Автор
Школьная жизнь ребенка дает достаточно поводов для того, чтобы испытывать состояние стресса, беспокойства и напряжения. Стрессовые факторы образовательной среды являются источником множественных нарушений в личностном и эмоциональном развитии детей и подростков, влияют на учебную мотивацию и процесс социализации. Уровень психологической безопасности образовательной среды оказывает влияние на показатели субъективного благополучия школьников, а именно на потребность в творческой самореализации, состояние напряженности, самооценку, активность, способность к рефлексии, познавательную мотивацию [2, с. 4].
Проектирование и моделирование образовательного пространства, обладающего высоким уровнем психологической безопасности для его субъектов, будет способствовать снижению рисков, препятствующих позитивному психическому и социальному развитию личности [3, с. 12].
Понятие «устойчивость личности» как целостного качества было впервые рассмотрено исследователями Джеани и Джеком Блок. Под личной устойчивостью исследователи рассматривали набор отдельных качеств личности, которые отражали твердость, изобретательность, гибкость личности, адаптивность к изменяющейся среде. Методика диагностики личностной устойчивости, разработанная учеными, включала такие шкалы, как «вовлеченность в социальные процессы, но неподчинение среде», «мобилизация всех сил под воздействием стресса» [1, с. 163].
Исследования устойчивости активно продолжались в рамках понятия «психологическая устойчивость» (Л. Кампфер, 1999, Я. Терке, Дж. Беккер, 2009), под которой рассматривается способность человека сохранять физическое и психологическое здоровье под воздействием неблагоприятной среды. «Психологическая устойчивость» — многокомпонентный конструкт и включает в себя физическую, личностную и социальную составляющие. К внутренним факторам, обеспечивающим психологическую устойчивость личности, относятся эмоциональный, когнитивный, поведенческий и физический компонент. К внешним факторам относятся: социальная среда и непосредственное окружение личности, характер стрессовых ситуаций, межличностные отношения индивида. Все эти факторы необходимо рассматривать для того, чтобы объективно определить уровень психологической устойчивости личности [1, с. 163].
Среди педагогов общеобразовательных организаций было проведено социально-психологическое исследование, в котором приняло участие 67 педагогов, одновременно являющихся классными руководителями. Для проведения исследования была разработана социально-психологическая анкета «Кризисные, стрессовые, психотравмирующие ситуации, негативно влияющие на психологическую устойчивость подростков в условиях образовательной деятельности». Цель исследования заключалась в определении основных факторов, отрицательно влияющих на формирование психологической устойчивости несовершеннолетних в условиях образовательной деятельности. Результаты опроса представлены в табл. 1.
Результаты исследования говорят о том, что наиболее психологически травмирующими, стрессовыми факторами, отрицательно влияющими на психологическую устойчивость подростков, с точки зрения педагогов и их опыта работы, являются:
- отвержение сверстниками, отсутствие друзей в школе и значимой детской группы;
- отсутствие возможности подросткам своевременно получать психологическую помощь в условиях образовательной организации;
- страх негативного оценивания себя как личности и как ученика;
- частые конфликты между сверстниками, сопровождающиеся угрозами, насмешками, унижением и оскорблением личности, травля, буллинг.
В процессе проведения данного исследования было выявлено, что педагоги не рассматривают ситуацию публичного унижения и критики (в присутствии одноклассников) ребенка подросткового возраста как стрессовую. Тогда как известно, что в подростковом возрасте школьники болезненно и «остро» воспринимают публичную критику, замечания, которые касаются внешности, уровня развития интеллекта, семьи или качеств личности. Педагоги, участвующие в опросе, не рассматривают конфликтные ситуации со школьниками как негативные факторы, влияющие на формирование психологической устойчивости подростков. Возможно, играет роль позиция доминирования и признание главенствующей роли учителя в образовательной среде, что мешает педагогам выстраивать взаимоотношения с учениками на основе доверия, уважения, эмпатии.
Таблица 1. Основные факторы, отрицательно влияющие на формирование психологической устойчивости несовершеннолетних в условиях образовательной деятельности: результаты опроса.
Данные анкеты говорят о том, что педагоги, принимающие участие в опросе, недооценивают некоторые объективные факторы школьной среды, которые в реальности являются кризисными и стрессовыми.
Например, косвенное участие в буллинге в качестве свидетеля формирует у подростков страх перед лицом насилия и тревожность по поводу того, что ребенок может в любой момент столкнуться с травлей и насилием в отношении себя. Отсутствие вмешательства со стороны взрослых в ситуации буллинга приводит к формированию чувства незащищенности перед лицом агрессии и травли.
Одновременно было проведено социально-психологическое исследование, направленное на определение педагогами основных качеств, навыков и умений подростков, способствующих благоприятному развитию психологической устойчивости в условиях образовательной деятельности.
Для исследования использовалась авторская социально-психологическая анкета «Навыки, качества и умения подростка, способствующие развитию психологической устойчивости в условиях образовательной деятельности», представленная в табл. 2.
Таблица 2. Навыки, качества и умения подростка, способствующие развитию психологической устойчивости в условиях образовательной деятельности.
Как показывают данные анкеты, с точки зрения педагогов психологическую устойчивость подростков обеспечивают такие личностные характеристики, как:
- умение сотрудничать и быть частью коллектива;
- оптимизм;
- коммуникабельность;
- наличие своей точки зрения, своих убеждений, своего мнения, независимости суждений;
- позитивный образ себя;
- навыки конструктивного поведения в конфликте.
Однако в различных исследованиях большое значение придается саморегуляции и развитию рефлексии. Низкие показатели выбора такой шкалы, как «Умение обращаться за помощью и принимать ее», позволяют сделать вывод о том, что педагоги, участвующие в опросе, не уделяют внимание обучению подростков навыку обращения за помощью. В современном мире, когда подросток живет в условиях многочисленных рисков и угроз, важно научить детей обращаться за помощью к близкому окружению, а не искать ее в социальных сетях у незнакомых и мнимых друзей.
Литература
- Ефимова Е.М. Проблема устойчивости личности в исследованиях зарубежных ученых // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. 2015. №4. С. 161–170.
- Создание психологически комфортной, безопасной среды в образовательной организации: метод. Рекомендации / авт.-сост. Башлай Э.Х. Казань: ИРО РТ, 2020. 118 с.
- Хусаинова С.В. Технология обеспечения психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие для педагогов-психологов образовательных организаций. Казань: Данис: Ин-т педагогики, психологии и соц. проблем, 2017. 74 с.
Источник: Башлай Э.Х. Факторы образовательной среды, негативно влияющие на психологическую устойчивость подростков в условиях образовательной деятельности // Психология личностного и профессионального развития человека: материалы Седьмой конференции психологов образования Сибири, Иркутск, 20–21 июня 2022 года. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2022. С. 158–162.
Башлай Эльвира Хамзеевна
Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Научный сотрудник лаборатории воспитания, дополнительного образования и профилактики асоциального поведения Института развития образования Республики Татарстан. Главный внештатный эксперт-психолог в системе образования Республики Татарстан. Руководитель Ассоциации школьных психологов Республики Татарстан «Параллель».
Казань