75 лет – красивая круглая дата. По разным критериям возрастной классификации именно с этого момента начинается старость. Но у меня язык не поворачивается назвать стариком легендарного рокера, пусть даже он и выглядит в соответствии со своим возрастом. И дело даже не в том, что Тони Айомми всё ещё в строю действующих гитаристов, – все, кто хотя бы немного знаком с биографией этого "Железного человека", меня поймут. Его история – яркий пример силы воли, трудолюбия, находчивости и изобретательности.
Редко можно указать на одного музыканта и сказать: "Он и его товарищи по группе практически самостоятельно изобрели музыкальный жанр". Но это описание как раз подходит для Тони Айомми из Black Sabbath, одного из самых влиятельных гитаристов в истории рока, которому часто подражают. Потеряв в возрасте 17 лет кончики среднего и безымянного пальцев рабочей правой руки (Айомми – левша) в результате несчастного случая на производстве, он начал настраивать свои струны на более низкие тона, чтобы самодельные наперстки-протезы, которые он стал надевать на кончики своих поврежденных пальцев, могли легче прижимать гитарные струны.
Привычную исполнительскую технику пришлось корректировать, какие-то вещи изобретать заново:
"Частью моего звукоизвлечения стало преимущественное использование двух здоровых пальцев, указательного и мизинца. Ими я беру аккорды и выполняю вибрато. Обрубленные пальцы я в основном использую в соло. Когда я делаю подтяжки (бэнды), то делаю их указательным пальцем, ещё я научился делать это мизинцем. Другими пальцами я могу делать только слабые подтяжки".
Альтернативные настройки придавали гитарным риффам Айомми более зловещее, тяжелое звучание, которое навсегда изменило рок.
"Это стало бременем. Некоторые люди считают, что хэви-метал изобрел несчастный случай. Это помогло мне изобрести новый вид музыки. Я играю новый звук, другой стиль игры и другую музыку. Действительно, из плохого получилось хорошее. Но я не знаю, было ли это так. Это просто то, с чем мне пришлось научиться жить. Это влияет на ваш стиль игры; вы не чувствуете струны, и есть определенные аккорды, которые я не могу сыграть".
Единственный постоянный участник Black Sabbath, фирменный тон его гитары и риффы породили хэви-метал. С "Gibson SG" в руках Айомми объединил блюз с готическими фигурами в минорной тональности, создав идеальную основу для карусели замечательных фронтменов, включая несравненного Оззи Осборна, легендарного Ронни Джеймса Дио и величественного Иэна Гиллана.
В 2020 году по опросу читателей журнала "Total Guitar" Тони Айомми был признан лучшим металл-гитаристом всех времён. Отдадим дань уважения одному из величайших исполнителей рока, переслушивая его величайшие гитарные риффы.
"Wicked World" (1970)
Песня не вошла в первый одноименный альбом "Black Sabbath", но вышла би-сайдом сингла "Evil Woman". Ещё её можно обнаружить в американской версии дебюта Black Sabbath. Несмотря на то, что в бесконечно приятном главном риффе этого редкого трека определенно присутствует ярко выраженный блюз, Айомми исследует и другие влияния.
Песня начинается как быстрый свинг – ритмичное чувство, которое не часто ассоциируется с металлом, но также очевидны звуки прогрессивных блюзовых рок-инноваций, созданных Cream, Jimi Hendrix Experience, Led Zeppelin, King Crimson и Jethro Tull. Техника аранжировки, используемая всеми этими группами, заключается в акценте на гитарных и басовых фигурах, играемых в унисон, и "Wicked World" создана из устойчивой последовательности мощных риффов, исполняемых синхронно Айомми и басистом Гизером Батлером.
Свидетельством творческого гения Айомми является секция интерлюдии, которая начинается в 2:15 с необычных аккордовых арпеджио, удвоенных, проигрыванием задом наперед, за которым следует гитарное соло Айомми без сопровождения остальных.
"Black Sabbath" (1970)
Рифф, с которого все началось. Диссонирующее, навязчивое и просто пугающее начало – это было заявление Айомми о миссии Black Sabbath. С дьявольским пониженным тритоном гитары, преследующим медленным темпом и пугающими текстами о сатане, "Black Sabbath" является эпицентром жанра, который стал позже известен как хэви-метал. В то время, как множество других потенциальных хэви-металлистов выступили перед ним, Black Sabbath переосмыслили искаженные блюзовые риффы гитары и наполненные любовью тексты своих предшественников и представили новый мрачный, угрожающий и злой звук. Айомми вспоминал:
"Однажды мы были в репетиционном зале, и я придумал этот рифф. Мы все оценили: "Черт возьми! Это действительно другое! Этот рифф указал нам направление, в котором как мы думали, мы должны двигаться. Мы хотели заниматься своим делом, и это было то, что никто не пробовал раньше".
Мик Бокс из Uriah Неер:
"Впервые я услышал эту песню "живьем" в клубе "Marquee" в марте 1970 года. После первых звуков бури, проливного дождя и церковных колоколов Тонни Айомми обрушивает на вас такой мощный рифф, от которого по спине бегут мурашки. Песня просто невероятно тяжела. В последней трети добавляется фирменный быстрый рифф Айомми, а заканчивается песня темой болеро. 6 минут и 17 секунд подлинного зла и нестоящей гениальности".
"Iron Man" (1970)
Хотя трек, возможно, более известен яркими текстами Осборна, описывающими действительно выдающегося персонажа, похожего на супергероя, чем был бы "Железный человек" без его основного риффа? Работая в тандеме с вокалом Оззи, Айомми устраняет все возражения на этом классическом треке. В свое время "Iron Man" предстал одним из ярчайших и впечатляющих номеров из альбома 1970 года "Paranoid". Хотя песня и достигла лишь 52-го места в чартах "Billboard Hot 100", неоспоримо её влияние не только на звучание группы, но и на все последующее развитие рок-музыки. Не зря же телеканал "VH1" оценивал ее как "величайшую хеви-металлическую песню всех времен".
Хотя авторами "Iron Man" значатся все четверо музыкантов Black Sabbath, песня, как это часто и бывает, выросла из начального риффа Тони Айомми, сыгранного на "Monkey 1965 Gibson SG Special". Как вспоминал Оззи Осборн:
"Когда я услышал этот рифф, то заметил: "Звучит, словно "Железный человек" ходит где-то рядом".
Тони Айомми объяснил какого эффекта он хотел добиться:
"Для вступления "Iron Man" я хотел бы нечто такое, что звучало бы по-настоящему ужасно".
Общеизвестно признание Фрэнка Заппы, сделанное им в 1978 году:
"Мне нравится Black Sabbath. Это просто фантастика. Вы шутите? "Iron Man"! Да это произведение искусства!"
"Paranoid" (1970)
В 2004 году Гизер Батлер назвал самую известную песню Black Sabbath "запоздалой мыслью". И что это за великолепная запоздалая мысль: взрыв продолжительностью в 2 минуты и 53 секунды тяжелого рока, обернутого жестким риффом Айомми, который, по-видимому, предвосхищает всё, начиная от панка конца 70-х и до спид-метала начала 80-х.
Хотя было бы натяжкой ассоциировать Black Sabbath с панк-движением, которое возникло менее чем через десять лет после их дебюта, "Paranoid", безусловно, обладает многими характеристиками жанра, создавая почву и для прото-трэша. Агрессивный и наполненный настроем рифф Айомми задает тон этой плоской, напряженной, но мучительно короткой классике Sabbath.
Сегодня "Paranoid" является одной из самых узнаваемых и знаменитых песен в рок-н-ролле, исполненной повсеместно: от Букингемского дворца (Осборн и Айомми в 2002 году) до празднования 25-й годовщины "Зала славы рок-н-ролла" в Мэдисон-Сквер-Гарден, где Оззи присоединился к Metallica на сцене.
