Найти тему
Русский След

Как на греческих островах появилась русская губерния. Часть третья

Поднятая со дна обшивка русского корабля. Остров Парос, экспедиция 2012 года
Поднятая со дна обшивка русского корабля. Остров Парос, экспедиция 2012 года

«Джакомо, к чему вам эти русские авантюры, сифилис, который вы привезли в свой первый приезд, принёс мне нежданную практику и чудесную прибыль! Возвращайтесь к нам!!!»

-2

27 июля 1769 года первая эскадра покинула рейд Кронштадта и вышла в море. По количеству кораблей она была наиболее мощной: из 20 линейных кораблей в пяти эскадрах - семь шли в первой. Кроме линейных кораблей, в неё входило ещё три фрегата, четыре пинка и изрядное число транспортных судов. Все они в основном были спущены на воду в 1760-е г. г., т.е. были достаточно свежими. Во всяком случае для прохладных морей.

Адмирал Григорий Андреевич Спиридов
Адмирал Григорий Андреевич Спиридов

Командующим первой эскадрой был назначен адмирал Григорий Андреевич Спиридов, которому уже перевалило за 60 годков. Умудренный опытом, очень осторожный и временами даже нерешительный, он уравновешивал молодых, дерзких и горячных братьев Орловых – Алексею и Фёдору было на тот момент 32 и 29 лет соответственно. На Алексея Орлова же была возложена ответственность за успех Архипелагской экспедиции во всей её полноте.

Жан Луи де Велли. Братья Алексей и Григорий Орловы. 1770-е
Жан Луи де Велли. Братья Алексей и Григорий Орловы. 1770-е

Довольно объективную характеристику дал Алексею Орлову академик Е. В. Тарле: «Умный, дерзостный, храбрый, любящий риск и ищущий риска, но вместе с тем расчетливый, не боящийся ни пули, ни ответственности. Алексей Орлов... был как раз подходящим человеком для подобного головоломного задания».

«Не боящийся ни пули, ни ответственности…» – и мне сдаётся, это абсолютно необходимые качества для руководителя в любые времена.

А тем временем первая эскадра претерпевала серьёзные трудности.

-5
Действующие лица и их цитаты являются подлинными, но сжаты и сведены автором в переписку, в некоторых случаях без соблюдения реальной хронологии, с незначительной авторской корректировкой, не меняющей смысла. – Примечание автора.

В 1764 году фрегат «Надежда благополучия» проделал путь в Ливорно за два месяца. Опыт плавания русских кораблей из Архангельска в Питер, казалось бы, свидетельствовал о том, что до Балеарских островов путь мог быть проделан месяца за полтора. В реальности первая эскадра добралась до Англии через три месяца, а первые корабли появились в Порт-Магоне почти через пять – в ноябре 1769 года. Вторая эскадра вышла из Кронштадта 9 октября 1769 года. Ей, состоявшей из трёх линейных кораблей, двух фрегатов, пинка и ещё одного небольшого судна, предписывалось пресечь подвоз «хлебного пропитания» в Константиноль и по возможности полностью блокировать турецкую морскую торговлю.

Контр-адмирал русского флота Джон Эльфинстон
Контр-адмирал русского флота Джон Эльфинстон

Командующим второй эскадрой был назначен адмирал Джон Эльфинстон – человек хотя и опытный, но невероятно амбициозный и неуживчивый. Мало того, что у него не складывались отношения со своими офицерами и адмиралом Г. А. Спиридовым, так он нажил ещё одного врага в лице командующего всей Архипелагской экспедицией – графа Алексея Орлова. В конце концов именно скверный характер Эльфинстона едва не стал причиной печального финала всего предприятия. И гибель самого большого линейного корабля «Святослав» – на его совести. Причём обвинение в умышленной гибели корабля были нами сняты с него только во время экспедиции Русского географического общества на фрегате «Штандарт» в октябре 2021 года.

Экспедиция на "Штандарте"
Экспедиция на "Штандарте"

Среди офицеров было много тех, кто прошёл обучение и стажировку в иностранных флотах, причём довольно длительную. Да и моряков-иностранцев тоже хватало – в качестве адмиралов, капитанов, офицеров, лоцманов, матросов и даже… авантюристов. В общем, это было довольно пёстрое сообщество. И отношения между русскими и иностранцами на русской службе складывались по-разному. И Джон Эльфинстон – просто один наиболее ярких примеров по последствиям.

-8
Действующие лица и их цитаты являются подлинными, но сжаты и сведены автором в переписку, в некоторых случаях без соблюдения реальной хронологии, с незначительной авторской корректировкой, не меняющей смысла. – Примечание автора.

Есть устойчивое выражение «англичанка гадит», характеризующее российско-британские отношения. Но так было не всегда. В 1768-1774 г. г. Англия, формально соблюдая нейтралитет, в действительности оказывала значительную помощь, как в военном, так и в дипломатическом плане. По сути, это была беспрецедентная поддержка, позволившая успешно провести и завершить Архипелагскую экспедицию.

На протесты османов англичане отвечали, что, дескать, «молодёжь всегда любила драться и нет такой силы, которая могла бы её от этого удержать». Как нейтральная держава, Англия русский флот вооружением из своих арсеналов не снабжала, но и запрета на покупку вооружения через английских купцов не налагала, так же, как и не запрещала России приобретать британские транспортные корабли. Впрочем, даже не только транспортные.

Корабли в XVII веке
Корабли в XVII веке

Англия предотвратила вступление в войну Швеции, а также выражала готовность ввести свой флот в Средиземноморье в случае, если Франция выведет свой флот из Тулона. Англичане недвусмысленно дали понять своему геополитическому противнику - Франции, что «отказ в разрешении русским войти в Средиземное море будет рассматриваться как враждебный акт, направленный против Англии». Французы формально не были противниками России, но в их интересы не входило проникновение русского флота в Средиземное море. Если бы русских не поддержали англичане, Франция, возможно, и решилась бы на открытый конфликт. Основной посыл английской дипломатии в адрес французов звучал примерно так: «Только троньте русских, и будете иметь дело с нами!».

-10
Действующие лица и их цитаты являются подлинными, но сжаты и сведены автором в переписку, в некоторых случаях без соблюдения реальной хронологии, с незначительной авторской корректировкой, не меняющей смысла. – Примечание автора.

Вопреки всем прогнозам и сомнениям, русские эскадры к весне 1770 года оказались в Ливорно, где получили отдых, лечение и пополнили свои запасы.

Вот эта странная беседа свидетельствует о степени внимания и интереса к экспедиции среди самой разной публики. Встреча Алексея Орлова с известным итальянским авантюристом Джакомо Казанова происходила накануне выхода русских кораблей в сторону Пелопоннеса. Беседа происходила в реальности, но я представил её в виде обмена любезностями в соцсети:

-11

Действующие лица и их цитаты являются подлинными, но сжаты и сведены автором в переписку, в некоторых случаях без соблюдения реальной хронологии, с незначительной авторской корректировкой, не меняющей смысла. – Примечание автора.

Как мы видим, Орлов сглаза не убоялся, и самому известному специалисту в Европе по «постельным делам» отказал, справедливо рассудив, что такая узкая специализация ему без надобности. Он в этом смысле и сам молодец. А соглядатаи ему и подавно не нужны. Но стоит признать, что до Константинополя русские так и не добрались – споткнулись в сентябре 1770 года об остров Лемнос в 50 милях от Дарданелл. Собственно, благодаря этому «облому» и появилась русская Архипелагская губерния на греческих островах.

Продолжение следует…

Алексей Никулин на "Штандарте"
Алексей Никулин на "Штандарте"

Алексей Никулин

Честь имею!

Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в Телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.

#путешествия #русский след #русский мир #алексей никулин #моя планета #польшаа #рго #русско-турецкая война