Утверждение о том, что в славянской мифологии (или в фольклоре, если угодно) имел место быть такой персонаж как Лада, возводимая в ранг богини весны, любви, брака и всего такого прочего, базируется, в основном, на церковных письменных источниках и песенном рефрене.
Однако есть ещё кое-что, о чём, я уверен, мало кто читал/слышал.
Позвольте представить цитату из книги Андрея Михайловича Давыдова «Семицко-троицкая обрядность русских сёл Богатовского района Самарской области (по материалам экспедиций)»:
В с. Фёдоровка на Петровское Заговенье в дообеденное время женщины собирались во дворе у одной из участниц праздника. Там из старых ненужных тряпок сооружали Ладу – традиционную обрядовую куклу. «Вот эта палка, и сюды палка, здесь вон как у вас голова вроде. Ну, тут подвяжешь, а тута на рукава надевали кофту, юбку наряжали, и получалась кукла. В одном конце села нарядят и идут. Когда шли, пели все эти песни в основном, вешни. Останавливались лялякали, плясали, шутили и дальше шли». Ладу в Заговенье, так же как и ветку берёзы на Троицу, несли на ручей, в котором впоследствии топили.
Возможно, перед нами отголосок культа Лады, который, как считал академик Рыбаков, имеет индоевропейские корни?
Возможно...
А возможно, и нет.
Может ли вообще божество «снизиться» до уровня сезонно-ритуального персонажа, обрядовой куклы, чучела?
Думаю, да.
В качестве примера могу привести Ярилу.
Да, многие считают, что такого бога не было, однако для меня доказательством существования Ярилы в дохристианскую эпоху служит факт наличия у балтийских славян Яровита (схож и теоним, и «функционал» со «сферой влияния»).
Конечно, одного такого упоминания маловато для каких-то серьёзных выводов, но всё же любопытно...
А сколько вообще таких вот свидетельств, мало кем замеченных, ждут своего часа в архивах да на библиотечных полках?
Дождутся ли?
См. также: