Найти в Дзене
Ишракизм: философия озарения Шихаб ад-Дина ас-Сухраверди.
Академик А. В. Смирнов указывает, что ишракизм (от араб. ишрак – озарение), как одно из философских течений ислама, чисто персидское явление. Действительно, как и основатель этой философской школы Шихаб ад-Дин Ильяс ас-Сухраверди так и все его последователи были персами. В философии ишракизма явно прослеживается влияние древнеперсидской религии зароостризма, но подогнанная под монизм, или монотеизм. Смирнов различает два периода ишракизма: ранний классический (12 в.) и поздний, дошедший до наших дней...
2 года назад
Философия и поэзия Джалаледдина Руми
ШУКЮР ШИХИЕВ Язык, вера и любовь Джалалетдина Руми. Кроме Пророка по воле Аллаха на Земле жили и учили праведно жить сотни умудренных Его светом людей. Один лучше другого. В десятку лучших мыслителей Востока непременно попадает Мевланэ Джалалетдин Руми. В 2007 году почитатели таланта Дж. Руми во всем мире отметили 800-летие со дня его рождения. О нем написаны горы книг на Востоке и на Западе. К большому удовольствию русскоязычного населения к 800-летию рождения Руми изданы первые две книги его шеститомника «Месневи-йи Ма’нави»...
2 года назад
Немного "Эликсира счастья" от Абу Хамида ал-Газали
Ещё одну философскую работу Шукюра Шихиева представляю вниманию подписчиков и гостей нашего канала. На этот раз исследуется философия известного исламского теолога и философа средневековья Абу Хамида ал-Газали Немного «Эликсира счастья» от Абу Хамида ал-Газали. Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси, выдающийся философ, теолог ислама, среди многочисленных трудов имеет уникальное произведение, по тематике напоминающее христианские трактаты о душе, по логическому строю суждений не имеющее себе равных...
222 читали · 2 года назад
Психотипы: философское осмысление научных данных
Дорогие подписчики и гости нашего канала! На этот раз один из наших подписчиков, кандидат математических наук, но в то же время и большой исследователь Восточной и Западной философии, большой поклонник поэзии народов Востока, сам поэт и философ Шукюр Бабаевич Шихиев любезно предоставил нам одну из своих философских трудов "Психотипы". Представляем его вашему вниманию. *** ПСИХОТИПЫ Любое научное знание...
2 года назад
Фальсафа: концепция знания
"Бессмертны души добродетельных людей и людей, обладающих знанием; души же людей невежественных смертны" Ал-Фараби «В дорогу! В дорогу! Жить осталось совсем мало, а перед тобой ещё долгий путь. Наука и дела, в кои ты погружён – лишь обман и иллюзия". Имам ал-Газали Несомненно идейным базисом арабо-мусульманской культуры был, да в основном и сейчас остаётся исламская религия...
2 года назад
Фалсафа: учение о бытии
Учение арабо-мусульманских философов о бытии весьма интересна и многообразна. Выделим основные моменты их рассуждений. 1. Говоря о цельности всего сущего и о едином начале бытия Ибн Сина пишет: «Всякая цепь, состоящая из причин и следствий… нуждается в причине вне её самой, поскольку она состоит из одних следствий… Очевидно, что если в этой цепи имеется нечто такое, что не есть следствие, то это и есть тот самый конец , которым заканчивается цепь. Отсюда следует, что каждая цепь заканчивается необходимосущим, и это необходимо-сущее по своей сущности едино» (Ибн Сина...
146 читали · 2 года назад
Фальсафа: виднейшие философы исламского средневековья.
В средние век целая плеяда учёных мусульманского Востока внесли неоценимый вклад в общемировую культуру в различных областях науки. Их было много, но мы ограничимся несколькими из них. Абу Йусуф ал-Кинди (lX в.) Хотя Ал-Кинди нас интересует как философ, его деятельность охватывала многие сферы науки – он написал около 250 трудов по логике, этике, математике, астрономии, медицине, оптике, музыке. Как философ он трудился над редактированием переводов на арабский язык «Метафизики» Аристотеля, «Географии» Птолемея и трудов «Отца геометрии» Евклида...
123 читали · 2 года назад
Кадариты и джабариты: возможно ли изменить судьбу?
Продолжая тему мутазилитского понимания божественного предопределения следует сказать, что по их мнению человек совершает свои поступки сам, без предопределения и принуждения. Именно человек, а не Бог несёт полную ответственность за то, станет ли он верующим или неверующим. Они также утверждали, что Бог творит человека без веры или неверия, а быть верующим или неверующим он автономно решает сам. Бог не творит поступки человека, но Он допускает послушание или ослушание Его воли, и за то или другое действие человек получит либо награду, либо наказание...
2 года назад
Мутазилиты и аль Ашари: Проблема предопределения
Излагая свои мысли о предопределении Всевышним человеческой судьбы большинство мутазилитов сошлись на том, что человек совершенно автономен, что сферы способности к действию человека и Создателя никак не пересекаются. Это утверждение означает, что человек несёт полную ответственность за все свои поступки и всякие попытки переложить вину за свои неблаговидные дела на Бога абсолютно несостоятельны. Они так и говорили, что стремятся «очистить Бога от зла, творимого людьми». Доказывая постулат о полной...
2 года назад
Мутазилиты: атомарное понимание времени и движения
В понимании мутазилитов время это не что-то такое, что напоминает сплошную линию, который тянется с прошлого до настоящего, и, даже, в будущее, а нечто другое. Согласно их концепции, существуют единичные, неделимые «моменты времени». Этот «момент» мы назовём атомом времени. Подобно тому, как атрибутами вещи являются «сущее» и «не сущее», атрибутами атома времени так же являются уничтожение и следующее за ним возникновение, а также семантически отличным от них третьим элементом - стягивающим их процессуальным переходом. Однако зададимся вопросом: а что подвергается уничтожению и возникновению в каждый из моментов времени? Сами вещи? Оказалось - нет...
2 года назад
Мутазилиты: проблема атрибутики Бога.
Мутазилиты, как мы уже указывали, придерживались строгого тавхида, то есть утверждение единственности Бога. Они проводили жесткую границу между Богом и всем остальным: между Создателем и сотворённым им нет ничего общего, и потому Бога нельзя представить ни в какой форме. В то же время следует учесть, что в Коране Аллах наделён вполне земными качествами (видящий, слышащий и т. д.), исходя из которых Он, как бы, уподобляется творению, что, в конечном итоге, приводит к нарушению принципа тавхида. Решая эту проблему, мутазилиты разделили все божественные атрибуты на две категории: истинные и иносказательные...
112 читали · 2 года назад
Философия мутазилитов
В наш скоростной век читать объемистые книги большинству людей просто некогда, а насыщенные научно-философскими терминами тем более. В то же время 21-й век требует от человека все больших знаний во всех сферах научной и общественной мысли. Многие процессы, происходящие в наше время, без философского осмысления трудно понять, что, в свою очередь, предполагает внимательное изучение научной мысли предыдущих поколений. Именно из сокровища знаний предшествующих эпох мы должны черпать основу для дальнейшего развития новых идей и научно-философских размышлений...
149 читали · 2 года назад