Летом 1822 года профессор астрономии Мюнхенского университета Франц Паула фон Груйтуйзен (1774-1852) сообщил об обнаружении руин "города" вблизи кратера Шретер. Это лунное образование напоминало фрагмент паучьей сети и включало низкие прямые валы, расходящиеся под углом 45 градусов и соединенные перемычками. В конце сети находились "руины цитадели". Общая площадь "города Груйтуйзена", по разным оценкам, составляла около 15 гектаров.
Селенитовая цитадель
После того как Грутуйзен обнаружил свой лунный "город", среди астрономов сразу же разгорелись жаркие споры о природе этого необычного поверхностного образования. Селенологи разделились на две группы. Самая многочисленная из них отстаивала естественность этого лунного явления, а немногочисленные последователи Грутуйзена - искусственность. Прошло более века, но дискуссия не утихает. Эстафету от основателя отечественной уфологии Феликса Юрьевича Зигеля принял энтузиаст "нетрадиционной селенологии" Алексей Викторович Архипов.
В разгар лунного дня, когда Солнце находится на максимальной высоте над горизонтом, становится видна загадочная цепочка из пар ярких пятен, ограниченная с двух сторон темной изогнутой полосой. С запада и востока от "города" раскинулись странные треугольные "поля", покрытые слабо различимыми полосами.
Несмотря на необычную структуру "руин города" и его окрестностей, среди профессиональных селенологов преобладает точка зрения, что эти образования лунного рельефа имеют естественное происхождение. Такой рисунок рельефа вполне мог возникнуть в результате движения и остывания потоков лунной лавы среди сложного многоуровневого рельефа. Определяющую роль здесь могли сыграть холмистые препятствия, из-за которых некоторые волны лавы расходились под углом друг к другу. Почти такую же картину можно наблюдать на поверхности жидкости, например, потока.
"Город Груйтуйзен" расположен на краю залива Зной, из которого когда-то вытекал поток лавы, судя по расположению гребней застывших волн. Если предположить, что гребни валов "города" образовались в результате движения лавовых потоков, то кажущаяся геометрически правильной структура расположения валов в целом становится понятной.
Ажиотаж вокруг лунного "города" привел к созданию различных объемных лабораторных моделей с использованием воска и парафина, имитирующих расплав лавы. По точной модели лунной поверхности "пускали" потоки смеси воска и парафина, а затем изучали застывший рельеф. Такое моделирование позволило понять, как лава, обтекая естественные препятствия, могла сформировать необычный ландшафт лунного "города", включая радиальные лучи, отходящие от возвышенностей, и перемычки между ними.
Конечно, ни прямое наблюдение, ни моделирование не смогли убедить уфологов в естественной природе "руин Грутуйзен-Сити". Не исключено, что окончательную точку в этой столетней истории поставит следующая лунная миссия, направленная в район удивительного явления, напоминающего развалины искусственных сооружений.
Тайны ночного светила
Здесь на первый план выходит версия о Луне как о планетарном космическом корабле. С приходом этого "планетоидного корабля" связывают и ряд биологических катастроф в истории Земли, рассматривая их как "целенаправленные природные катаклизмы", призванные помочь роду Homo sapiens выйти на историческую арену.
Откуда могло взяться наше ночное светило, кем и для чего оно было создано, почему оно "пристыковалось" именно к нашей планете? Что могло случиться с экипажем "коренных селенитов"? А может быть, удивительный "корабль-планетоид" - это своеобразная "космическая гробница", обслуживаемая многочисленными киберавтоматами?
Со временем гипотеза о "лунно-космическом корабле" стала обрастать все новыми и новыми подробностями. Из уфологических исследований мы узнаем, что "космический суперкорабль должен представлять собой очень жесткую металлическую конструкцию. Вероятная толщина его стен - два или два с половиной десятка километров". При этом большое внимание уделяется обоснованию внешнего облика нашего спутника: "Чтобы защитить корабль от чрезмерных тепловых потерь, его создатели покрыли поверхность специальной теплозащитной обшивкой.
Ее толщина составляет несколько километров. Именно здесь метеориты образовали бесчисленные кратеры, а удары планетоидов сформировали русла лунных морей, заполненных впоследствии вторичной теплозащитной массой".
Уфологи не оставляют без внимания и структуру "планетоидного корабля": "Внутри Луны под металлическим корпусом должно существовать довольно значительное свободное пространство, предназначенное для механизмов, обслуживающих движение и ремонт космического суперкорабля, приборов для внешних наблюдений, некоторых конструкций, обеспечивающих связь броневой обшивки с внутренним содержимым Луны. Возможно, что 70-80% массы Луны, находящейся в ее недрах за пределами "пояса обслуживания", составляет "полезная нагрузка" космического корабля. Догадки о его содержании и назначении выходят за рамки разумных предположений".
В то же время считается, что "если учесть, что теплозащитный слой искусственной Луны играл очень важную роль в ее жизни, то для обитателей Луны было совсем не маловажно, что удары встречных метеоритов отрывали большие куски этой оболочки от ее металлического корпуса.....
С этой целью "трубопроводы", ведущие от "машин", расположенных в "зоне обслуживания", довольно быстро были подведены к открытым участкам. Эти машины готовили порошкообразную массу, которая доставлялась на открытую поверхность Луны и покрывала ее. Понятно, что этот "порошок" не смог бы покрыть все "моря" ровным слоем. Но создатели Луны предусмотрели на этот случай возможность колебательного движения поверхности Луны, что позволило пылевым зернам образовать некий "кипящий слой". Они "текли", как жидкость, заполняя все углубления Луны, образуя почти идеальный слой на сотнях километров площади "лунных морей".
Терраформирование ночного светила
После безостановочного полета уфологических фантазий кажется, что любое упоминание о лунных поселениях должно вызывать скептическую реакцию. Однако в действительности это далеко не так.
Существует целый ряд серьезных научных проектов, рассматривающих различные возможности использования лунных ресурсов для решения земных проблем. Прежде всего, речь идет о долгосрочных научных базах, затем о самых настоящих лунных городах и, наконец, об амбициозных планах терраформирования нашего естественного спутника.
Хорошо известно, что на Луне нет важных органических полезных ископаемых, таких как нефть, газ и уголь. Скорее всего, там нет и богатых рудных месторождений. Однако даже бедные местные месторождения железа, алюминия и титана очень важны для местных отраслей промышленности, таких как судостроительные верфи и производство электроэнергии. Кроме того, поверхностный слой лунного грунта, состоящий в основном из минерального реголита, содержит редкий на Земле элемент гелий-3. Этот изотоп может стать топливом для термоядерной энергетики будущего, удовлетворяя потребности не только лунного населения, но и землян.
При использовании гелия-3 не образуются долгоживущие радиоактивные отходы, поэтому проблема захоронения, столь острая при работе реакторов на делении тяжелых ядер, отпадает сама собой.
Однако создание термоядерной энергетики, похоже, дело будущего, и завтрашние лунные города будут снабжаться электроэнергией с помощью обычных ядерных реакторов и мощных солнечных батарей.
Первые лунные города, вероятно, будут населены в основном учеными, энергетиками и инженерами космических кораблей. Ведь, помимо всего прочего, наш спутник должен стать стартовой площадкой для ближних и дальних космических миссий, а когда-нибудь и межзвездных полетов. Лунные мастерские и заводы также обеспечат необходимыми ресурсами крупные космические станции на высоких околоземных орбитах, где космическое производство будет развиваться в промышленных масштабах.
Можно с уверенностью предсказать, что самым важным шагом в освоении Луны станет создание на ее поверхности постоянно действующей человеческой базы. И здесь очень важно, что некоторые лунные породы содержат аномальное количество воды и даже есть признаки наличия залежей водяного льда. Существуют технические решения и для получения кислорода для дыхания.
Благодаря своим экзотическим ландшафтам лунный мир неизбежно станет Меккой космического туризма, что может привлечь значительные средства на различные научные и производственные программы. В далеком будущем Луне суждено стать крупнейшим перевалочным пунктом для грузов и людей в Солнечной системе.
Несомненно, пройдут века, и у Земли появится младшая сестра с атмосферой, растительностью и настоящими морями. Ну а заселять лунные города этого нового центра космической экспансии человечества будут самые настоящие селениты - потомки землян, отважившихся переселиться на свой спутник...