В средние век целая плеяда учёных мусульманского Востока внесли неоценимый вклад в общемировую культуру в различных областях науки. Их было много, но мы ограничимся несколькими из них.
Абу Йусуф ал-Кинди (lX в.)
Хотя Ал-Кинди нас интересует как философ, его деятельность охватывала многие сферы науки – он написал около 250 трудов по логике, этике, математике, астрономии, медицине, оптике, музыке. Как философ он трудился над редактированием переводов на арабский язык «Метафизики» Аристотеля, «Географии» Птолемея и трудов «Отца геометрии» Евклида.
Ал-Кинди называл философию самым возвышенным и благородным искусством, которое помогает нам «в познании истинной природы вещей в меру человеческой способности». Первым долгом философии, писал ал-Кинди, это объяснение единственности Бога, являющимся первой действующей причиной всего и «искусным Устроителем Вселенной».
Ал-Кинди всегда был в поисках истины и потому наставлял: «Нам не следует стыдиться одобрения и обретения истины, откуда бы она не исходила… Для искателя истины нет лучше самой истины, и не следует пренебрегать истиной и смотреть свысока на тех, кто её высказал или передал».
Абу Наср ал-Фараби (870-950 г.г)
Ал-Фараби родился в Фарабе на территории современного Казахстана. Получив начальное образование на родине перебрался в Багдад, где изучал такие науки как математика, логика, медицина, теорию музыки. Он знал в совершенстве такие языки как арабский, персидский, греческий. Его называли «Вторым учителем», имея ввиду первым Аристотеля. Он отстаивал идею превосходства философии над знаниями в других областях. Религиозные знания, основанные на риторике и образности, писал он, самые примитивные, рассчитанные на неразвитое сознание простого народа. Философия же опирается на рациональное мышление, на логику и потому ближе к познанию истины и сущности бытия. В этом он видит бессмертие души и её счастья. Править государством также должен философ, ибо только он может управлять им по справедливости.
Учение ал-Фараби оказало большое влияние на дальнейшее развитие философской науки и на становление такого всемирно известного учёного и философа как Ибн Сина.
Абу Али Ибн Сина (лат. Авиценна) (980-1037).
Ибн Сина родился близ Бухары. Благодаря отцу, государственному чиновнику, он получил хорошее домашнее образование и даже превзошел своих учителей. Затем, в юные годы учился в «академии Мамуна» в Хорезме. Дальнейшая жизнь и творчество Ибн Сины зависели от капризов правителей, последствий дворцовых интриг. В 1030 году его постигла настоящая трагедия – во время нападения на Исфахан наместника газневидского султана Масуда, дом Ибн Сины был разграблен и многие его труды пропали.
Как и ал-Кинди и ал-Фараби Ибн Сина трудился в разных областях науки, написал более 450 научных трудов по медицине, математике, минерологи, астрономии. Известные всей Европе такие его труды как «Канон врачебной науки», «Книга исцеления», «Книга о душе», «Книга знания» ещё в средние века были переведены на латинский язык. В книге «Указания и наставления» Ибн Сина подводил итоги своих философских размышлений.
В научных трудах, посвященных медицине он детально описал сердце, печень, мозг; доказал, что изображение предмета дает сетчатка, а не хрусталик глаза; установил, что есть различия между чумой и холерой, плевритом и воспалением лёгких; дал описание проказы, диабета, язвы желудка и т. д.
Абу Бакр Ибн Баджжа (ок. 1082-1139)
Ибн Баджжа родился на западе, в испанской Андалусии. Известный философ Ибн Туфайл считал Ибн Баджжу наиболее проницательным умом Андалусии 12-го века, в то время как религиозные деятели того времени были им очень недовольны и называли его «бельмом в глазу религии». Главными пунктами философских рассуждений Ибн Баджжи были концепции души и идеального общества. Для него человек представлял собой тело, состоящее из соподчинённых органов, которые приводиться в движение неким двигателем и в конечном счёте душой. Как и ал-Фараби в своих сочинения нарисовал образ правителя философа, который с помощью просвещения жителей создаёт им условия для счастья.
Ибн Рушд (Аверроэс) (1126-1198)
Абу ал-Валид Ибн Рушд родился в Испании, в Кордовском халифате. Как и все учёные того времени он трудился в разных сферах науки, изучал теологию, право, арабскую литературу, медицину, античную греческую философию. Основные усилия Ибн Рушда были направлены на изучение наследия Аристотеля, Платона, Николая Дамаскина, ал-Фараби и комментированию их трудов, за что и получил прозвище Комментатор.
«Величайшей его историко-философской заслугой было составление комментариев к трудам Аристотеля, - пишет А. В. Смирнов. – … Ибн Рушд, как никто из предшественников, сумел понят Аристотеля, и это новое видение античного философа, представленное в комментариях к его трудам, вызвало шок и полемику в среде европейских схоластов, породив течение аверроизма, просуществовавшего до 17-го века.
Изучение Аристотеля помогло Ибн Рушду сформулировать свои взгляды как представителя фалсафы. Около 1180 г. он написал работу «Опровержение опровержения» (Тахафут ат-Тахафут) в которой полемизировал с ал-Газали, с его сочинением «Опровержение философов». Он не принимал претензии ал-Газали к некоторым утверждениям представителей фальсафы, но, в свою очередь, также критиковал философов, пытавшихся совместить взгляды Стагирита и Платона, естественнонаучный рационализм и мистицизм.
Ибн Рушд выступил последовательным сторонником знания, полученного строго доказательным путём…, противопоставляя его как истинное другим видам знания – риторике и диалектике
Значительная часть книги «Опровержение опровержения» занимает обсуждение вопроса о вечности мира – о его изначальности как возможносущего и бесконечности существования в будущем. В 1270 г. парижские теологи поставили аверроистический тезис о вечности мира под запрет. Было поставлено следование и другому учению Ибн Рушда- о смертности индивидуальной души, разрушающийся вместе с разрушением тела, и бессмертии только общечеловеческого разума» (А. В. Смирнов. «История арабо-мусульманской философии», с. 107-108, Москва, 2020)
Кадырбек Умаров