Горизонтальные сериалы — тот сериал, который развивается постепенно в течение всего сезона. Из серии в серию мы рассказываем цельную историю, которая разделена на 8-20 серий (или ещё на большее количество).
Допустим, если мы посмотрели первые 4 серии, а потом пропустили 4 серии и снова пытаемся продолжить смотреть, начиная с 9-ой серии — скорее всего, в таком сериале мы уже мало что будем понимать в сюжете. Ведь за это время в истории много чего поменяется: появятся новые проблемы; предыдущие проблемы решатся; может быть, вообще поменялся контекст; кто-то был врагом, а сейчас оказывается другом или наоборот. По большому счёту, мы уже мало что понимаем во всех взаимоотношениях и во всём том, что произошло в сериале.
Есть вертикальные сериалы: есть некий ключевой концепт или франшиза, где в пилотной (первой) серии мы узнаём, кто главный герой, какие у него взаимоотношения с другими персонажами, где он находится, чем занимается из серии в серию. Нам это сразу понятно после первой серии, максимум после второй. Как правило, это формат ситкома. И даже если мы посмотрим 10 серий, пропустим 4 серии и включим на 15-ой — мы все равно будем понимать, что происходит. Там есть максимум одна горизонтальная линия на сезон, но в целом мы всё равно улавливаем, что происходит.
В сериале "Доктор Хаус" мы понимаем, что есть Хаус, команда, Кадди — главный герой ставит диагнозы. Этот сюжет повторяется практически из серии в серию. Конечно, по ситуации там могут возникать изменения: новая команда, новые обстоятельства, появление любовной линии и так далее.
Как правило, вертикальный сериал — это максимально чистый ситком/ детектив/ процедурал — то есть это может быть как детективная история, так и, например, медицинская.
Есть вертикально-горизонтальные сериалы — где есть сильная горизонтальная линия, на которой всё держится. А еще появляются дополнительные "вертикальные кейсы" — истории, которые начинаются и заканчиваются прямо внутри этой серии. Как правило, горизонтальная линия там главная, это история героя, плюс в каждой серии дополнительно происходит какая-то отдельная новая история (которая началась и закончилась в серии). Если мы пропустим какое-то количество серий в таком сериале в середине сезона, а потом снова начнём смотреть — вертикальные истории мы будем понимать хорошо, а горизонтальные в зависимости от того, сколько мы пропустили, насколько сильно всё там поменялось. Скорее всего, будем понимать, но с трудом.
Новельная структура. Она встречается не столь часто, как все предыдущие.
Наверное, самые яркие примеры — это сериал "Чёрное зеркало" и сериал "Любовь. Смерть. Роботы". Все они выходили на Netflix, но "Чёрное зеркало" изначально появилось не на Netflix.
В плане популярности новеллы, наверное, самый редкий формат. Реализация каждой истории должна быть очень убедительной. В принципе, "Чёрное зеркало" и "Любовь. Смерть. Роботы" сработали сильно.
Все остальные сериалы бывают горизонтальные, вертикальные, вертикально-горизонтальные.
Еще статьи: