Антонис Ван Дейк на портретах предстаёт человеком с тонкими чертами лица, с тщательно завитыми рыжими волосами и ухоженной эспаньолкой, с красивыми длинными пальцами, в роскошной одежде и изысканно-небрежных позах. И художник нисколько не преувеличивал - Ван Дейк был именно таким. Автопортретов Ван Дейк написал больше, чем кто-либо из его современников. В этом с ним не мог тягаться даже Рубенс.
Свой первый автопортрет Антонис пишет в 14 лет. Юный художник смотрит через правое плечо, его взгляд прямой и решительный. Воротничок рубашки намечен одним смелым мазком белил, что свидетельствует о редком мастерстве и уверенности в своем таланте. Неудивительно, что первые работы Ван Дейка вызвали большой интерес у его старших коллег. Первым из выдающихся живописцев того времени, кто обратил внимание на незаурядный талант Антониса был Ян Брейгель, сын Брейгеля Старшего. Именно благодаря его лестным отзывам, молодого художника в конце 1613 года принимает в свою мастерскую сам Рубенс, к тому времени уже снискавший славу величайшего живописца Европы и получивший знак почетного гражданина Антверпена.
Известно, что Ван Дейк был замкнутым и ранимым человеком не лишенным тщеславия. И еще, он был небольшого роста. На «Автопортрете» 1622-23г Антонису 22 или 23 года. Ему уже присвоено звание мастера, и он в это время начинал свое путешествие по Италии.
«Его молодость шла в паре с амбициозностью, - пишет Джованни Пьетро Беллори, итальянский живописец и историограф – Если верить автопортретам, он был очень хорош собой, но что за личность скрывалась за этими чертами, сказать трудно». Ван Дейк изобразил себя в изысканной и немного небрежной позе. Правая рука опирается но обломок античной колонны, что по замыслу автора символизирует преемственность традиции. Можно предположить, что автопортрет создавался во время пребывания в Риме. У художника костюм из черного атласа, который бликует и искрится, а кисти рук холеные и женственные.
Возможно, в глазах Ван Дейка, получение дворянского титула являлось одним из самых важных достижений в его жизни. В «Автопортрете с сэром Эндимионом Портером» 1640г. можно заметить, как противопоставляет себя художник этому придворному, который, как и он, имеет простое буржуазное происхождение. Но, он тоже добился почета и дворянского титула. Художник изобразил себя в трехчетвертном повороте, демонстрируя таким образом благородную форму своей головы, тонкие черты лица, непринужденную изящную позу.
В отличие от него королевский постельничий, каковым являлся Портер, выглядит простоватым и добродушным, его лицо лишено каких-либо признаков врожденного благородства. Черный плащ художника контрастирует с бежево - серебристым богатым костюмом Портера, чем Ван Дейк еще раз подчеркивает свое превосходство, и возможно намекает на характер дружбы с этим человеком. О том, что они действительно приятели, говорит тот факт, что оба дворянина опустили свои левые руки на камень – символ нерушимой дружественной связи.
поставьте лайк, всем добра и искусства!