Сейчас, оглядываясь назад на годы моей болезни, я вижу, где были мои ошибки, из-за которых болезнь моя длилась гораздо дольше, чем могла бы длиться на самом деле. Все могло бы быть иначе, если бы я тогда понимала, что и как надо делать, на что обратить внимание, а где ослабить свою хватку.
Для меня сам факт болезни был недопустим. Так никогда не было.
Для меня невыносимым было даже то, что я не могла мгновенно справиться со своей болезнью, она мне никак не поддавалась. Такого не было никогда.
Самая долгая моя болезнь, выбившая меня однажды из колеи – воспаление легких, с которой я справилась за неделю.
А здесь шли годы, а у меня ничего не получалось. Кошмар величиной со вселенную.
Когда острая фаза прошла, я «благополучно» упала в следующую фазу – в дикую усталость. Привет, астения.
АСТЕНИЯ, СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ
Речь в этой статье пойдет исключительно о проблемах, возникающих благодаря сбою работы в вегетативной нервной системе.
Или, если говорить человеческим языком – история про нервное истощение.
Или, что тоже самое – про невроз с астенией.
Депрессия, тревожное расстройство – вся эта красота в той или иной степени однозначно сочетается с астенией. С потерей сил. С синдромом хронической усталости (СХУ). С падением в энергетическую яму.
Иногда СХУ возникает достаточно ярко как предвестник начала более серьезной болезни.
Иногда она приходит вместе с болезнью, например, в депрессии.
Иногда она является результатом болезни, как в случае с тревожным расстройством.
Астения – это не болезнь, это признак болезни, симптом, также, как и температура.
Иногда астения может быть как первичной, так и вторичной, перетекающей одна в другую. Все это разделение не столь важно.
Коррекция потери сил и истощения нервной системы везде одна и та же.
Но в эту же категорию расстройств можно добавить и поствирусные состояния. Пост к о в и д н ы й синдром может длиться очень долго, год и более. И здесь коррекция по восстановлению сил будет абсолютно аналогичная.
Всегда в первую очередь корректируют не астению, а ее причину. Лечат основную болезнь. А затем или одновременно можно добавить и все общие рекомендации из этой статьи и двух последующих.
Астения, усталость, бессилие бывают при очень разных болезнях. Честно говоря, при всех, но в разной степени. Важно отделять совершенно разные болезни – совершенно разные причины вашей астении.
Отсюда и первый шаг – важно установить саму причину СХУ, поставить диагноз.
ШАГ 1. ВЕРНАЯ ПОСТАНОВКА ДИАГНОЗА
Ощущения во время этой болезни (я про невроз) настолько отличаются от привычных наших ощущений, что естественным образом в голову лезут самые ужасные мысли. От "...я не знаю, почему мне так плохо..." до "...а вдруг я от этого умру или стану беспомощным инвалидом..." и "...кажется, я уже умираю..."
Обследование поможет понять и убедиться, что то, что вы ощущаете – не опасно для жизни, не несет в себе никакой смертельной опасности и не является поражением жизненно важных органов. Невроз – это функциональное нарушение: сам(и) орган(ы) здоров(ы), но его функция(и) нарушена(ы).
Или совсем простым языком: здоровый орган делает что попало и как попало, и не тогда, когда надо.
Правда, эта новость мало кого тут же спасла, но все же это хорошая новость. Уходит, разрешается невроз – восстанавливаются и функции органов.
Надо понимать, что сам по себе факт прохождения обследования и ожидание его результатов – очень стрессогенный фактор. И на этом этапе уже могут быть различные перекосы.
Перекос № 1. Фрустрация. Это про ситуацию, когда к врачам доверия больше нет. По какой-либо причине (часто это плачевный опыт) развилась врачебная фобия. И тогда загнать себя на обследование не представляется возможным. Измерить давление невозможно, оно подлетает при одном только слове «тонометр».
Такой человек руководствуется принципом: "Лучше вообще ничего о себе не знать, чем узнать что-то плохое. От греха подальше".
Перекос № 2. Аддикция. Это история про ипохондрика. Чтобы ему ни говорили врачи о том, что он абсолютно здоров, он способен успокоиться лишь на короткое время. Затем его тревога вновь нарастает, и ему требуется вновь пройти еще одно обследование, у другого врача, у более великого врача, на более микроскопическом оборудовании и т.д.
Такой человек руководствуется принципом: "У меня точно есть очень опасная болезнь, только плохие врачи не могут ее никак найти. Надо искать лучше".
Обе ситуации – разновидности проявления невроза, перекосы по одной и той же шкале. И оба – про нарушение доверия. В тревожном расстройстве с доверием к миру вообще становится тяжело.
И тут каждый выбирает свою собственную форму недоверия, в зависимости от структуры своей личности: беспомощный человек будет постоянно искать помощь вовне (он себе не доверяет, и другим – тоже!), а человек с нарушениями в контактах с внешним миром закроется еще больше (он другим не доверяет, и себе – тоже!).
Как победить проблему? Сперва побеждаем невроз, укрепляем личность, а затем неадекватные перекосы поведения выравниваются сами собой в адекватное равновесие.
Вот как выглядит, например, равновесное состояние в теме про медицинские обследования: достаточно проходить разные типы профилактических обследований с той периодичностью, какую рекомендуют вам ваши врачи. Иногда это и раз в год, иногда и раз в несколько лет.
Этого часто достаточно, чтобы заметить возрастные и иные изменения и вовремя откорректировать свой образ жизни или помочь себе как-то иначе.
Это и будет той золотой серединой, вполне достаточной для наблюдений и контроля за своим здоровьем. Плевать на него совсем тоже не надо. Быть слишком самоуверенным в своем здоровье – тоже не надо. Включать избегание тоже не надо. Но и носиться раз в неделю к врачу за подтверждением, что все хорошо – не надо.
ШАГ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Допустим все обследования пройдены. И в результате выяснилось, что ваша астения – невротической природы.
Если при обследовании обнаружилось, что вам необходимо работать сразу на двух фронтах, помогать себе и со стороны тела, и со стороны психики, то ничего страшного, возможно это ваш самый наилучший вариант.
Во время невроза могут обостряться все наши болевые и слабые точки в теле, все хронические болячки. Но они не являются причиной вашего невроза. Они идут параллельно.
В идеале помогать себе можно сразу с двух сторон, со стороны тела и со стороны психики, и связанной командой из двух специалистов (у психологов тоже бывают свои красивые мечты, да).
Если при обращении за помощью вы столкнулись с удивленными глазами своего врача, не знающем ничего о неврозах – поменяйте его. Иначе вы рискуете на годы застрять в болезни в поисках несуществующих причин не там где надо, а ваша психика будет страдать и продолжать расшатываться, подключая все новую и новую симптоматику со стороны тела.
Если вы столкнулись с равнодушием и наплевательским отношением – ищите другое место. Ищите человека, которому вы сможете доверять, с которым вам комфортно. Возможно, с ним вам придется работать долго.
Есть разные специалисты. Среди врачей тоже.
Вы имеете право выбирать.
Отдельный вопрос в теме про психологическую поддержку – про ваше взаимодействие с близкими людьми.
Если вы друг другу дороги, то вашим родным сейчас тоже приходится несладко. Более того, они чувствуют гораздо большее бессилие, чем вы. Они не могут ничего изменить. А вы - можете.
Есть смысл объяснить им, что именно с вами происходит, как поступать во время ваших приступов и т.д. Чем больше неизвестности, тем больше тревоги и бессмысленных действий вокруг вас. И тем меньше стабильности вокруг вас, а она очень важна сейчас. Для всех. Родители часто болеют следом за детьми, не справляясь с эмоциональной нагрузкой во время болезни детей.
Если они не понимают вас все равно, задайте себе вопрос – а это действительно близкие мне люди?
Если окружающие каким-то образом явились одной из причин вашего невроза (как мы обычно и часто ошибочно думаем), то по возможности есть смысл минимизировать эти контакты. Закрываем границы и увеличиваем дистанцию. Нет поддержки – нет контакта, все просто. Как это сделать – ищите свои доступные способы.
