В 1017 г. Бирманский вождь Анируда провозгласил себя царем Пагана. В 1044 г. он стал буддистом. Буддийские проповедники уверяли его, что для обращения в буддизм народных масс необходимы священные книги из города Татон, главного центра Раманнедасы.
Это было государство, представлявшего из себя конфедерацию городов-государств народа монов, говорящего на языке мон-кхмерской группы аустроазиатской семьи, старожилов приморских районов западной части Индокиатя, пришедших туда на 3-5 тысяч лет раньше, чем тибето-бирманские племена, обоснвоавшиеся в нынешней Бирме лишь в I тысячелетии нашей эры.
В 1057 г. Анируда завоевал Татон и переселил оттуда несколько тысяч семей знатных и ученых монов. А недавно сложившееся царство Паган же получил выход к морю и встал в ряд значительных держав Индокитая того времени.
После смерти Анируды в 1077 г. царство начало распадаться. Моны восстали во главе с воспитанным при паганском дворе Янмаканом. В какой-то момент они смогли даже захватить Паган, но в 1084 г. бирманцев возглавил Тилуин Мана, который сумел одолеть монов. Но он был милостив к побежденным, предоставив образованным монам ключевые посты в своей администрации, бирманская же знать сохранила главенство в войсках.
В Пагане при нем было 2 официальных языка – бирманский и монский. Однако его наследник Кансу (1113-1167) восстановил господство бирманцев, а монский язык исчезает из надписей. Вскоре после смерти Кансу монские порты на короткое время были захвачены войсками Ланки.
Бирманцы смогли изгнать сингалов, но моны все более возвращали себе самостоятельность и полностью вышли из под паганского контроля после начала монгольского вторжения в 1277г. После ухода монголов в 1303 г. Возникли новые бирманские государства – Ава и Таунгу и монское – Хантавадайя со столицей в Пегу. Причем правящие династии основывали представители народности шанов, родственной тайцам и вместе с ними переселившихся из завоеванного монголами Юннаня. С 1385г. 40 лет Ава воевала с Пегу за выход к морю, при этом успех сопутствовал то одной стороне, то другой в зависимости от того, кого поддерживали шаны. В 1425 г. Аву завоевала китайская империя Мин. Китайцев вскоре изгнали, но для Пегу наступило столетие покоя.
В 1516 г. Аву разрушили шаны, но уже в 1531 г. На претсол Таунгу взошел Табншветхи, который с помощью португальских наемников начал восстановление империи Пагана. В 1535-1541 гг. он завоевал все монские портовые города, последний из них, Мартобан, был страшно разграблен, а правитель его казнен вместе с семьей. После этого он короновался в Пегу по монским традициям. Табинашветхи заигрывал с монами, носил монскую одежду и одаривал пагоду Шуэдагон. Однако после неудачного похода в Аюттию в 1551 г. он был убит, возвращаясь через Тенассерим в результате восстания монов. Однако Байиннаун, шурин Табинашветхи сумел сплотить вокруг себя бирманцев, уничтожив соперников, и двинулся на Пегу. Под стенами города произошло традиционное противоборство с монским правителем Смимтхо Будакетти на слонах, в которой победил Байиннаун.
Смимтхо бежал, но был схвачен в горных джунглях и казнен. Также была истреблен вся его семья, так что прервалась династия шана Вареру, правившая Пегу с 1289 г. Пегу подвергся страшной резне и разграблению, после чего сюда была перенесена столица. Байиннаун временно смог покорить Аюттию, но истощил ресурсы собственного государства. После его смерти в 12581 г. сын и наследник Нандабайин должен был бороться как с междоусобицами родственников, так и с восстаниями тайцев, которые в 1584 г.. восстановили независимость, а в 1590 г. они вторглись в Тенассерим, что сразу вызвало восстание монов. Империя Таунгу рухнула, в 1599 г. Нандабайин был пленен араканцами в Пегу и вскоре отравлен. Новым императором – минджи, стал представитель боковой ветви дианстии Таунгу Анапхелаун (1606-1628) восстановил Бирму , к 1613 г. он ликвидировал королевство де Бритту в Сириаме и снова перенес столицу в Пегу, правда его наследник Талун (1629-1648) в 1635 г. вернул трон в Аву.
В XVII в. в Бирме сложилась классическая конфигурация буддийской империи. Центр составляли старые бирманские земли в центре страны, по среднему течению Иравади, вокруг императорского дворца в Аве. Здесь расселялись ахамуданы – военные поселенцы, обязанные раз в несколько лет несколько месяцев по очереди нести службу в армии минджи, либо во дворце, и ламайны, обрабатывающие земли казны и строившие дороги и каналы.
Средняя зона – это окраины равнинных территорий и побережье. Здесь правили назначенные из центра губернаторы – мьовуны, а население – ати, платило налоги в казну. Практически все монские земли относились к этой зоне, и соответственно большинство монов были налогоплательщиками. При этом монская знать могла пытаться сделать карьеру при дворе, но все мьовуны монских областей были бирманцы.
