Найти тему
Баку. Визит в Азербайджан

Могила Георгия Победоносца в Бейлагане (Азербайджан)

Одного из христианских святых — Георгия Победоносца знают все, в первую очередь потому, что он является символом Москвы (изображен на ее геральдическом щите и флаге).

Геральдический щит Москвы
Геральдический щит Москвы

Меньшему количеству народа известно, что Георгий был признан святым не за свои ратные подвиги, а за то что не отказался от веры приняв за нее смерть. (По греческим текстам он был обычным тысяцким, а по латинским — горожанином.)

Эпизод со змеем (драконом) вообще произошел с ним после смерти.

Герб Москвы во времена Российской Империи
Герб Москвы во времена Российской Империи

Но практически никто не знает, что святой Георгий почитаем и в Исламе, а его могила находится на территории Азербайджана.

-3

Святилище пророка Джарджиса в поселке Шафаг (Бейлаган)

Согласно легенде, святой Георгий (дальше я буду его называть пророком Джарджисом) был четырежды казнен и воскрешен Всевышним. Само имя в мусульманской традиции это видоизмененное с фарси — "человек, который умер и воскрес четыре раза".

После последнего воскрешения, он отправился на Кавказ.

Не даром Георгий Победоносец — небесный покровитель Грузии и самый почитаемый святой, а на грузинском флаге расположены георгиевские кресты.

Местом для своего отшельничества он выбрал малозаселенную Мильскую равнину между реками Кура и Аракс.

Сегодня здесь располагается пригородный поселок Бейлагана Шафаг.

-4

Легенда гласит, что выбор сухой равнины без открытых источников воды, был продиктован особым отношениям Джарджиса со змеями. Они его не трогали, но обеспечивали покой и охрану.

-5

Рассказывают, что и после смерти пророка, змеи охраняли его могилу. Обычных людей не трогали, но если кто-то хотел нанести ущерб святилищу, его кусали.

Тем не менее, мавзолей Джарджиса многократно разрушался. Последний раз был восстановлен в 1902 году на средства обитателя этих мест Гаджи Гурбана.

-6

При строительстве, даже в эти не столь далекие времена, использовалось молоко домашних животных, потому-что оно было доступнее воды.

С этим связано то, что в прежние времена, внешние стены мавзолея окрашивали в желтый цвет, а самого Джарджиса в народе называли "Желтым пророком".

Надо сказать, что основательно осели люди в этом районе сравнительно недавно, уже в советские времена, когда пришла вода. Сам Бейлаган, тогда Ждановск, был образован в 1939 году, как колхозный поселок.

Все это конечно больше похоже на пир (святое место) в азербайджанской традиции, чем на могилу пророка. Особенно, если учесть, что большинство идут к могиле просить исполнения желаний.

В середине святилища свисает цепь с крюком. С помощью нее Джарджис доставал воду из колодца. По преданию, если кинут на нее папаху или платок, и они не упадут, то желание исполнится.

Но есть одно "но". Сразу три три государственные структуры — министерство культуры и туризма АР, Управление мусульман Кавказа и Государственный комитет по работе с религиозными структурами АР — взяли святилище под свою охрану.

Были проведены работы по реставрации. К примеру, так выглядела сама могила до нее:

-7

А так после:

-8

Внешне тоже все значительно изменилось.

Прежде это был типичный мавзолей:

-9
-10
-11

А теперь больше напоминает классическую мечеть:

-12
-13
-14

Не знаю, хорошо это или плохо, но то что святилище взято под охрану государства, радует.