"Supernaut" (1972)
Пятая песня в трек-листе их четвёртого студийного альбома "Black Sabbath Vol. 4", выпущенного в 1972 году, "Supernaut", предположительно, была задумана как демонстрация концертных барабанных соло Билла Уорда. Тем не менее, песня стала давним фаворитом, в основном из-за чудовищного риффа Айомми. Плотный и упругий, он соответствует невероятной ударной силе Уорда, удар за ударом. Песня одновременно тяжелая и забавная, отчасти управляемая шипящим узором хай-хэта, странно похожим на вступление Исаака Хейса "Theme from Shaft".
Яростно фанковая, с врывающимся в уши риффом Айомми, песня представляет собой суперзаряженное звучание одаренной группы в расцвете сил. В интервью для журнала "Q" Джефф Бек назвал рифф "Supernaut" своим любимым, наравне с риффом песни Нейла Янга "Cinnamon Girl". Фрэнк Заппа и Джон Бонэм также называли "Supernaut" в числе любимых песен.
"Under the Sun/Every Day Comes" (1972)
Sabbath заканчивают запись альбома "Vol.4" этим трактатом Оззи об уверенности в себе. Независимо от того, поддерживаете ли вы его идею взаимопомощи, эта "закрывашка" совершенно убедительна с её пыхтящим риффом и экзотическими гитарными партиями, не говоря уже о его сокрушительном ритме. Титанический рифф Айомми на этом треке может заставить вас подумать, что название является отсылкой к взрыву солнца. Его стремительный темп и склонность к драматизму отражают не только скорость трэш-метала, но и театральность симфонического металла.
"Sabbath Bloody Sabbath" (1973)
Помимо того, что это один из самых культовых треков Black Sabbath в целом, "Sabbath Bloody Sabbath" на самом деле содержит множество классических риффов Айомми. В то время как рифф куплета покачивается и неуклюже продвигается вперед, припев исследует более джазовую сторону Айомми.
Но все это лишь разминка перед центральным элементом песни, сокрушительной частью "Where can you run to?", которая построена вокруг, возможно, самого тяжелого риффа в каталоге Sabbath и безошибочно задает шаблон для последующих десятилетий метала.
В основе песни лежит рифф, который впоследствии назвали "рифф, который спас Black Sabbath". Тони Айомми однажды признался, что "Sabbath Bloody Sabbath" создавалась в "жутком старом подземелье" в замке в Уэльсе, и это, безусловно, звучит так же:
"Мы сняли это место в глуши, чтобы начать писать, и мы настолько запугали друг друга, что ночью уехали домой! Но эта атмосфера позволила мне выбраться из творческого кризиса. Как только мы начали работать, первой у меня появилась песня "Sabbath Bloody Sabbath". В первый же день. И я воскликнул: "Чёрт побери!""
"Symptom of the Universe" (1975)
Песня вошла в шестой студийный альбом группы "Sabotage". Первые четыре минуты "Symptom of the Universe" – это поистине зарождение трэш-метала. В нем есть все квинтэссенционные музыкальные элементы трэша, включая диссонанс с уменьшенным трезвучием, интервалы в полтона, маниакальную барабанную дробь и вокальное исполнение, в котором Осборн звучит как одержимый демоном.
Наряду с "Paranoid", "Symptom of the Universe" стала одной из самых влиятельных песен в рок-истории, указавшей сразу на несколько дальнейших ветвей развития рока: трэш, спид-метал, гитарный индастриал Ministry, маниакальный альт-рок Butthole Surfers, сладжевый гранж Soundgarden. Согласно проведённому в 2018 году журналом "Metal Hammer" опросу среди музыкантов, рифф из "Symptom of the Universe" занял 1-е место и получил статус "Величайшего риффа всех времен".
"Heaven & Hell" (1980)
Песня "Heaven & Hell" с одноимённого альбома громко и с гордостью объявила о начале новой эры для Black Sabbath, в которую не входил их знаменитый сооснователь, – эры Дио. Окончательное расставание "великого и ужасного" Оззи с Black Sabbath казалось невосполнимой потерей для тяжелой музыки. Невозможно было представить культовую группу без харизматичного фронтмена.
