Найти в Дзене
Old school dude

Лучшие гитарных моменты в сольной карьере Оззи Осборна

Одному из "отцов хэви-метал" Оззи Осборну довелось посотрудничать с рядом выдающихся гитаристов помимо Тони Айомми. Своими риффами и вязью сольных узоров они расцветили яркими красками звуковые полотна "Князя Тьмы". Причём, на протяжении более четырёх десятков лет некоторые из музыкантов были в его группе на постоянной основе, а другие внесли свой вклад в обширный сольный каталог легенды рока лишь в качестве звёздных гостей. Давайте ретроспективно рассмотрим их лучшие гитарные партии. После своего увольнения из Black Sabbath 27 апреля 1979 года Оззи Осборн пребывал какое-то время в прострации до тех пор, пока Шэрон Арден, дочь менеджера его бывшей группы, с которой он уже начал встречаться, не взяла его музыкальную карьеру в свои жёсткие руки. Хваткая женщин уговорила его основать новый музыкальный коллектив. Самое пикантное в этой ситуации было то, что именно Шэрон ранее предложила бывшему вокалисту Rainbow Ронни Джеймсу Дио заменить Оззи в Sabbath, чему активно противился её отец, по
Оглавление

Одному из "отцов хэви-метал" Оззи Осборну довелось посотрудничать с рядом выдающихся гитаристов помимо Тони Айомми. Своими риффами и вязью сольных узоров они расцветили яркими красками звуковые полотна "Князя Тьмы". Причём, на протяжении более четырёх десятков лет некоторые из музыкантов были в его группе на постоянной основе, а другие внесли свой вклад в обширный сольный каталог легенды рока лишь в качестве звёздных гостей. Давайте ретроспективно рассмотрим их лучшие гитарные партии.

После своего увольнения из Black Sabbath 27 апреля 1979 года Оззи Осборн пребывал какое-то время в прострации до тех пор, пока Шэрон Арден, дочь менеджера его бывшей группы, с которой он уже начал встречаться, не взяла его музыкальную карьеру в свои жёсткие руки. Хваткая женщин уговорила его основать новый музыкальный коллектив. Самое пикантное в этой ситуации было то, что именно Шэрон ранее предложила бывшему вокалисту Rainbow Ронни Джеймсу Дио заменить Оззи в Sabbath, чему активно противился её отец, полагая, что без Осборна состав не будет столь коммерчески успешен. Как бы то ни было, но Оззи последовал совету своей будущей жены и дал объявление в газету о поиске музыкантов.

Одним из гитаристов, пришедших на прослушивание, был 23-летний Рэнди (Рэндал Вильям) Роадс. Рэнди начал играть на гитаре в 6 лет, постоянно совершенствуя технику, которая необходима лидер-гитаристу, играющему в стиле хард-рок и хеви-метал, но также на него оказала влияние и классическая музыка, которой он был какое-то время увлечён в юношеские годы. В 14 лет Роадс собрал свою первую группу под названием Violet Fox, просуществовавшую недолго, а в 17 лет – Quiet Riot, один из самых успешных клубных хард-рок коллективов Лос-Анджелеса в середине и конце 70-х. Однако, перспективы заключить контракт с каким-нибудь лейблом у них не вырисовывались, и Рэнди пришёл попытать счастья с новой группой маститого Осборна.

Оззи Осборн и Рэнди Роадс. Фото из открытых источников
Оззи Осборн и Рэнди Роадс. Фото из открытых источников

Прослушивание у Оззи обросло легендами. Роадс подключил свой "Gibson Les Paul" к комбику и пробежался для разминки по грифу. Как он сам об этом позже рассказывал:

"Я просто настроился и сделал несколько риффов, а Оззи вышел из диспетчерской со словами: "Всё. У тебя есть работа". У меня было самое странное чувство, потому что я подумал:"Да ты же меня ещё даже не слышал"."

Много лет спустя Осборн рассказывал в своей автобиографии, что не мог понять, почему такой талантливый музыкант, как Роадс, захотел связаться с такой "раздутой алкогольной развалиной", как он сам. Оззи в то время всё еще "не просыхал", однако вместе с экс-басистом из Rainbow Робертом Дэйсли, (по иронии судьбы уволенным из группы вместе с Дио), экс-барабанщиком Uriah Heep Ли Керслейком и Рэнди Роадсом сподобился записать выдающийся дебютный сольный альбом "Blizzard of Ozz", вышедший в свет в сентябре 1980 года. Многие полагают, что именно с этого эпохального диска и почался классический хэви-метал. В 2017 году он занял 9-е место в списке журнала "Rolling Stone" "100 величайших метал-альбомов всех времен".

В отличие от среднетемповости работ Sabbath здесь удалось воспроизвести мрачное звучание, отличающееся в большей степени скоростью без ущерба мелодики. Если три других участника Ozzy Osbourne плюс знаменитый клавишник Дон Эйри, отметившийся до этого в Rainbow, Black Sabbath и Colosseum II и тоже принявший участие в записи пластинки, своим бэкграундом как бы намекали, что перед вами настоящая супер-группа, то участие в ней молодого ноунейма немного смущало ровно до первых же его экзерсисов.

К всеобщему изумлению, оказалось, что на общезвёздном фоне группы настоящим бриллиантом воссиял один из самых интересных в хэви-метал и хард-роке гитаристов. Оззи Осборн и Боб Дэйсли предоставили ему полную свободу, дозволяя играть всё, что он захочет, и полёт безграничной фантазии Рэнди в купе с его продвинутыми техническими скиллами воссоздали причудливую архитектуру гармонии.

Фанаты сразу же полюбили альбом, отличительной чертой которого стал неоклассический стиль игры Роадса. А композиции "Mr. Crowley", "Crazy Train" и "Goodbye To Romance" стали золотой классикой и мощным непробиваемым материалом, так сказать, на века. Рэнди говорил, что в равной степени любит классическую музыку и блюз-рок, и эти пристрастия проглядывали в материале пластинки. Способность импровизировать и мыслить вне узких жанровых рамок была его яркой отличительной чертой, а его стилистика оказала большое влияние на всё дальнейшее развитие неоклассик-рок и хэви-метал направления.

"Goodbye To Romance" (1980)

"Goodbye to Romance" был первым треком, написанным для "Blizzard of Ozz", и первой песней, которую Оззи и Рэнди написали вместе. Прогрессия аккордов Роадса была классифицирована как адаптация последовательностей, найденных композитором эпохи барокко Иоганном Пахельбелем, известных как "канон в ре-мажор".

В один из самых деликатных моментов своей жизни Осборн печально изливал лежащую на сердце тоску. Помимо поэтики, этот трек является неотъемлемой частью широты и многообразия рокерского каталога маэстро. Оззи может поднять ажиотаж – это общеизвестно – но многие часто забывают о его способности исполнять мощные безрадостные баллады. Душевный стиль гитары Роадса в качестве способа передачи эмоций, конечно же, не повредил этому предвестнику грядущего. Прочувственно, стильно, изысканно.

"Crazy Train" (1980)

Эта песня, написанная Оззи Осборном, Рэнди Роадсом и Бобом Дейсли, была выпущена в сентябре 1980 года как первый сингл Оззи Осборна. Помимо "Blizzard of Ozz", позже она была включена и в концертный альбом "Tribute", выпущенный 19 марта 1987 года. Она стала его визитной карточкой и остается классикой рока и хэви-метал до сегодняшних дней.

Несомненно, "Crazy Train" является архетипом для всего, что последовало за ним – не только для Осборна, но и во многих отношениях для всей популярной рок-музыки. Глубоко тяжелый, замысловато сложный и возмутительно запоминающийся рифф выделяет гитару Роадса среди сонма других музыкантов. О создании "Crazy Train" рассказал один из ее соавторов – басист Боб Дейсли:

"Мы вместе сочиняли музыку, и Рэнди придумал основную тему, а я искал, как закончить соло. У него был очень забойный рифф, и когда он пользовался педалями (прим."MXR Distortion Plus"), усилители выдавали странный звук – низкое гудение с психоделическим эффектом".

А вот о появлении самого забойного риффа в виду кончины Роадса можно рассуждать, черпая информацию из различных источников. Боб Дейсли вспоминал об этом так:

"Этот узнаваемый рифф из "Crazy Train", написанный в фа-диез минор, принадлежит авторству Рэнди, потом я дописал небольшую часть, чтобы завершить соло, а Оззи добавил мелодию вокала. Название появилось благодаря Рэнди".

Как бы то ни было, именно с Рэнди Роадсом и его "Gibson Les Paul" отныне и на века этот рифф будет связан воедино. И это справедливо. Обозреватель "AllMusic" Стив Хьюи охарактеризовал его так:

"Классика, в которой используется полная минорная гамма, чего не было со времен расцвета Ричи Блэкмора с Deep Purple".

Песня заняла 9-е место среди "40 Величайших метал-песен" по версии "VH1" и в 2009 году стала 23-й в списке" величайших песен хард-рока всех времён". Производитель гитар "Gibson" отвёл ей 3-е место в списке лучших по его мнению гитарных риффов 80-х годов.

"Mr. Crowley" (1980)

"Mr. Crowley" был вторым из двух синглов "Blizzard of Ozz" после "Crazy Train ". Песня была вдохновлена книгой об Алистере Кроули, английском оккультисте и основателе учения Телемы, которую тогда читал Оззи, и колодой карт Таро, найденной в студии.

Как и во всём, что Осборн записал с Роадсом, здесь присутствует заразительная энергия пятничного вечера: высокий градус социальной активности Оззи, возбуждение от его нового старта после Sabbath и несколько напыщенных мелодичных экскурсий, когда Роадсу, вроде как, пора отправиться в отрыв с интерлюдией. Змеиные риффы и мелодичные соло передаются через динамики, отправляя слушателей в звуковое путешествие, не похожее ни на какое другое.

Гитарное соло, исполняемое Рэнди после второго куплета, является одним из известнейших в рок-музыке. И это, возможно, лучший момент Рэнди Роудса с Оззи. В опросе, проводимом "Gibson", песня заняла 23-е место в списке величайших хэви-металических песен всех времён.

Группа отправилась в турне в поддержку пластинки. В октябре 1981-го вышел альбом "Diary of a Madman". По словам звукорежиссёра Макса Нормана, к моменту записи альбома Рэнди Роадс стал играть ещё лучше. Сам гитарист говорил, что очень вырос во время турне с "Blizzard of Ozz". У музыкантов не было очень много времени, как при записи предыдущего альбома, и сам Рэнди рассказал, что не смог найти именно то, что он хотел сыграть, и к моменту прибытия в студию в феврале у группы были лишь наброски песен. На клавишах Дона Эйри сменил Джонни Кук, который в 70-х работал с Дейсли в Mungo Jerry .

Не смотря на цейтнот, новый релиз оказался опять вдохновенным. Среди фанатов до сей поры немало тех, кто предпочитают "Diary Blizzard" именно из-за партий Роадса, перешедшего на ещё более высокий уровень, что создавало ещё более мистическое, жуткое настроение. Доходило до того, что в прессе высказывали мнение, что "песни здесь – не более чем риффы с вокальной партией, наклеенной сверху". Порой так и было.

"Over the Mountain" (1981)

Это был коллективный труд всей группы. Песня, открывающая альбом "Diary of a Madman", дебютировала под № 42 в чарте "Billboard Top Tracks" и достигла 38-го места. Позже она была включена в сборники Оззи Осборна: "The Ozzman Cometh" 1997 года, "The Essential Ozzy Osbourne" 2003 года и "Prince of Darkness" 2005 года.

Поклонники помнят "Over the Mountain" как один из фирменных треков Осборна, и не зря: он выдающийся. С припевом, специально созданным для FM-радио, и риффом, который остаётся с вами в течение нескольких дней после того, как вы его услышали, легко понять почему же эта песня так любима.

Погружая слушателя в гитарную вселенную Роадса, "Over the Mountain" привносит ещё один уровень глубины в арсенал вундеркинда "Flying V". На протяжении двух впечатляющих соло с тэппингом и легато Роадс делает звуковую атаку, покрытую маслянистым гладким тоном – настолько приторно-сладким, что вы почти чувствуете его вкус.

"S.A.T.O." (1981)

Ни для кого не секрет, что Рэнди Роадс был пионером неоклассического стиля игры на гитаре, но на треке "S.A.T.O." он полностью пренебрёг своими находками и проиллюстрировал своё лучшее впечатление от Тони Айомми эпохи 70-х. По общему признанию, соло было даже немного техничнее, чем у прототипа, а структура аккордов и риффы – настолько прото-металические, насколько это возможно. В целом, для композиции Роадс отказался от своего демонстративного стиля и проделал образцовую работу по воссозданию прежде всего нужной атмосферы.

Уже в декабре 1981 года большинство читателей журнала "Guitar Player" проголосовало за Роадса в номинации "лучший новый талант". Последний концерт Рэнди состоялся в четверг 18 марта 1982 года в городе Ноксвилл в "Knoxville Civic Coliseum". 19 марта группа направлялась на фестиваль в Орландо. После длительного ночного переезда музыканты остановились возле городка Лисбург во Флориде.

Чтобы скоротать время, водитель автобуса предложил членам группы покататься на самолёте без разрешения хозяина. Первым с ним полетел Дон Эйри, и всё прошло хорошо. После этого Эйри уговорил Рэнди полететь следующим. Самолёт содрал часть крыши автобуса и столкнулся с большой сосной, прежде чем рухнуть на крышу гаража рядом с близлежащим особняком. Никто не выжил. При вскрытии у пилота в крови были найдены следы кoкaинa.