И, наконец, окраины – горные территории, где жили разнообразные самоуправляющиеся племена, лишь номинально покорные Аве. Они должны были во время войн выставлять контингенты в имперскую армию, а вожди посылали дочерей в гарем минджи.
При Махадхаммаязадипати (1733-1752) государство снова пришло в упадок. В центральные районы стали вторгаться всадники из Манипура. В 1740 г. моны снова восстали, убили бирманского губернатора и провозгласили царем человека, назвавшегося, как царь двухвековой давности – Смимтхо Будакетти. В 1747 г. Его смнеил Бинья Дала, который объединил силы монов и шанов и весной 1752 г. захватил Аву. Минджи был пленен и увезен в Пегу.
Но уже в 1753 г. знатный бирманец Маун Аун Зея провозгласил себя минджи под именем Алаунпая, основав династию Конбаун, назвал свой оплот Моксобо столицей Шуэбо (Город Золотого Вождя) и начал войну с монами. При этом, чтоб получать современное оружие, моны заключили союз с французами, а бирманцы – с англичанами. В 1756 г. Алаунпая захватил французскую факторию в Сириаме, в 1757 г. разрушил Пегу, а в 1759 г. окончательно подавил восстание монов. Сын победителя – Синбьюшин (1763-1776) повел войны за подчинение Бирме Сиам, и даже на какое-то время овладел Аюттией.
Но стоило тайцам нанести бирманцам поражение, как моны в 1775 г. снова восстали. Синбьюшин умер, борясь с монами. Его сын Сингу замирил монов, но в целом отказался от завоевательной политики. Он занимался консолидацией территории страны, в которой тогда жило 5 млн., в том числе в монских регионах – 1 млн. Значительную часть этого миллиона составляли к тому времени бирманцы и горные племена, в частности карены, которых активно переселяли в дельту Янгона, чтобы разбавить ненадежных монов.
Завоевательную политику возобновил Бодопая (1782-1819), сумевший завоевать Аракан, обложить данью Манипур и безуспешно воевавший с Сиамом. Его сын Баджидо (1819-1837) продолжал экспансию на запад и в 1821 г. послал войска в Ассам. Это привело к Первой англо-бирманской войне 1824-26 гг., по итогам которой Бирма отдала Английской От-Индской компании Аракан и Тенассерим и отказывалась от вмешательства в дела Манипура, Ассама и прилегающих земель.
Бирманские правители лелеяли надежду на реванш, но в 1851-52 гг. в ходе Второй англо-бирманской войны британцы завоевали Нижнюю Бирму (с 1858 г. все владения АОИК стали коронными колониями). Таким образом под их властью оказались все монские земли, на которых к тому времени уже значительную часть населения составляли бирманцы. Но в 1885 г. случилась Третья англо-бирманская война, в ходе которой вся Бирма стала колонией Британии.
И вот именно англичане окончательно бирманизировали монские территории. Дело в том, что Нижнюю Бирму было решено превратить в рисовую житницу для Индии, Цейлона и Малайи. Вообще англичанам было свойственно завозить индийцев в свои тропические колонии как более привычных к их власти и зачастую знающих английский язык. Колониальные войска и полиция почти полностью были укомплектованы индийцами. Но индийцы селились в основном в городах, а для развития рисоводства массово привлекали крестьян из Верхней Бирмы.
В 1856 г. в Нижней Бирме проживало 1,5 млн. человек, порядка половины из них – моны. К 1872 г. население здесь выросло до 2,7 млн., из них 136 тыс. индийцев. А к 1911 г. все население выросло до 6,4 млн., из них 743 тыс. индийцев (10,4% населения), доля монов упала до примерно ¼, а подавляющее большинство, особенно в Рангуне и дельте Иравади, стали составлять бирманцы. Моны сохранили большинство лишь на небольшой территории в Тенассериме.
Когда в 1948 г. Бирма стала независимой республикой, её начали терзать гражданские и межэтнические войны. Каренский Национальный Союз и Монский Народный Фронт, опиравшиеся на монизированных южных каренов, попытались переиграть результаты монско-бирманских войн. В августе 1948 года военные крылья МНФ и КНС — Организации Защиты Монского и Каренского Народов — провозгласили курс на создание объединённого монско-каренского государства в пределах всей Нижней Бирмы.
Большая часть монского населения Бирмы, однако, осталась в стороне от вооружённой борьбы за независимость.В рамках национального замирения, в области, где моны сохранили большинство, в 1974 г. был создан национальный штат Мон.
В целом Монский штат в 2000-е годы являлся самым мирным и открытым для туристов национальным регионом Бирмы. До 2015 г. вооруженную борьбу низкой интенсивности вела Монская Национально-Освободительная Армия (МНОА), после подписания мирных соглашений преобразованная в Партию нового Монского государства (ПНМГ). Это случилось через 958 лет после первого похода Анируды на монов.
В новом этапе гражданской войны, начавшемся после переворота 2021 г., моны, в отличие от соседних каренов, участия практически не принимают.