Найти тему

Я художник, я так вижу: Книга Художника в Отделе Эстампов Российской Национальной Библиотеки

Оглавление
" - А вы чего тут все собрались?"
"- Мы на цикл лекции по Книге Художника"
"- Но художники не пишут книги"

Вот с такой прекрасной беседы началось для меня увлекательное путешествие по феномену livre d'artiste или artist's book.

Что же сказать? Мой собеседник был на вид достаточно приличный мужчина, но алкогольное амбре выдавало его с головой. А я уже думала, что период, когда со мной общаются дяденьки подшофе уже в прошлом.

В любом случае, что же такое книга художника, и почему она есть, хотя художники не пишут книги? Если мы спросим Википедию, то получим достаточно однозначный ответ:

Кни́га худо́жника (англ. artist's book) — произведение искусства, в котором автор прорабатывает не только содержание и иллюстрации, но и все остальные элементы книги.

Вроде как все понятно, до тех пор, пока вы не увидите узелковое письмо ацтеков и майя. Книга ли это? И книга ли художника?

Больше половины присутствующих на лекции, конечно же, сказали, что книга должна быть как положено - в стандартном формате кодекса, но с какими-нибудь красивыми иллюстрациями. Тут не долго и присоединиться к моему собеседнику ранее, отметившему, что художники не пишут книги. А действительно ли художники не пишут книги? Правда ли это?

Но да бог с ним. Пока вопросов у нас больше, чем ответов. Ответить на них можно попробовать рассмотрев коллекцию изданий - не книг, а изданий - которые на данный момент хранятся в Отделе Эстампов Российской Национальной Библиотеки.

Где Запад, а где Восток?

Надо сказать, что Запад и Восток как всегда различаются в своих подходах к книгам, да и вообще к искусству и жизни.

Итак, Запад.

Первые предпосылки к тому, что в последствии будет иметь название Книга Художника можно закрепить за Уильямом Блейком. Английский поэт, художник и гравер однажды решил выпустить сборник собственных стихов и иллюстрировать их самостоятельно. Параллельно Блейку такие идеи приходили и остальным творцам в соседних странах. Параллельно развивается французское направление книги художника и российское.

К российскому феномену приложили руку и Константин Сомов с двумя изданиями "Маркизы" и, конечно же, Василий Кандинский. Первое издание стихов с ксилографиями "Звуки" далось художнику тяжело и с большим трудом. Оно было выпущено в Германии с названием "Klänge". Большой популярностью оно не пользовалось. Зато есть российское переиздание, которое даже сейчас можно найти в магазинах.

Немецкое издание Klange Кандинского
Немецкое издание Klange Кандинского

А что же Восток?

Коцусика Хокусай и его бесконечные тома с мангой не могут остаться в стороне. Нет-нет, это не та манга о которой вы подумали. Даже вообще не близко.

Иллюстрация из одного из томов манги Коцусика Хокусай
Иллюстрация из одного из томов манги Коцусика Хокусай

Однако, мое сердце всецело принадлежит китайскому художнику Ци Байши. Завораживающие пекинские издания и альбомы - это настоящее воплощение дзен в рисованной форме. Художник особенно прославился тем, что отменно рисовал креветок - кстати, страдал от этого тоже. Хотя, мои любимые - это цветочные зарисовки.

Дада... что?

Дадаисты, разумеется, не могли упустить такой возможности, как феномен Книга Художника. А вместе с ним дадизм, кубизм, футуризм и прочие измы в искусстве. Надо сказать, что поп-арт тоже подключился к веселью.

Среди всех выделился Альберт Глез, который в соавторстве с Жаном Метзингером создали первую книгу о кубизме Du "Cubisme".

Du Cubisme - первая полноценно иллюстрированная книга о направлении кубизма.
Du Cubisme - первая полноценно иллюстрированная книга о направлении кубизма.

В России футуристы тоже развлекались, как могли: здесь и Илья Зданевич, и Алексей Крученых, и Наталия Гончарова.

Также расцветает самиздат - теперь есть куда большее поле для экспериментов, чем не могут не воспользоваться московские и ленинградские художники и печатники.

1980-ый - это уже почти история

В период с 1980 до 2000 книга художника особенно была популярна в кругах ленинградских и московских художников. Хотя, в тот период такого названия за ней не закрепилось еще.

В ход шли всевозможные материалы, идеи, собственные наработки и даже стихи. Многие художники использовали такой формат творчество как своеобразный вариант для провокации, а кто-то - для самовыражения.

Здесь и книги-гармошки весьма недетского содержания от Голубева и Шинкарева и малоэкземплярные стихи Алексея Парыгина.

Уже чуть позже, после нулевых, отдельной фигурой Михаил Карасик с самыми разнообразными идеями. Одна из тех, что однозначно вызовет ностальгию у всех, кто вырос и родился в Советском Союзе - это паспорт.

Уникальное издание, которое в точности повторяет все страницы паспорта, включая фотографии и подписи. Это в 5 раз увеличенная версия оригинального паспорта, но так и не отличишь, если не задуматься. В ту же степь идут и "Трудовая книжка" и "Сберкнижка". Это своеобразный посыл художника, который каждому придется понимать по-своему.

Нельзя также не отметить книгу "Эгоцентризм" Алексея Парыгина, которая - по словам самого художника - была сделана из его же ночной рубашки.

Книга Художника в Современности

За современность мы считаем все, что началось с 2010 года, хотя время стремительно мчится вперед. И 2010 был уже - ни больше, ни меньше - 13 лет назад.

В эти годы особо стоит отметить направление флюксус и всевозможные групповые издания того времени. Здесь художники экспериментируют с формой и с содержанием, практически полностью выходя за рамки привычного нам кодекса.

Здесь нельзя не отметить Энди Уорхола и влияние видения на флюксус издания. По факту, вся коллекция коробок в проекте Капсула Времени, которая осталась от Уорхола - это бесконечная выставка, которая может длиться несколько лет.

В России также экспериментируют с формой и содержанием. Популярным становится групповой вид работ. Однако, здесь есть свои ограничения. Тут можно найти разнообразные боксы с разной тематикой. Нельзя назвать это подражанием боксам от флюксуса - все-таки, это уже совсем отдельный феномен.

Так пишут ли художники книги?

Как бы не хотелось, боюсь, что феномен книги художника не даст нам ответ на этот вопрос. Однако, он также прекрасно показывает, что в мире искусства границы легко раздвигаются и изменяются. Происходит ли это под влиянием времени, политической повестки или других событий, которые так или иначе затрагивают жизни творческих людей - это не так важно.

Важно то, что книга художника - уникальный феномен, который объединяет в себе достаточно строгое книгоиздательское дело и спонтанный мир художественного искусства. Раздвигая, а иногда и нарушая, рамки дозволенного, книга художника это прекрасный способ самовыражения в разных видах и формах, не только кодексе с иллюстрациями.

Если вы готовы воспринимать мир, как говорится в английском - outside the box - за пределами собственного восприятия о том, что такое книга и пишут ли их художники, путешествие в мир данного феномена принесет вам настоящее удовольствие.

Часть фотографий предоставлена организатором CUT в рамках просветительского проекта Книга Художника.