История жизни одной женщины во время оккупации Пскова
Прогуливаясь по улицам в центре Пскова, Вы наверняка не обратите никакого внимания на скромное, невысокое здание, цвета красного кирпича. Такие дома есть практически везде и ничем примечательным они не запоминаются, но конкретно у этого – большая, тяжёлая и пугающая история.
В 1941-1944 годы здесь, по адресу улица Ленина, 3, размещался карательный орган «эстонская полиция безопасности и СД». Пол и стены дома до сих пор помнят ужасы тех дней. Сейчас на месте давней трагедии находится Музей оккупации Псковской области. Посетить его может любой желающий. Переступая порог музея, ты чувствуешь, как настроение резко меняется, оптимизм куда-то пропадает, и гнетущая атмосфера обволакивает тебя полностью.
Каждый экспонат музея хранит свою историю времен Великой Отечественной войны. Различные выписки и справки, паспорта и другие архивные документы, пуговицы, стельки, детская обувь... Очень точно в атмосферу тех событий погружает особая комната, в которой воссоздали тюремную камеру.
Не обошлось в музее и без адаптированных под современность экспонатов. Размещённый в нём специальный телевизор хранит истории простых людей, пострадавших от оккупации, а особый подход к их повествованию производит ощутимое впечатление на каждого посетителя. Помощь в создании данного экспоната оказали артисты Великолукского драматического театра.
Одна из историй в исполнении актрисы Елены Владимировой меня зацепила больше остальных. Это история Марии Рогачёвой – простой домохозяйки, которую вместе с другими местными жителями угнали из деревни Балаши Великолукской области. Марию с двумя детьми направили в некий город Белорусской ССР. На тот момент женщине было около 30 лет, а её детям, Галине и Валентину, 7 лет и 3 года. «Везли в товарных вагонах, на открытых площадках. Не выдавали одежды, воды и еды», – с ужасом вспоминает Мария. На станциях она иногда выходила за водой, не смотря на смертельную опасность. Из её рассказа можно понять, что некоторых людей просто расстреливали на месте лишь за то, что те хотели добыть воды.
Жизнь в лагере, со слов Марии, была неимоверно тяжёлой. «Лагерь смерти» – так охарактеризовала то место женщина. Там господствовали тиф и дизентерия, ежедневно выжигая десятки человек. За время пребывания Марии в лагере погибло около четырёх тысяч человек, но увидев списки, которые вели немцы пленница была поражена. Там было число 17 тысяч. В центре лагеря находился ров, куда сваливали трупы умерших военнослужащих и мирных жителей, которые скончались от голода или болезней. Колючая проволока и усиленная охрана делали невозможным даже мысль о побеге из этого места.
Однако ни жизнь в заточении, ни наказания, ни строгий режим не были так страшны для Марии, как смерть её трёхлетнего сына. Маленький Валентин умер от голода и тифа в возрасте 3-х лет. Самое тяжёлое для матери – это потерять ребёнка. Семилетняя дочь Галина и сама Мария выжили только потому, что в скором времени их освободила Красная армия.
Данная история произвела на меня сильное впечатление, ведь это рассказ со слов человека, который в действительности находился там, проживал каждый день и смог дождаться спасения. В книгах о таком не пишут. Предпочтение отдаётся масштабности проблемы, нежели деталям. Однако такие истории подчёркивают, как иногда важно знать всё в мельчайших подробностях. Благодаря этому мы можем понять эмоции и чувства тех людей, которым пришлось испытать на себе все ужасы войны, научиться сопереживать им и ценить то, что у нас есть.
Текст Полины Палшковой, студентки 2 курса РиСО