Самый простой (и самый быстродействующий) – физическая изоляция, так как при пожарище в душе совсем нет возможности изолироваться душевно, каждое слово ранит, душа голая. Изолируйтесь физически, насколько это возможно.
По какой бы причине не происходила сейчас ваша астения, правильное отношение к своему состоянию – чуть ли не самое главное. Как помочь себе его сформировать?
Шаг 3. ДНЕВНИК СИМПТОМОВ И СОСТОЯНИЙ
Если ваша астения – результат перенесенной вирусной инфекции и если на 3-4 неделе после инфекции вы все еще чувствуете себя плохо, то пора заводить дневник наблюдения за своим состоянием.
Если дело вовсе не в вирусах, если у вас невроз, то тем более такой дневник очень может помочь вам понять, что на самом деле происходит с вами. Это дает ощущение контроля над ситуацией, а значит уменьшает тревогу и чувство безнадежности.
Если у вас совпали две болезни сразу, как это было у меня, тем более такое самонаблюдение необходимо. Оно необходимо и для вас, и для вашего лечащего врача.
Только вести его надо правильно. Акцент должен быть не на мысли "Как все плохо и опять все плохо, и тут тоже плохо".
Акцент должен быть на мысли: "С каждым днем мне все лучше и лучше, и дневник поможет мне это увидеть".
Выздоровление идет такими крошечными шагами, что заметить тенденцию к улучшению иногда можно только на очень большом промежутке времени.
Я выкладываю здесь свой собственный дневник наблюдений, который я стала вести после того, как заболела к о в и д о м. Он отбросил меня значительно назад, в начало болезни, добавив еще и букет дополнительных симптомов, которых раньше не было.
Я по натуре своей исследователь. Двойная задача здесь решалась мной – исследовать, что происходит на самом деле и научиться управлять этим процессом.
Я нашла способ оценивать тяжесть состояния с помощью цвета. Каждому цвету присвоено свое описание, что именно происходит. Самый насыщенный цвет – это самый тяжелый приступ. Чем светлее цвет, тем легче приступ.
Разный цвет - разный тип приступов, так как у меня был разноцветный букет симптомов из всего чего только можно. Хуже всего было, если два типа приступа совпадали одновременно. Но так было уже очень давно, в самом начале болезни, 7 лет назад.
Дни, отмеченные красным - приступ был сравним с агонией. Не уснула в итоге, а потеряла сознание. Утром удивилась, что очнулась. И расстроилась, что опять очнулась ))
Как легко можно заметить, в течение одного, двух месяцев невозможно определить тенденцию к улучшению состояний. Кажется, что ничего не меняется. Но за полгода, год это видно очень наглядно. Причем, и промежутки времени между провалами удлиняются, и сами провалы становятся не такие глубокие.
Постепенно после своих приступов я стала практически в день приступа снова есть. Раньше после приступа я могла есть только через сутки-двое. И даже смогла куда-то выходить, хоть и понимая, что силы необходимо экономить больше, чем обычно.
Дневник к тому же помогал и планировать что-либо. Как ни странно, но приступы приходили словно по расписанию. Если со времени последнего приступа прошла неделя, я знала, что скоро накроет новым. А предупрежден – значит, вооружен.
А вообще я очень спонтанный человек и выстраивать подобные графики наблюдений для меня в лом. Надо было конкретно заболеть и не мочь выбраться из этой болезни годами, чтобы научиться тому, что было во мне неразвито.
И это тоже про «взять себя в руки». То есть, сделать то доступное и посильное сейчас, что можно сделать, и что приведет тебя к чему-то хорошему в твоем будущем.
Именно такой подход – это про бережное и внимательное отношение к себе, про любовь к себе (набивший оскомину термин из интернета, в итоге искаженный и потерявший свое истинное значение).
Дальнейшие шаги описаны в этих статьях:
________________________
Вы можете подписаться на «Личность и Мир» в нашем Телеграм-канале.
Всю информацию о том, как найти этот канал, как связаться со мной, можно найти на главной странице блога и в закрепленной там же теме:
________________________
©Татьяна Леднева