Если ранее мы обсуждали возможность совместного образования больных и здоровых детей в моей предыдущей статье (Зачем школа больным детям), то сейчас я хочу описать как мы справляемся/не справляемся с совместным обучением здоровых детей. Сразу хочу заметить, что это в разы труднее. Я не имею медицинского образования и поэтому не могу точно описать по каким принципам у нас проходит процесс установления диагноза детям с СДВГ, но знаю как мы с ними работаем в школе первого вида (для детей с коэффициентом интеллекта от 70 и выше).
В Швеции есть всеобщая система диспансеризации детей от 0 до 6 лет, во время которой им делаются все положенные по возрасту прививки, а также проводятся исследования особенностей их развития. Самые сильные отклонения развития как аутизм или ярко выраженный СДВГ диагностируется в возрасте до 6 лет, одновременно делается тест на уровень интеллекта и если он выше 70, то такие дети на равных основаниях идут в подготовительный класс средней школы.
Нормально развитый интеллект ещё не говорит, что у таких детей нет проблем с социализацией. Часто уже директор конкретной школы смотрит на рекомендации работников детского сада и решает в каком объеме ребёнку нужна помощь индивидуального помощника (тьютора). На это идут средства из бюджета школы.
К сожалению некоторые дети из этой группы "нормально-развитых" детей имеют даже двойной диагноз аутизм разной степени и СДВГ. Многим из них неимоверно тяжело присутствие в группе детей в течении длительного времени. Они также не в состоянии оставаться на продлёнке. Никакого статуса инвалидности у них нет и дополнительная школа второго вида не для них. Как решается эта проблема? Везде в индивидуальном порядке.
В школе, где я работаю сейчас есть решения для младшеклассников (с 4 по 6 класс) и для старшеклассников (с 7 по 9 класс). В младшей школе это выглядит так.В каждом классе по 20-25 учеников, которые вместе выслушивают только объяснение темы урока. Потом детей делят на 3-4 группы, каждая из которых делает своё задание. Если в классе есть ученик с диагнозом, то он идет делать задание в отдельную комнату вместе со своим ассистентом (их обычно 1-2 на класс). В конце урока все собираются вместе и учитель в игровой форме закрепляет тему урока, часто с использованием интерактивной доски и игры Кахут (когда все ученики делают тест на своих компьютерах, а ответы появляются на электронной доске).
Ассистенты являются неотъемлемой частью учебного процесса, а также выходят на улицу на перемене и курируют ученика с диагнозом, чтобы не было потасовок и ссор.
В старшей школе проблемы таких учеников часто усиливаются. В нашей школе есть отдельная комната ("Крыло"), где работают ученики, с диагнозом аутизм и сдвг, которым нахождение в большой группе уже в тягость. К ним приходят отдельно учителя- предметники и объясняют тему, дают задания, потом уходят преподавать в большие классы. Все задания находятся он-лайн в так называемой "классной комнате" и для всех они там разные. В Крыле сидит также постоянно учитель-тьютор и следит, чтобы всё шло хорошо. Там у нас обычно не более 10 учеников. Очень часто они уходят домой пораньше, а некоторые приходят в школу только на 1-2 час занятий.
Для старших учеников, которые могут находиться с классом хотя бы полдня есть ещё одна комната - "Отдых", там 3-4 стола со стульями, мягкие кресла и постоянно царит полутьма. Эта комната, для учеников, которые устают от постоянного шума и визуальной стимуляции в обычном классе. На "отдыхе" они могут спокойно позаниматься в тишине после обеда и получить помощь еще одного тьютора, который постоянно там и курирует процесс.
Во всей школе есть всегда 1-2 ученика, которые проводят весь школьный день вместе со своим ассистентом, потому что при нормальном и высоком интеллекте не справляются с социальным взаимодействием с другими учениками и без взрослого рядом постоянно попадают в конфликты. Домашнего обучения в Швеции практически не существует, исключение делается для учеников, которые например настолько больны, что не могут встать с кровати. Их обучение может осуществляться через интернет.
Всем родителям учеников, которые не могут постоянно находится в школе на продлёнке, по состоянию здоровья, в течение рабочего дня родителей предоставляется пособие, размер которого должен частично покрыть теряемую родителем зарплату. Также они могут работать только 75 процентов от рабочего времени и им будут доплачивать до 100 от зарплаты через это пособие.
Дети, имеющие диагноз СДВГ и аутизм обычно проходят реабилитацию в детской психиатрии, где симптомы этих особенностей развития корректируют медикаментозно. Обычно есть протокол по каждому симптому и лечение проводится одинаковое по всей стране. Иногда лекарства помогают ребёнку, иногда нет или дают слишком много побочных эффектов. Всё лечение и обследование детей проводится бесплатно. При любом отделении детской психиатрии есть обычно бесплатные курсы для родителей и братьев и сестер детей, имеющих особенности развития. Они помогают понять, что происходит с особенным ребёнком и как реагировать на различные симптомы в семье.
К сожалению, эти дети не всегда вырастают в благополучных взрослых и их путь к работе и самостоятельной жизни долог и тернист. Это бывает трудно объяснить родителям, которые отказываются признавать, что ребенок развивается иначе, чем его сверстники, а значит нуждается в большей помощи и понимании, а также в установлении диагноза для достижения этих целей.