Найти в Дзене
Z-Машины

Как поднимали АПЛ «Курск» (К-141) норвежцы и голландцы

Оглавление
Экипаж атомной подводной лодки "Курск" (К-141) - 115 моряков, поднят и захоронен. Без вести пропавшими числятся три члена экипажа
Экипаж атомной подводной лодки "Курск" (К-141) - 115 моряков, поднят и захоронен. Без вести пропавшими числятся три члена экипажа

Конец лета 2000 года для России отметился трагичным событием, произошедшим в водах Баренцева моря. Атомная подводная лодка "Курск" (К-141) в ходе проведения испытаний нового вооружения получила серьёзные повреждения в результате взрыва и затонула. Согласно сведениям норвежской сейсмологической станции, тамошние специалисты сначала зафиксировали небольшое относительно слабое сейсмическое возмущение. Однако спустя две минуты пятнадцать секунд, приборы станции отметили более сильное возмущение на уровне 3–3,5 баллов шкалы Рихтера. Это были последствия взрывов, произошедших на АПЛ.

Наиболее правдоподобная версия гибели АПЛ «Курск»

Российская АПЛ «Курск» выполняла торпедные стрельбы в рамках испытаний нового вооружения. Экипаж отстрелял первую из двух торпед и готовился выстрелить вторую торпеду. В этот момент произошло непреднамеренное смешивание торпедного топлива, в результате чего компоненты второй торпеды взорвались внутри внешнего левого пускового аппарата.

В дальнейшем, когда водолазы обнаружили обломки лодки от первого взрыва, были сделаны предположения, что в этом месте была повреждена лишь небольшая часть несущей обшивки. Однако прототип новой торпеды угодил в передний отсек, где хранилось оружие. Этим объясняется последовавший за первым второй – более мощный взрыв.

Второй взрыв внутри АПЛ «Курск», по мнению специалистов, произошёл в результате детонации ряда боевых торпед обычного исполнения. Этот мощный взрыв, эквивалентный 2-3 тоннам тротила, стал роковым для российской лодки К-141 «Курск». Силой взрыва вырвало большую по размерам (примерно 10*8 метров) секцию носового прочного корпуса. Одновременно ударная волна большой силы ударила по кормовым отсекам.

Поднятая и доставленная в док атомная подводная лодка "Курск"
Поднятая и доставленная в док атомная подводная лодка "Курск"

В результате разрушились конструктивные и противопожарные переборки, а те, что не разрушились, сильно деформировались, и впоследствии разрушилась под действием гидростатических нагрузок в момент затопления. Носовая переборка реакторного отсека и остальные переборки до девятого отсека, между тем, остались невредимы.

Лодка опустилась на дно и осталась в относительно вертикальном положении на глубине не более 110 метров. При этом форштевень прижался к наносной отмели под углом 2° по носу вниз, тогда как корпус накренился левым бортом на 1,5°. Большая часть второго поля обломков, обнаруженная в 20–30 метрах правее борта субмарины, указывали основное направление взрыва - вверх и в левый борт.

Контракт на подъём боевой лодки частной компании

Трагедия с «Курском» примечательна невиданной ранее практикой привлечения к спасательным работам частных компаний. Более того, Правительством России было принято решение обратиться к западным специалистам (норвежцам и голландцам). Как правило, подобные мероприятия, связанные с авариями военной техники, всегда выполняли непосредственно военные. Но в этот раз условия, в которых пребывала на тот момент страна, не оставили выбора.

Правительство предложило западным частным фирмам дорогостоящий контракт (на сумму X млн. долларов). Исполнители откликнулись практически сразу. Среди претендентов непосредственно на подъём отметился голландский консорциум «Mammoet-Smit». Эта компания в итоге получила контракт на подъём и транспортировку АПЛ «Курск» (К-141) в док, при условии завершения работ до конца года.

Голландская стратегия подъёма АПЛ «Курск» (К-141)

Голландская стратегия производства работ условно делилась на три отдельных этапа:

  1. Подготовительные мероприятия, включающие обследование, радиационный контроль, удаление ила, разделку корпуса непосредственно перед первой переборкой.
  2. Прорезка 26 отверстий в обшивке и корпусе по обе стороны от вертикальной осевой линии основного корпуса для последующей вставки и зажима подъёмных приспособлений (захватов).
  3. Установка захватов и подъём атомной лодки с помощью системы домкратов «Mammoet». Удержание лодки у перевёрнутой люльки под баржей в момент транспортировки к плавучему доку.

Третий пункт голландцы выполнили с невиданной для таких дел скоростью – за 15 часов. Всё остальное время - шесть месяцев, ушло на тщательные исследования затопленной субмарины и выполнение подготовительных мероприятий.

Судно голландской компании «Mammoet-Smit» - тяжеловесная баржа, которую применяли в качестве платформы подъёма
Судно голландской компании «Mammoet-Smit» - тяжеловесная баржа, которую применяли в качестве платформы подъёма

Следует особо отметить очень сильные опасения коммерсантов относительно возможной утечки радиации, а также относительно рисков взрыва остающихся на лодке вооружений. Поэтому в моменты проведения подводных исследований внутрь лодки отправлялись только российские водолазы, тогда как норвежские специалисты оставались «за бортом».

В момент подъёма подводной лодки те же опасения испытывали голландцы – представители фирмы «Mammoet». Поэтому были выдвинуты условия российской стороне о предоставлении подъёмщикам:

  • спасательных судов,
  • спасательной авиации,
  • защитного оборудования и т.п.

В качестве платформы подъёма применялась баржа «Giant 4», грузоподъемностью 22 000 тонн. Предварительно судно модифицировали дополнением 26 направляющих труб, проходящих через корпус. Трубы использовались для размещения установленной на палубе системы тросовых домкратов, посредством которых выполнялся подъём лодки. Также изменили нижнюю область конструкции баржи с целью образовать перевернутую люльку для крепления лодки в поднятом положении.

Понравился контент? Вы можете отблагодарить автора.