Не смотря на трагедию, звёздный дуэт Оззи Осборна и Рэнди Роадса, зафиксированный всего на двух пластинках, всё же сумел изменить музыкальный ландшафт. Хотя трудно понять их симбиоз, они довольно органично дополняли друг друга, не говоря уже о бездонных глубинах таланта Роадса, которого, не смотря на столь небольшой период активного творчества небезосновательно сравнивали с Эдди ван Халеном.

В 2020 году в результате опроса авторитетного журнала "Total Guitar" Рэнди Роадс стал 3-м в списке "лучших метал-гитаристов всех времен". Из инструмента Рэнди, когда он отказывался от шквала вспыльчивых риффов, которые так любят большинство хард-рокеров, лились прямо-таки чеканные классические ноты, заставляющие вспомнить Бетховена и Брамса. Как он объяснял:

"На это есть ответ: большая часть хэви-метала не очень мелодична по своей природе. Он часто минорный по тону, поэтому вы можете использовать много минорных терций в своих соло-брейках. Это автоматически звучит классически".

После внезапной смерти гитариста Рэнди Роадса в авиакатастрофе во время турне 1982 года ему на замещение был срочно рекрутирован ирландец Берни Торме, наиболее известный своей работой с Гилланом. Но после нескольких выступлений стало очевидно, что стиль Торме, основанный на блюзе, не очень хорошо сочетается с музыкальным стилем Осборна, и впоследствии в качестве его замены был нанят Брэд Гиллис, игравший ранее в группе Night Ranger. Вместе они записал живой альбом "Talk of the Devil", целиком состоявший из былого материала Black Sabbath.

Осборн тогда особо много пил, пытаясь заглушить потерю Роадса, и вымещал всю свою досаду на Гиллиса. В результате тот не выдержал и в 1982 году покинул группу после завершения тура "Diary of a Madman", вернувшись в Night Ranger. И тут басистка из Лос-Анджелеса Дана Струм порекомендовала Оззи на эту вакансию уроженца штата Вирджиния наполовину японца по происхождению Джейка Э. Ли, игравшего ранее в коллективах Ratt и Rough Cutt. Джейк не подошёл по манере группе Dio, но для Оззи это было скорее плюсом.

Ли учился в детстве по классу фортепиано, но юношеское увлечение гитарой постепенно пересилило интерес к классической музыке. От классики y Джейка осталось серьёзное профессиональное отношение к инструменту, а ежедневные многочасовые занятия развили y него скоростную технику. После прослушиваний Осборн разрывался между ним и гитаристом Dokken Джорджем Линчем. Оззи изначально выбрал Линча, но быстро передумал. Сказав Джейку Ли, что у него есть работа, он сообщил гитаристу, что тот должен сам сказать Линчу, что его уволили.

Джейк Э. Ли. Фото из открытых источников
Джейк Э. Ли. Фото из открытых источников

С басистом Бобом Дейсли Джейк принялся работать над альбомом 1983 года "Bark at the Moon". Ли утверждает, что после того, как он сочинил песни и завершил в студии запись своих партий, ему был представлен контракт, в котором говорилось, что он не будет претендовать на какое-либо авторство композиций альбома и ещё не может публично говорить об этом.

Он подписал контракт, потому что у него не было знакомого юриста, и потому что Шэрон пригрозила уволить его и попросить другого гитариста перезаписать его партии, если он откажется. Дэйсли также заявил, что он отказался от своих авторских в обмен на деньги. Вот когда нужно было снимать шоу "Семейка Осборн".

"Bark at the Moon" занял 19-е место в чарте альбомов "Billboard 200", а авторство всех песен было полностью приписано Осборну. Это единственный студийный альбом с участием барабанщика Томми Олдриджа. Ряд треков были отмечены отличной гитарной работой. Казалось, дух Роадса витал в студии и вдохновлял Ли на окрыленные свершения.

Для своего первого сольника без Рэнди Роадса Осборн сделал всё возможное, чтобы без павшего героя добиться наилучшего, и, надо отдать ему должное – новичок Джейк Э. Ли принял вызов.

"Bark at the Moon" (1983)

Это был первый сингл с одноименного альбома 1983 года. Музыкальное видео, снятое на эту песню, было первым для Осборна. Песня занял 21-е место в британском чарте синглов и 12-е место – в списке "Billboard Rock Tracks". Она получила высокую оценку критиков и часто признавалась одной из лучших в каталоге Оззи.

Конечно, в некотором смысле "Bark at the Moon" следовал уже установленному канону. Но с приходом Ли, к лучшему или к худшему, неоклассический стиль исчез, а вместо этого была до предела отжата дроссельная заслонка с традиционными нюансами хэви-метал. Этот трек важен, потому что он доказал миру, что у Осборна была жизнь и после Рэнди Роадса.

"Rock 'N' Roll Rebel" (1983)

Если вы не слышали или, возможно, забыли, "Rock 'N' Roll Rebel" – не очень мягкое напоминание о правлении Джейка Э. Ли в качестве партнера Осборна в контролируемом хаосе. Это горячая глубокая версия, в которой Ли с гитарой сильно прижатой к груди выступил достойным преемником Роадса. Упираясь шестиструнной в бедро, стирая в кровь свои юркие пальцы в гонке за славой хот-рода "Stratocaster", Ли часто оказывается забытым человеком на тотемном столбе гитарных партий Осборна.

Четвёртый студийный альбом Оззи Осборна "The Ultimate Sin" был выпущен 22 февраля 1986 года. Это единственный альбом с участием бас-гитариста Фила Суссана, пришедшего из группы Wildlife, и первый – с участием барабанщика Рэнди Кастилло. Партии клавишных делал Майкл Моран.

Несмотря на его коммерческий успех, Осборн называет его своим наименее любимым сольным альбомом в плане музыкальных идей:

"Песни были неплохими, они просто были записаны странно. Не было никакого воображения".

Он получился и самым мягким, разбавленным синтезаторным звучанием. Текстовая концепция опиралась на идеи мира и отказа от насилия. Рабочее название альбома было "Killer of Giants" в честь одноименной песни альбома. Оззи решил в последнюю минуту изменить название на "The Ultimate Sin".

"Killer of Giants" (1986)

Говоря о восхитительном тоне Джейка, продемонстрированном на "The Ultimate Sin", стоить особо отметить "Killer of Giants", достойного всяческого восхищения как произведение великолепного гитарного великолепия. Что касается трека, то он среднетемповый, с некоторыми безумными моментами и немного сложной атмосферой.

Волны пауэр-аккордов ласкают отмели мистической лирики Осборна, а сдержанная инструментальная составляющая делает песню не только одним из лучших гитарных моментов Джейка Э. Ли, но и одной из лучших пост-роадсовских композиций Осборна.

"Lightning Strikes" (1986)

Альбом, который часто высмеивают за стиль глэм-метал, обычно отвергают бескомпромиссные поклонники Осборна. Тем не менее, в вакууме 80-х пластинка довольно хороша, и если вы подходите к ней с пониманием того, что это продукт своего времени, вы можете просто научиться любить её. И есть за что.

Что касается "Lightning Strikes", то это один из самых тяжёлых треков. Лучший момент "Lightning Strikes" с изящными риффами поверх большого припева – второе из двух соло Джейка Э. Ли, которое ловко отправляет этот трек в коллекцию лучших гитарных моментов Осборна.

В 1987 году, после тура в поддержку альбома "The Ultimate Sin", Ли был внезапно по телефону уволен Шэрон Осборн. Увольнение застало его врасплох, так как он считал, что у него хорошие рабочие отношения с Оззи. Сам Осборн сказал по этому поводу, что у него не было никаких личных проблем с гитаристом, но заявил, что увольнение произошло после того, как барабанщик Рэнди Кастилло "начал восставать против" Джейка.

Сам Ли считал, что басист Фил Суссан пытался убедить Осборна позволить ему стать основным автором песен группы, а также отговаривал его от использования материала Ли, и что Суссан "частично способствовал тому, чтобы его уволили". Высокие, однако, отношения бытовали в этом серпентарии. Так была закрыта глава романа Оззи и Джейка Э. Ли.

Когда в 1987 году 20-летний робеющий уроженец Нью-Джерси Закк Уайлд (настоящее имя Джеффри Филип Уайлэндт) рискнул пойти на прослушивание к Оззи Осборну на Сансет-Стрип, максимум на что он надеялся – это получить автограф у своего кумира. Он начал играть на гитаре в возрасте восьми лет, но не стал этим серьёзно заниматься до раннего подросткового возраста.

Уайлд играл на местном уровне со своей первой группой Stone Henge, а затем – с группой Zyris. Озборн, услышав прежде демо-запись Закка, был настолько впечатлен, что тут же пригласил юного таланта на прослушивание, а после него – и в свою сопровождающую группу, предпочтя его прочим соискателям.

