В открытое окно врывался удушающий запах сирени. Под окном рос огромный куст сирени, и в другое время его аромат радовал девушку. Но не сегодня. Лида устало закрыла каталог нового поступления товаров в магазин. Стопка книг лежала тут же на столе.
Уже несколько лет она трудилась экспертом в крупном магазине антиквариата. Иногда в лавку попадали действительно редкие вещи, и ее задача была дать оценку. Раз в полгода к ним приезжал пожилой мужчина и привозил разные вещи. Он ездил по всей стране в поисках редкостей. Выкупал их и привозил к ним. В ассортименте магазина были и предметы мебели, интерьеров, различные безделушки, личные вещи и украшения. Бизнес процветал.
Вчера он привез несколько безделушек, пару шкатулок и двух кукол. Одна из кукол родом из 50х прошлого столетия, а вот другая настоящее произведение искусства. Весь день она изучала куклу, а дома просматривала каталоги и книги. Лида в свое время окончила институт культуры, и постоянно повышала свой профессиональный уровень. Она почти пятнадцать лет оценивала предметы старины для аукционов, магазинов и для частных лиц. За все годы работы Лида ни разу не встречала такой куклы. В магазине, где она сейчас работала, были куклы, и в том числе старинной работы.
Эта кукла отличалась от других. В высоту около полуметра, тело из композитного материала, голова выполнена из «бисквитного» фарфора. Ярко раскрашенное лицо, приоткрытые губы. В первую очередь Лиду удивили волосы. Т что они сделаны из натуральных волос ее не удивило, так в то время и делали. Но волосы были не париком, а словно росли из головы куклы. И у нее были ресницы, тоже натуральные. У куклы закрывались глаза, что и насторожило Лидию. По первоначальной оценке она определила 1880 год и могла бы даже назвать и мастерскую, если бы не глаза. В то время еще не делали механизм в таких куклах. И клейма мастера на кукле нет. Хотя в то время клеймо было обязательным. Возможно, куклу сделали на заказ. Одежда в превосходном состоянии.
- Как успехи? – спросил ее владелец магазина Глеб Михайлович. – я тоже осматривал куклу, она явно дорогая. Так что Лидса, заканчивай поиски и дай оценку, думаю покупатель быстро найдется
- Я бы не спешила. Дайте мне еще немного времени. Ее нужно изучить подробнее. Что-то с ней не так – ответила Лида.
- Поторопись. Это просто старинная кукла. И ей пора на витрину!
Глеб Михайлович дал ей неделю для окончательной оценки куклы, и Лида погрузилась в работу. Она засиделась до полуночи в кабинете изучая старые книги и фотографии. В одной из книг по антикварным куклам, созданным во Франции в 19 веке она увидела похожую куклу. Фабрика кукол Жима славилась дорогими куклами. Были потоковые модели кукол и штучные экземпляры, которые выполнялись лучшими мастерами кукольниками фабрике. У таких мастеров было свое клеймо и им позволялось его ставить на куклах. Лида нашла в старом каталоге антикваров эту куклу. История была странная.
Куклу создал Жорж Жюмо, брат основателя фабрики, для своей дочери. Куклу назвал Ева и подарил ее дочери Бриджит. Девочка сильно болела с раннего детства. Она очень привязалась к кукле, спала с ней, везде с собой брала. Кукла была весьма похожа на маленькую хозяйку. Через несколько лет после создания куклы девочка выздоровела. А вскоре в их доме произошел пожар, ее родители погибли, Бриджит же унаследовала долю отца в бизнесе. Дядя забрал девочку на воспитание. Через год и в этом доме случился пожар. Выжила только Бриджит и ее двоюродный брат. Череда несчастий преследовала Бриджит. Кукла была всегда с ней. Далее следы Бриджит теряются на несколько лет. Фабрика разорилась, ее перекупили. Бриджит вышла замуж и вроде бы имела троих детей, один из которых стал кукольником. А вот следы куклы затерялись. Репутация у нее была не очень, ходили слухи, что она приносит несчастья и болезни. Кукла исчезла и больше ее никто не видел, ее считали утерянной. В какой-то степени эта кукла была эксклюзивной, созданной в единственном экземпляре.
Лида настолько погрузилась в изучении описания куклы и ее истории, что не заметила, как время подошло к полуночи. Во всем здании стояла тишина, только звук кулера слышен. В зале раздался какой-то царапающий звук и звон разбитого стекла. Свет замигал и погас. Лида испугалась. Она совсем одна в здании, охрана на выходе в своей каморке. Взяв фонарик, Лида вышла из кабинета. В коридоре она встретила охранника Славу.
- Снова вырубили свет. Иду посмотреть, что там звенело. – пояснил он.
- Я с вами, а потом поеду домой.
Они прошли в главный зал. Все витрины были целыми и закрытыми, кроме одной. В отдельной витрине за разбитым стеклом стояла эта кукла Ева. На секунду Лиде показалось в свете фонаря, что кукла пошевелилась. Бред. Игра теней. Интересно, почему лопнуло стекло? Никого, не найдя в зале, охранник проводил Лиду до выхода и запер дверь.
Всю ночь Лиде снились кукла, как будто Ева сидела у нее на кровати и смотрела нарисованными глазами на нее спящую. А потом кукла моргнула. С криком Лида проснулась, в комнате никого не было. Позавтракав, она поспешила на работу. Лида сейчас жила одна, ее муж работал вахтой и приезжал домой раз в полгода.
У здания магазина стояла машина скорой помощи и несколько полицейских машин. Их директор разговаривал с полицейским. Глеб Михайлович был бледен и казалось, сейчас упадет. В здание ее не пустили, и она подошла к стайке продавцов.
- Ужас то какой! Такой молодой! – шептались девушки.
- Что случилось? – спросила Лида.
- Славика, охранника убили. Там кровь по всему залу. Он то вчера один дежурил, его напарник не вышел. Говорят, что ничего не пропало, а его как через мясорубку пропустили.
- А как же он забрался в здание? Сигнализация не сработала? —спросила она.
- То то и оно, что сработала, но позже. Дверь заперта была, изнутри. Ни следа там.
- Откуда столько сведений?
- Следователь Глебу рассказал, а мы случайно услышали.
Лида ухмыльнулась. Ну да, случайно уши развесили. Позже ее тоже допросили, она ведь последняя уходила из сотрудников. Лида рассказала о шуме и разбитом стекле. Директор всех отправил по домам, так как магазин в ближайшие дни не откроется. Лида уговорила директора разрешить взять куклу для изучения. Он разрешил. Лида прихватила из кабинета книги и с куклой поехала домой.
Вечером к Лиде зашла в гости приятельница, историк искусствовед Марина. Они вместе учились, подружились. Иногда помогали друг другу по работе.
- Какая жуткая кукла! – воскликнула Марина. – ты бы осторожней с ней. Она странная.
- Да знаю. В ней много странного, например то, что по легенде она приносит беды. Она вообще считалась утерянной. – ответила Лида
- Откуда она взялась? В Царской России были конечно французские куклы, их привозили из Парижа. Такие куклы стоили очень дорого. Я как-то читала курс по теме старинный лекций – рассказывала Марина.
- Ее привез наш постоянный поставщик Федор. Где он ее взял предстояло выяснить. На ней нет клейма. Вот, что странно.
- Такое возможно. Если это действительно та Ева, и создана Жоржем Жюмо. Хотя – Марина задумчиво смотрела на куклу. – Ты ее раздевала?
- Да, тело из композита. Это странно.
Марина принялась раздевать куклу. Тщательно осмотрев ее, Марина нашла крохотное клеймо на шее, у кромки волос. Его без лупы не увидишь, а Марина его нащупала. Переплетенные буквы J. Это действительно была та Ева.
Они еще немного посидели, обсудили происшествие и куклу, и Марина заторопилась домой. Она не стала говорить Лиде, что он куклы очень плохая энергия идет, от нее откровенно ужас берет.
Лида одела куклу и усадила ее в кресло, а сама прилегла на диван перед телевизором. Она лежала и смотрела какой-то документальный фильм, как мигнул свет. Вдруг канал переключился на другой. Странно. Она переключила обратно и не успела положить пульт, как каналы стали переключаться сами по себе. Лида от ужаса замерла, потом медленно встала и выдернула шнур из розетки. Телевизор выключился. Она ушла на кухню выпить воды, а то от страха у нее руки ходуном ходили. Из гостиной раздался голос ведущего шоу на первом канале. Лида медленно вошла в комнату и остолбенела. Выключенный телевизор транслировал шоу. Она перевела взгляд на куклу. Ее не было в кресле.
Пятясь спиной, Лида вернулась в кухню. Неужели все правда и легенды не врут?! Она лихорадочно думала, что же делать. Уничтожить куклу? Она стоит огромных денег, директор вряд ли ее по голове погладит. А с другой стороны, кукла убийца, на ее счету много жертв в прошлом. И вот теперь охранник.
Лида обыскала квартиру, но куклы не было. Она проверила замки, окна, выключила электроприборы. Ночь она толком не спала, решив с утра найти поставщика. Надо узнать, откуда он ее притащил.
Когда утром Лида открыла глаза, не смогла сдержать крик. Кукла сидела в ее ногах. Казалось, кукла исподтишка за ней наблюдает. Она заперла ее в ящике и уехала по делам. В разговоре с Глебом она его уверила.что почти закончила оценку и скоро они ее выставят на продажу. Тот обрадовался, и даже не спросил, зачем ей телефон поставщика.
Поставщика звали Федор, почти сорок лет он занимался поиском антиквариата. И вот, сейчас к нему пришла эксперт, заговорившую о той кукле. Сначала он не хотел ей ничего говорить, а потом посмотрел ей в глаза, было в них что-то такое.
- Я нашел ее, как ни странно, в глубинке. В небольшом городке есть музей, там то он ее и увидел. Кукла когда принадлежала семье местных купцов, потом мор скосил семейство и кукла попала в другую семью. – рассказывал Федор
- И? Там тоже кто-то умер? —уверенно спросила Лида
- Да. Умерла хозяйская дочка. Она куклу с рук не спускала. – Федор тяжко вздохнул – В семье бабка еще была, говорят ведьмой была, так вот она сказала, что кукла порождение зла. В ней запечатана нечистая сила, демон. И вот он вырвался. На бабку мало обратили внимания, но после смерти девочки куклу пытались сжечь.
- Не вышло?
- Сама видишь, не вышло. Кто ее нашел позже, не знаю, в музее она хранилась в запасном фонде и в принципе никому не была интересна. Работники музея ее никогда не выставляли, они ее откровенно боялись. Это все я узнал вчера, когда позвонил в музей. То-то они с радостью мне ее за копейки отдали. Ты же понимаешь ее реальную стоимость? Я как узнал, про охранника, так сразу и подумал на нее. Где она?
- У меня дома – тихо проговорила Лида
- С ума сошла? – закричал Федор
- Я откуда знала. Точнее я уже знала ее историю, но не поверила. А вчера она меня до смерти напугала – сказала женщина
- Она не отстанет, ты ее новая хозяйка. – с сожалением проговорил он.
- Вы много знаете, может и тут поможете. Должен же быть способ – с мольбой спросила Лида. Она боялась возвращаться домой.
- Уничтожить ее почти невозможно. Ты права, я многие годы занимался не только антиквариатом, но и оккультными науками. Куклы часто фигурируют в легендах. Ты ведь видела ее необычные волосы. Думаю дело в них, Жорж при изготовлении куклы видимо пользовался не только обычными материалами. Она уцелела на стольких пожарах, ее словно что-то охраняет. Удачи тебе!
Расстроенная Лида поехала домой. Первым делом она проверила куклу. В ящике ее не было, она нашлась на подоконнике в кухне. Кукла казалась ухмыляться и подглядывает. Все легенды оказались правдой. Она слышала много историй не только про куклы, но и про разные проклятые предметы. Эти слухи курсировали в ее среде, она им мало верила, а вот теперь жалела, что половину пропустила мимо ушей.
Видимо днем кукла бессильна, можно попробовать завтра, сейчас уже поздно. За спиной раздался смех. Хриплый и неявно не детский. Лида обернулась. Кукла стояла и смотрела на Лиду. В этот момент горло женщины сдавило, она не могла дышать. Невидимая сила душила ее, внутри все болело, она почти потеряла сознание. Последнее, что увидела Лидия, склоненное над собой нарисованное лицо куклы.
Медленно открыв глаза, Лида села на полу. Так, она в кухне у себя дома, а где же кукла? В квартире царил беспорядок, кукла сидела в кресле. Она взяла ее и вернулась на кухню. Солнце било в окно, падая на лицо кукле. Под лучами солнца оно не казалось ни красивым, ни ярким, скорее страшным и выцветшим. Она перекрестилась и взяла в руки ножницы.
Сначала она воткнула их в спину кукле. Нужно лишить ее силы. Весь вчерашний вечер она специально не думала об этом, чтобы Ева не прочитала ее мысли. Федор все же рассказал ей еще одну легенду, как убить куклу.
Ножницы вошли словно в масло. Потом сломала ей руки и ноги. Лицо куклы исказилось до неузнаваемости, на нем застыла ненависть. Последними она отрезала ей волосы. К ужасу Лиды, отрезанные волосы шевелились как живые. Женщину обуял такой ужас, что она, едав соображала, что делает. Трясущимися руками она сложила останки куклы вместе с одеждой в железный таз и подожгла. Кухню окутал едкий дым, как будто горел труп падали. В голове женщины стоял дикий детский крик, но она не остановилась. Фарфоровое лицо от огня опалилось и превратилось в маску ненависти. Кукла сгорела дотла. Собрав пепел в пакет, Лида отвезла его на кладбище и закопала в безымянной могиле. Она не хотела, чтобы о Еве вообще остались воспоминания.
Через несколько дней она вышла на работу. Директор долго кричал и грозил всеми карами за утерю куклы. Лида со слезами сообщила директору, что ее украли, когда она ехала в автобусе. Версия смешная, но она особо врать не умела. В общем то в наказание директор лишил ее премии. Ему такой специалист нужнее, чем кукла. Тем более что Федор заявил, что та кукла всего лишь подделка и не представляет ценности. С Лидой Федор иногда встречались в кафе и обсуждали работу.
Легкая прядка волос подхваченная сквозняком вылетела на кухню в тот день. Лида не заметила этого.
На пороге роскошного особняка в пригороде сидела красивая старинная кукла. Она слегка улыбалась, поджидая новую хозяйку.