Реальная жизнь сегодняшних младших школьников похожа на плохое кино про шпионов. Их прослушивают с помощью их же мобильных телефонов, за каждым шагом следят смарт-часы и другие гаджеты... До каких масштабов разрослась эта новая реальность, чем хороша, а чем опасна цифровая слежка — обсуждали на семинаре Центра исследований современного детства.
НАС ВЫНУЖДАЮТ СЛЕДИТЬ
Исследования независимых перемещений детей по городу занимают особое место в урбанистике. Ученые уже доказали, что освоение ребенком городского пространства и прогулки без взрослых развивают социальные и познавательные навыки, а также хорошо сказываются на психологическом здоровье и самостоятельности. Но с появлением «умных технологий» о независимости этих перемещений можно говорить только с большой натяжкой. Родители могут не просто дистанционно следить за маршрутом ребенка, но и тайно его подслушивать, и всё это — с целью заботы о безопасности.
На семинаре Центра исследований современного детства обсуждали использование смарт-часов и приложений, отслеживающих перемещение ребенка. Пока практика смарт-контроля не стала нормой, этические вопросы стоят остро: одни шаги в области цифровой слежки признаются необходимыми, а другие осуждаются. Родители остро реагируют на сигналы, которые им посылают общество и городская среда. Можно даже сказать, что слежку им навязывают: «Я забочусь о своем ребенке (по факту, контролирую)» — это социально одобряемая модель поведения.
ПРИМЕТА МЕГАПОЛИСА
Согласно исследованию доцента Волгоградского государственного университета Елены Лактюхиной, городское общество не приемлет детского шатания по улицам и самостоятельного освоения ребенком городских пространств. Среда мегаполиса как будто не оставляет родителям выбора: присмотр за ребёнком через смарт-устройства становится необходимостью. Мельчайшие детали мобильности ребенка теперь контролируются и оцениваются.
«Районы с плотной высотной застройкой, где в одном доме живет тысяча людей, где анонимная среда и многополосные дороги рядом с домами — на такие особенности указывают родители, покупающие детям смарт-часы»
Елена Лактюхина, доцент кафедры социологии Волгоградского государственного университета.
А вот в небольших городах или на селе смарт-контроль не прижился — в нем нет необходимости: родители легко отпускают детей гулять, у детей больше свободы.
КРИЗИС ДОВЕРИЯ И АГЕНТНОСТИ
Смарт-контроль может подорвать доверие в семье. Пока мама с папой радуются, что ребёнок теперь идет из школы не два часа, а 15 минут, дети придумывают «хакерские» тактики ухода из-под родительского контроля.
«С одной стороны, мы для своих детей хотим субъектности, агентности и самостоятельности, а с другой — мы их тотально контролируем, парадокс»
Александра Бочавер, директор Центра исследований современного детства.
И ДАЖЕ ОТ ТРЕВОГИ НЕ ПОМОГАЕТ
Красной нитью через исследование проходит связь сверхценности детства с родительской тревогой. Сокращение рождаемости повышает ценность детства.
Чем больше ценности родитель придает своему ребенку, тем больше страх его потерять и тем больше соблазна отвлекаться на разные приложения, связанные со снижением этой самой тревоги.
«Такие приложения дают фантомное излечение от тревоги. Если ты увидел, что твой ребенок пошел в гаражи или тусуется на берегу речки вместо школы, ты ничего с этим не сделаешь. В общем, это средство от тревоги — не такое эффективное, каким хочет казаться»
Александра Бочавер, директор Центра исследований современного детства
СЛЕДИТЬ ИЛИ НЕ СЛЕДИТЬ?
И всё же, смарт-трекинг — это хорошо или плохо? Елена Лактюхина предлагает пока воздержаться от оценок происходящих изменений. Маршрут взросления изменился, а наши оценки основаны на старых представлениях о том, что лучше для ребенка.
«Если бы мы пытались ответить на вопрос, стоит или не стоит использовать смарт-трекинг, мы бы перестали быть социологами. Социология — не нормативная наука, и нам так нельзя делать — это не наши методы»
Елена Лактюхина, доцент кафедры социологии Волгоградского государственного университета.
Семинар проведен при финансовой поддержке Вышки в рамках проекта «Развитие автономии и самостоятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста» («Зеркальные лаборатории»).
Подготовил Константин Горчаков
Видеозапись семинара доступна по ссылке