Оззи Осборн и Закк Уайлд. Фото из открытых источников
Оззи Осборн и Закк Уайлд. Фото из открытых источников

Уайлд оказался гитаристом неординарных способностей, хотя сам был о себе гораздо более скромного мнения. Спустя год он дебютировал на альбоме Ozzy Osbourne Band "No Rest for the Wicked", после чего уже на регулярной основе принимал участие в записи гитарных партий для многих его релизов. К моменту работы нал пластинкой Шэрон Осборн уже помогла мужу избавиться от алкогольной зависимости.

Помимо Закка Уайлда альбом знаменателен возвращением басиста Боба Дейсли и участием клавишника Джона Синклера. Он достиг золотого статуса в декабре 1989 года и с тех пор стал дважды платиновым. Также альбом достиг позиции №13 в чарте "Billboard 200".

"Miracle Man" (1988)

Уже "открывашка" альбома, выходившая также и синглом, позволила забыть о Джейке Э. Ли. Замена у гитарного станка полностью окупилась, заставив Осборна вернуться к своим хэви-метал корням. Песня была острой эскападой в адрес опального теле-проповедника Джимми Сваггарта, который долгое время критически относился к выступлениям Осборна, пока в 1988 году сам не угодил в скандал с проституцией.

В "Чудо-человеке" Уайлд сделал соло хаотично и со вкусом, на бешеной скорости, что стало настоящей подписью трека. "Gibson Les Paul Custom", раскрашенный "в яблочко", оснащенный активными звукоснимателями "EMG-81" и "EMG -85", были лишь малой составляющей впечатляющих достоинств "Бога гитары".

Шестой студийный альбом Оззи Осборна со слезливым названием "No More Tears" был выпущенный в сентябре 1991-го. Альбом достиг позиции № 17 в британском "UK Albums Chart" и № 6 в чарте "Billboard 200", став одним из двух самых продаваемых альбомов Осборна. Закк Уайлд поучаствовал в написании всех песен и гитарных партий для альбома.

"Mr. Tinkertrain" (1991)

Первый же трек демонстрирует смелые риффы, тяжёлые открытые аккорды и лёгкие синтезаторные штрихи, погружающие слушателя в сонное состояние, проводя его через первые четыре с лишним минуты причудливого "Mr. Tinkertrain".

И все вроде бы спокойно, пока Закк Уайлд не ошарашивает вас блюзовым шредом и не вонзает свою гитару туда, где со временем окажутся The Berzerker. Впечатлились? Вот что сам маэстро по такому поводу заявил:

"Научитесь играть пентатонику и диатонические гаммы и поймите, как они работают в разных тональностях. Есть определенные инверсии, которые вы можете сделать, когда у вас есть небольшие хаммеры и трели от самого аккорда".

"Road to Nowhere" (1991)

В каталоге, отличающемся напыщенностью и мужественностью, "Road to Nowhere" представляет собой нечто иное. Не совсем мощная баллада и, конечно же, не рок-номер высокой интенсивности, трек служит решающим моментом в карьере Закка Уайлда.

Звонкие, открытые аккорды намекают на пыхтящие риффы, акцентированные на всем протяжении робким блюзовым соло, для вкуса с вкраплениями бодрых всплесков. Ближе к концу Уайлд раскрывает суть, предлагая свой мастерский ход: следует одно из самых динамичных, немного в стилистике Слэша, чистых хэви-металических соло, которыми вы когда-либо наслаждались. Если вы пытаетесь понять, что же делает Уайлда великим, прослушайте этот трек ещё раз.

"Hellraiser" (1991)

Эту песню написали совместно Оззи Осборн, Закк Уайлд и Лемми Килмистер, причём Motörhead свою версию записали для альбома "March ör Die" 1992 года. К 30-летию композиции был сделан микс с вокалом Оззи и Лемми и инструментальными партиями Ozzy Osbourne.

"Hellraiser", который часто считают одним из фирменных треков Уайлда , безусловно, является классикой. Ни для кого не секрет, что альбом "No More Tears" 1991 года был одним из лучших альбомов Осборна, но в некотором смысле он немного устарел. Когда некоторые неуместные клавиатуры начинают уже доставать, эту болезнь приходит лечить бдительный врачеватель Уайлд со своим шестиструнным инструментом, который следит за тем, чтобы мы забыли обо всём таком в кратчайшие сроки.

Следующий студийник "Ozzmosis", записанный в Париже и Нью-Йорке продюсером Майклом Бейнхорном, был выпущен 23 октября 1995 года. Альбом достиг 22-го места в "UK Albums Chart" и 4-го места – в "Billboard 200". Здесь Оззи и Закку помогали барабанщик Дин Кастроново из Journey, басист из Black Sabbath Гизер Батлер и в ряде треков на клавишных – Рик Уэйкман. Интересно, что изначально в качестве гитариста планировался Стив Вай, но после ссоры с Оззи, тому снова пришлось прибегнуть к сотрудничеству с Уайлдом.

"My Jekyll Doesn't Hyde" (1995)

Хотя альбом в основном имел неоднозначные отзывы критиков, работа Закка Уайлда заслуживала самых положительных оценок. Появившись на свет в конце гранжевого взрыва, "Ozzmosis" пережил снижение внимания, причём, многие из основных поклонников певца даже сокрушались этому релизу.

Между тем, "My Jekyll Doesn't Hyde" – это как раз то, ради чего его стоило приобрести в свою коллекцию. Явная отсылка к произведению Р.Л. Стивенсона "Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда". Его реальным достоинством является вклад Закка Уайлда, который выдаёт демоническое риффование и демонстрирует извергающее лаву мастерство игры на гитаре, подобные которым обязательно заставят вашу кровь вскипеть. Эти партии способны украсить любой классический фильм ужасов.

Сотрудничества с Осборном Уайлду было уже мало. В возрасте 27 лет Закк собрал свою группу Pride & Glory. Коллективу удалось издать один альбом, после чего они распались. Обдумывая разные варианты дальнейшей карьеры, Уайлд едва не согласился присоединиться к Guns'N'Roses, но к 1996 году он твёрдо решил заняться сольным проектом, после чего выпустил пару сольных дисков. В 1999-м он отыграл серию концертов с Осборном, а после на свет появилась основная группа Закка Уайлда – Black Label Society.

В 1995 году, после того как Оззи Осборн закончил запись альбома "Ozzmosis", для тура потребовалась замена Закку Уайлду, решившему податься на вольные хлеба. Барабанщик Дин Кастроново сосватал ему гитариста Дэвида Ли Рота – Джо Холмса, бравшего когда-то уроки у Рэнди Роудса. В своей автобиографии Оззи писал:

"Всегда в поисках яркого, нового таланта заметил гитариста, который играет как "ублюдок". Это действительно жутко, потому что, когда Джо играет вещи Рэнди Роадса, он играет точно так же, как и он – я как будто вижу пальцы Рэнди".

Холмс выступал с Осборном в туре "Ozzmosis". Он оставался гитаристом Оззи до туров 2000 года и покинул группу во время записи альбома "Down to Earth". Хотя Джо не играет на альбоме, там появляются песни "Can You Hear Them?", "Junkie" и "That I Never Had", написанные в соавторстве с Холмсом.

Восьмой студийный альбом поклонникам пришлось ждать шесть лет. "Down to Earth" вышел 16 октября 2001 года, он занял 19-е место в "UK Albums Chart" и 4-е место в "Billboard 200".

Оззи рекрутировал басиста Роберта Трухильо, который после уйдет, чтобы присоединиться к Metallica. Это был первый альбом Осборна с барабанщиком Майком Бордином, ранее работавшим в Faith No More и Primus, хотя он играл с Осборном "вживую" с 1996 года. Ещё Оззи опять пригласил гитариста Закка Уайлда. Причём, он впервые не участвовал в качестве автора, потому что многие песни были написаны до того, как Уайлд вернулся в группу.

"Gets Me Through" (2001)

Записи Оззи могут быть неоднозначными, но если вы готовы просеять кое-что, вы найдете несколько жемчужин. "Gets Me Through" был первым треком альбома и выходил синглом, заняв 18-ю строчку в британском чарте синглов и 2-ю – в чарте "Billboard Mainstream Rock Tracks". Это один из самых устойчивых хитов с давно забытой пластинки.

Закк Уайлд ставит свой фирменный грязный рифф поверх медленного куплета, прежде чем уступить место простому, но яростному гитарному соло, которое так завывает, будто бородатый гитарный волшебник пытается вызвать злобного демона из ада.

Девятый студийный альбом "Under Cover" собрал кавер-версии рок-музыки 60-х и 70-х годов, а вот в записи и сочинении материала для десятого, "Black Rain", снова принял участие Закк Уайлд.

"I Don't Wanna Stop" (2007)

"I Don't Wanna Stop" была номинирована на "Лучшее хард-рок исполнение" на 50-й ежегодной премии "Грэмми", но проиграла "The Pretender" Foo Fighters, зато возглавила список "US Mainstream Rock".

