Помните пословицу «Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок»? Ложь в данном случае — это не что-то плохое, а просто вымысел, фантазия, которая при этом тесно связана с действительностью своими образами, мотивами, идеями. Сказка — это народная мудрость, передающая знания о мире, о поступках людей и их последствиях, отражение культуры и обычаев того места, где она была создана. Сказки объясняют, как решить типичные проблемы во взаимоотношениях, как правильно поступить в той или иной ситуации, это один из лучших учебников жизни!
У сказки есть и ещё одно прекрасное свойство, она не только учит и воспитывает, даёт знания, она ещё и лечит! И это её качество давно и успешно используется в психологии. При этом терапевтическая сказка доступна не только специалистам, но и родителям, которые хотят помочь своим детям стать счастливее.
Как это работает? Сказкотерапия проводит параллели между вымышленное реальностью и действительностью, помогает ребёнку увидеть свою проблему и пути её решения со стороны, без давления, или назидания. Основной принцип метода — грамотное развитие личности ребёнка, забота о его душевном равновесии, необходимый эмоциональный опыт, поддержка и утешение.
Сказка – лекарство не только полезное, но и захватывающее. Такой метод помогает разговорить даже застенчивого ребёнка, обнаружить и исправить внутренние психологические конфликты у детей и взрослых, увидеть скрытые страхи и понять, какая проблема нуждается в коррекции.
Сказкотерапия это:
- грамотное «проигрывание» болезненной ситуации из жизни ребёнка;
- возможность разрешить конфликты (или найти пути их решения) без споров и выяснения отношений;
- эмоционально-поведенческая коррекция;
- помощь в адаптации (в классе, среди взрослых и т.д.);
- налаживание контакта с ребёнком, возможность донести до него свою точку зрения, ценности и знания;
- развитие фантазии;
- весёлое совместное времяпрепровождение.
Но действовать нужно осторожно и с умом! Для этого вам понадобится проводник-помощник и мы ответственно рекомендуем вам книгу филолога и педагога, сертифицированного сказкотерапевта Литы Ли «Мам, расскажи сказку».
Почему Лита и книга сделают вас и вашего ребёнка счастливее?
Написано так, как и нужно писать книги для родителей: материал объясняется одновременно очень доступно и подробно, со схемами и дополнительными пояснениями для тех, кому интересно знать все-все нюансы. Однако в книге нет ничего лишнего — при небольшом объёме у автора получилась максимально ёмкая и полезная книга-инструкция в формате «бери и делай». Эта книга не из тех, что покупают и никогда не дочитывают.
Вот несколько полезных советов по сочинению терапевтической сказки из книги Литы Ли.
Ты — главный герой
Если вы сочиняете сказку для своего ребёнка, очень важно, чтобы герой находил у него эмоциональный отклик, был близок и понятен. Ведь по-настоящему прожить историю вместе с героем получится только в том случае, если мы «соединяемся» с ним — сочувствуем ему, сопереживаем. Здесь взрослым, сочиняющим такую сказку, помогут две вещи: внешнее и внутреннее сходство ребёнка с героем. Внешнее сходство предполагает совпадение пола, близость возрастов, схожая внешность, созвучие имён. А внутреннее сходство — это созвучие чувств, близость характеров, семья, место жительства и благосостояние…
При этом ребёнку очень важно чувствовать родство с героем, в то же время не сливаясь с ним полностью. Герой будет проводником ребёнка, но не им самим (ребёнок всегда больше, чем герой). Поэтому, например, не стоит называть героя в точности так, как зовут вашего малыша. Сказка — это своеобразный буфер между психикой и реальностью, который защищает, смягчая негативные эмоции. Такой слоёный пирог (реальность — сказка — психика) даёт возможность прожить историю вместе с героем, но сделать это безопасно.
Как правильно «построить» сказку?
Начиная сочинять сказку для своего ребёнка, помните, что хорошо бы с первых же слов захватить внимание вашего маленького читателя или слушателя и помочь ему погрузиться в мир сказки. Как это сделать?
Опишите сказочную реальность, задействуя три канала восприятия:
✔️ визуальный (зрительные образы, свет и цвет);
✔️ аудиальный (звуки, интонации);
✔️ кинестетический (физические ощущения).
Допустим, герой вашей сказки — зайчонок, а место действия — лес. Начните с описания леса, в котором будут картинки, звуки и телесные ощущения.
Например: «В одном большом-большом лесу жил маленький серый зайчонок. Лес был очень старым, и в нём росли хмурые ели — такие высокие, что из-за них даже днём было темно. По ночам они о чём-то громко скрипели между собой. Только совы с большими жёлтыми глазами понимали их язык. И глухо ухали в ответ. Слыша это, зайчонок ёжился от страха и покрепче прижимался к тёплому пушистому боку мамы-зайчихи. Мама пахла так уютно, что зайчонок вскоре успокаивался и сладко засыпал».
Но это ещё далеко не всё…
Не навреди!
Сочиняя сказку для своего ребёнка, важно помнить о технике безопасности.
Пять основных правил
- Следуйте структуре волшебной сказки (подробная структура есть в книге, но если кратко, это — экспозиция, завязка (проблема), выбор героя, развитие действия (препятствия), кульминация (помощь и преодоление) и развязка (трофей). Меньше перечисленных шести этапов никак нельзя! Больше — можно.
- Дописывайте сказку до конца. Если кратко, незаконченная история — незакрытый гештальт. Не играйте в эту игру со своим ребёнком.
- Трижды напомните себе про хеппи-энд. Без хэппи-энда в личной сказке никак! Это ведь и есть терапевтическая польза!
- Не забывайте про слоёный пирог (реальность — сказка — психика).
- Обращайте внимание на свои слова. Будьте осторожнее с обзывалками, с ситуациями, когда главного героя унижают и так далее. Очень аккуратно выбирайте выражения: если ваша сказка терапевтическая.
Полную инструкцию о том, как правильно сочинять сказки для своего малыша, так, чтобы была польза и чтобы не навредить ребёнку, читайте в книге Литы Ли «Мам, расскажи сказку».