная семья, потребовавшая перевода на комфортабельный пассажирский пароход». И, чем же переполненный «Ленин», был комфортабельнее? Ладно, не суть.
В 19.09 транспорт вышел из Севастополя в составе КОНВОЯ: «Ленин», «Ворошилов», «Грузия» в охранении СКА‑026. Пишут, что конвой шел медленно, делая всего 6 узлов. Специально делал прокладку. Нет, не 6, чуть больше, 8-9 узлов (иначе не сходится).
Шли кильватерной колонной в полной темноте, берег слева только угадывался. По мере следования конвоя береговые ориентиры по указанию оперативного дежурного ЧФ должны были подсвечиваться, но этого не произошло. Лоцман, не имея возможности уточнить курс, неоднократно предлагал встать на якорь и дождаться дня (и, был абсолютно прав, ибо следуя вдоль берега, можно было скорректировать курс по береговым ориентирам, которые есть в лоции).
В 23:33 на траверзе мыса Сарыч по правому борту между носовыми трюмами "Ленина" раздался сильный взрыв. Пароход стал оседать носом и крениться на правый борт. В надежде подойти ближе к берегу капитан скомандовал "Лево руля!" и "Полный вперед!", но крен резко усилился, судно "зарылось" носом и практически вертикально ушло под воду за 7‑10 минут. Капитан, трое его помощников и лоцман покинули борт последними.
Точное число погибших и спасенных пассажиров "Ленина" неизвестно. По одним данным, "Ворошилов", "Грузия" и срочно высланные из Балаклавы катера подобрали из воды 500‑600 человек, по другим данным — менее 300. А, сколько их было всего? Я принципиально, до конца статьи не заглядывал в «Хронику…», используя только документы. Пишут, что 4 тысячи. Не может быть, да и в документах цифра другая. Наверное, настало время «вскрыть карты». Смотрим?
Вот это реальная цифра (точно такая же картина, как и с «Арменией», где цифры тоже даются совершенно фантастические). Трагедия от этого не становится меньше.
В августе перед Военным трибуналом ЧФ предстали лоцманы Иван Свистун и Иван Штепенко с "Ворошилова". Официально причиной трагедии был признан подрыв на мине оборонного минного заграждения, произошедший из‑за ошибок в расчётах во время управления судном и выхода за границы фарватера. Старший лейтенант Свистун Иван Иванович осужден к «ВМН» (реабилитирован посмертно в 1992 году) Иван Иванович Штепенко осужден на 7 лет с отправкой на фронт.
Ну, а все-таки, почему? Что явилось причиной? Остов судна лежит на глубине 96 метров, на траверзе правительственной дачи «Заря». Координаты его известны. Наложение схемы минных заграждений на карту показывает, что конвой не мог зацепить заграждение. А, если б даже нет, то … стоило ли идти узким минным фарватером в ночное время, причем исключительно по счислению и «танцевать «Лебединое озеро»» с закрытыми глазами на минном поле? Ребят молодых жалко, эвакуированных жалко. Лоцман-то чем виноват?
Чем дольше работаю с документами, тем… (все, отбросили эмоции). Это все произошло много лет назад. Уроки извлекать нужно правильные, а, не те, которые нам внушали много лет подряд.