Если и есть какой-то из последних треков Осборна, который обидно было бы пропустить, то это как раз "I Don't Wanna Stop". Вновь поддержанный Закком Уайлдом, он скользит вперёд со зловещим намерением. На протяжении всех куплетов модулирующие, пыхтящие риффы Уайлда озаряются кратковременными вспышками виртуозности, прежде чем он, наконец, смягчается и "поджигает" гриф, вызывая недозволенные соблазнительные звуки, просящие включить их на максимальную громкость.

В 2020 году в результате опроса авторитетного журнала "Total Guitar" Закк Уайлд стал 7-м в списке "лучших метал-гитаристов всех времен".

Одиннадцатый студийник "Scream", вышедший 22 июня 2010 года, занял 12 место в "UK Albums Chart" и 4-е место в "Billboard 200". В качестве гитариста был задействован грек Костас "Гас Джи" Карамитроудис, игравший ранее в группах Firewind и Arch Enemy. Интересный музыкант, но, пожалуй, предыдущие ребята выделялись больше.

В конце 2011 года Осборн воссоединился с участниками Black Sabbath Тони Айомми и Гизером Батлером для их последнего альбома "13" (2013), после чего они вместе отправились в тур под названием "The End Tourruen", который завершился в Бирмингеме в феврале 2017 года. Работать над сольным диском Оззи приступит в 2019 году. В записи ему помогал многочисленный отряд музыкантов – от Элтона Джона и Эндрю Уотта, до Слэша и Тома Морелло.

"Ordinary Man"вышел 21 февраля 2020 года, достиг 3 места в американском чарте "Billboard 200" и получил положительные отзывы от критиков.

"Scary Little Green Men" (2020)

Долгожданное возвращение Оззи Осборна в студию сопровождалось изрядной долей выдающихся моментов, и "Scary Little Green Men" был одним из лучших в этом ряду. На первый взгляд, вы можете подумать, что Том Морелло из Rage Against the Machine не подходит для уникальной марки метала Осборна, и, скорее всего, вы правы.

Для этого трека альтернативно мыслящий Морелло решил отказаться от типичных троп, вместо этого отметив трек как свой собственный. Несмотря на отсутствие чёткого соло, в нём присутствуют отчетливые реплики Морелло при написании песен и классические фанковые риффы.

Тринадцатый студийный альбом "Patient Number 9", вышедший 9 сентября 2022 года, получил награду на 65-й ежегодной премии "Грэмми" как лучший рок-альбом. Опять был обширный состав музыкантов, принявших участие записи, причём один только сет-лист гитаристов напоминает любой топ опросов "лучших": Закк Уайлд, Эндрю Уотт, Джефф Бек, Тони Айомми, Майк Маккриди, Джош Хомме, Эрик Клэптон. Поэтому не отметить несколько треков с альбома было бы большим упущением.

"One of Those Days" (2022)

Если кто-то когда-либо делал заявление о том, что вы никогда не увидите, чтобы Эрик Клэптон вложил свои таланты в трек Оззи Осборна, то теперь он должен забрать свои слова назад. На последнем альбоме Осборна "Медленная рука" удивляет публику, исполняя несколько аккуратных фраз на "One of These Days".

С надвигающейся анархической тьмой Клэптон внезапно скользит в знакомой пентатонической атмосфере к чудесным результатам. Где-то в середине блюзовый герой неожиданно передает утерянные образы Cream конца 60-х, вызывая взрыв, пропитанный "wah- wah", к которому Клэптон редко возвращался в своей карьере после трио.

"Patient Number 9" (2022)

Одна из многих вещей, которые делают последний альбом Осборна превосходным, – это его готовность выйти за пределы своей зоны комфорта и сопоставить музыкальные элементы способами, которые кажутся неверными, но в конечном итоге – очень правильными. Безусловно, включить сюда легенду фингерстайл-фьюжн Джеффа Бека, несомненно, попадает в эту категорию.

Когда начинается "Patient Number 9", слушатель может чувствовать себя немного неловко, и первое из двух соло не помогает развеять это чувство. Но держитесь до конца, и Бек представит вам один из лучших гитарных моментов, когда-либо записанных на пленку на полнометражном альбоме Оззи Осборна. Гений просто не умеет делать что-либо плохо.

Таков был краткий экскурс в сольную карьеру Оззи Осборна. За 42 года, прошедшие с тех пор, как он впервые выпустил "Blizzard of Ozz", легендарный рокер подарил нам множество культовых гитарных моментов – их слишком много, чтобы сосчитать. Это была лишь попытка выделить самые заметные.

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

❇️Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода: