Найти тему

ПОВТОРИ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ

Человек вырастает в человека через копирование. Вспомните ваших детей. Как вы их учили есть, улыбаться, ходить, произносить звуки, потом слова. И так во всем. Художник вырастает в художника через копирование.

Но есть нюанс.

Тут можно идти разными путями, каждый из которых по-своему хорош и имеет право на жизнь.

Погружение внутрь себя

Китайские мастера, да вы наверняка знаете, достигали мастерства путем бесконечного повторения одного и того же элемента до тех пор, пока он не приобретал свою уникальную совершенность. Бесконечное повторение одного и того же давало возможность художнику расслабиться, войти в творческое состояние, выключить мозг и идти за движением и внутренним зрением. Постепенно подмастерье учился за беспорядочными мазками и линиями видеть проявляющееся целое. Дополнять его. Мастерство достигалось тогда, когда пара линий или пятен уже превращались в произведение.

Расширение

Европейские художники изучали материю. В мастерских копировали сначала природу, детали. Наблюдали за каждым листиком, травинкой. Научившись повторять природу, изучив строение человека, законы перспективы, пропала необходимость досконально повторять ее нюансы. Тогда в мастерских ученики начали копировать Мастеров. Осваивали разные приемы в живописи для того, чтобы найти путь к своему.

Иногда ученики достигали успеха, но иногда так и оставались на всю жизнь на вторых ролях.

Стань тем, что делаешь VS стань тем, как ты делаешь

Но, так или иначе и те и другие изучали природу.

Китайцы (восток) изнутри. Познавая глубинную суть. Европейцы (запад) изнутри. Познавая материю как качество, которое можно использовать.

Эта разница собственно и определила первичную задачу для чего писалось то или иное произведение.

Но я ушла немного в сторону. Так или иначе, копируя образчик, ученик усваивает основы мастерства. И я на этой стезе не исключение.

Копируя разных мастеров (да, да, двигалась вширь, по западному образцу) я поняла интересную вещь. Примитивные рисунки, например, наскальную живопись или первые рисунки деревьев, где художник еще не был точен фотографически, копировать для меня оказалось в разы сложней.

Суть в том, что не умея рисовать профессионально, не зная приемов, художник полагался на свое внутреннее чутье. И в линии, и в пятне, и в цвете. И еще полагался на чувство прекрасного, которое у древнего художника проросло внутри и заставило его взять в руки кисть или карандаш.

Разносчица. Копия с картины Жана-Батиста Шардена. Маша Ка
Разносчица. Копия с картины Жана-Батиста Шардена. Маша Ка
Стол и стулья. Копия с картины Андре Дерена. Маша Ка.
Стол и стулья. Копия с картины Андре Дерена. Маша Ка.

Если человек талантлив, возникает вопрос меры и возможностей. Ведь иной настолько талантлив, что успешно освоив массу инструментов, потом теряется и перестает чувствовать свою индивидуальность.

Даже не так. Иной так талантлив, что освоив успешно массу инструментов, легко использует те или иные непосредственно под индивидуальную задачу. А задач (задумок/идей) так много, что часто специалисты теряются в догадках, про кого/или кто этот художник.

Так произошло со многими художниками, - и не только русскими - на сломе веков. Когда обычная первая практика по окончанию Академии поехать в Европу оборачивалась для многих целой россыпью открытий. Затем Гражданская война, революция, возвращение к социалистическому реализму, - если мы говорим про Россию - для многих живописцев превратилась в один лишь эпизод изменчивой творческой жизни. И пусть путаются искусствоведы, смена ракурса - это всего лишь другая задача. Талант она никак не отменяет.

Се ля ви.

Пьеро. Копия с картины Антуана Ватто. Маша Ка
Пьеро. Копия с картины Антуана Ватто. Маша Ка
Несение креста. Копия с картины Паоло Веронезе. Маша Ка
Несение креста. Копия с картины Паоло Веронезе. Маша Ка
Дождливый день в Париже. Собор Парижской Богоматери. Копия с картины Альбера Марке
Дождливый день в Париже. Собор Парижской Богоматери. Копия с картины Альбера Марке

#живопись #искусство #альбермарке #антуанватто #шарден #анридерен #художник #творчество #творческийпроцесс