Но его бывшие коллеги, пригласив на роль вокалиста Ронни Джеймса Дио, порадовали фанатов не менее крутой студийной работой – "Heaven and Hell". Хотя его продюсирование немного более приветливое, чем материал Sabbath эпохи Осборна, Айомми звучит так же свирепо. Вступительный рифф к этому треку – звук открывающихся шлюзов.
"Heaven & Hell относилась к периоду, где были Ронни, я и Билл. Ронни просто пёр вперед на басу, ненадолго заменив Гизера, так что я мог добавить к этому рифф. А потом я пригласил Джеффа Николлса (бас-гитариста), и он продолжал играть рифф, пока мы собирали песню воедино. В основном это было просто исполнено под барабаны Билла. И я сразу же придумал этот рифф".
"Neon Knights" (1980)
"Neon Knights" была последней песней, записанной музыкантами для их альбома "Heaven and Hell". Агрессивный скорый рифф Айомми галопом гонит кюмпозицию вперёд с первого такта. Песня отличается по темпу от остальных на альбоме, потому что, по словам Айомми, "мы чувствовали, что нам нужна быстрая песня вроде этой, чтобы сбалансировать более медленные песни альбома":
"Я думаю, это было сделано в Джерси. Мы отправились на острова Джерси – на обратном пути из Америки. Я вернулся в Англию слишком рано, и мне нужно было срочно убираться отсюда. Потому что мой бухгалтер сказал: "Убирайся! Ты вернулся слишком рано – просто сходи куда-нибудь". Я спросил: "Ну, и куда же я собираюсь пойти?" Он ответил: "Просто иди куда угодно. Просто убирайся из страны!" Итак, я сел на первый рейс неизвестно куда, и так получилось, что это были острова Джерси. Я поехал туда на две или три недели или около того и остановился в отеле.
Мне пришли в голову идеи для "Neon Knights", и в итоге мы отправились в Париж, потому что я не мог снова вернуться в Англию. И все приехали в Париж – Ронни, Билл и Гизер, – и в итоге мы воспользовались студией в Париже и записали Neon Knights".
"The Mob Rules" (1981)
Авторами песни являются Дио и Айомми хотя, в силу традиции, авторские права даны так же Батлеру. Благодаря более оперным обертонам Ронни музыка Black Sabbath приобрела более манерный, гимнообразный оттенок. Вступительный рифф к "The Mob Rules" – это почти... весело!
Не смотря на то, что тексты Дио по-прежнему сосредоточены на темной стороне человечества, здесь есть легкомыслие, которое Айомми отражает во вступительном риффе песни. Хотя это, безусловно, было по-другому, композиция показала, что Айомми всегда был разносторонним и готовым повести Sabbath на неизведанную музыкальную территорию. Как он вспоминал:
"Это было сделано в Лондоне. На самом деле это было сделано в доме Джона Леннона. Мы записали её там в его студии – первоначальную версию (песня была записана два раза). Мы использовали оборудование, которое там было – думаю, я использовал "AC30", Гизер использовал басовый усилитель, который там был, а Винни установил свои барабаны в коридоре дома. Итак, у нас были микрофоны по всему дому в разных комнатах.
Мы написали песню в комнате, где Джон Леннон снимал клип "Imagine" – в той белой комнате с пианино. Именно там это было написано, а потом мы закончили тем, что записали это и в разных комнатах.
Но когда мы записывали альбом "Mob Rules", мы сделали другую версию – потому что Мартин Берч хотел перезаписать песню, так что всё в том же духе, всё в том же блоке. Потому что Мартин Берч не был оригинальным продюсером – в то время мы использовали инженера Джона Леннона.
Использование тремоло в риффе было очень необычно для меня – потому что я никогда раньше им не пользовался. Очевидно, что в наши дни им пользуются все. Я не очень хорошо разбираюсь в таком – это была просто бомба. Вот и всё. Я думаю, что в то время у меня была проблема с тремоло".
☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!
➤Другие статьи подобного рода: