Найти тему
История в Dеталях

Дама с камелиями. Горький путь от возлюбленной Дюма-сына до героини «Травиаты»

Как стать Мари Дюплесси

Она как магнитом притягивала к себе восхищенные мужские взгляды. Высокая, стройная, безупречно сложенная юная девушка с чудесными темно-бронзовыми волосами, нежно-розовой атласной кожей, миндалевидными глазами и жемчужной улыбкой напоминала изящную фарфоровую статуэтку. Дочка разорившегося фермера из Нормандии, оказавшись в Париже, первое время была модисткой, но вскоре ее взял на содержание некий ресторатор, а его сменил герцог да Гиш, богатый светский лев.

Так Париж открыл для себя Альфонсину Плесси, которой суждено было стать символом тайной ночной жизни этой светской столицы мира позапрошлого века, кишащей пороком и удовольствиями. Она поменяла имя, стала называть себя Мари, а к фамилии Плесси добавила частицу дю, что говорило об аристократическом происхождении. Это не было ложью – бабушка Альфонсины-Мари действительно принадлежала к дворянскому роду.

     Изабель Юппер в фильме «Подлинная история Дамы с камелиями» 1981 г. Фото из открытого источника
Изабель Юппер в фильме «Подлинная история Дамы с камелиями» 1981 г. Фото из открытого источника

Жизнь 16-летней бывшей модистки сделала крутой поворот: днем она совершала прогулки в экипаже по любимым публикой местам города, пила кофе в дорогих модных кафе на Бульварах, вечером роскошно одетая и с непременными камелиями на платье или в волосах, за что ее и прозвали Дамой с камелиями, появлялась в театральной ложе или опере. Затем следовали романтические свидания с мужчинами – теми, кто мог позволить себе их оплачивать. А расходы на общение с красавицей были неимоверными - в год Мари запросто могла потратить 100 000 франков. Для сравнения – успешный столичный клерк получал за тот же период 1500 франков. Обстановка ее квартиры поражала изысканной роскошью, ужины – изобилием и дороговизной блюд и вин, туалеты и драгоценности не имели себе равных. По слухам, среди щедрых поклонников главной парижской куртизанки был сам император Франции Наполеон III.

     Париж середины 19-го века. Изображение из открытого источника
Париж середины 19-го века. Изображение из открытого источника

У Мари Дюплесси не было никакого образования, и она активно пользовалась новыми возможностями - брала уроки музыки, много читала, учила языки, овладела изящными манерами. Её салон приобрел славу самого модного в Париже, там бывали знаковые для своего времени литераторы, художники, предприниматели и политики. А она сама считалась самой элегантной дамой Парижа.

Дюма-сын под музыку Верди

С 20-летним сыном знаменитого писателя Мари познакомилась в театре в начале осени 1844 года. Вспыхнул сумасшедший роман, за которым затаив дыхание наблюдал весь Париж. Дюма-отец пришел в ярость, когда узнал, с кем связался его сын. К тому же за несколько месяцев романа юноша успел наделать огромные долги. Это в конечном итоге вынудило его отказаться от отношений с женщиной, которая была для него дороже всего на свете.

     Мари Дюплесси и Александр Дюма-сын. Изображение из открытого источника
Мари Дюплесси и Александр Дюма-сын. Изображение из открытого источника

В 1848 году свет увидел роман Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Он тут же стал очень популярным и остается таковым до сих пор. По его мотивам поставлены 5 фильмов, самый знаменитый из них – с Гретой Гарбо в роли Маргариты Готье, прототипом которой стала Мари Дюплесси. В 1852 году роман был переработан для театра и поставлен на парижской сцене. Спектакль имел бешеный успех у публики, которая еще помнила живую Мари.

     Грета Гарбо в роли Маргариты Готье в фильме «Дама с камелиями» 1936 г. Фото из открытого источника
Грета Гарбо в роли Маргариты Готье в фильме «Дама с камелиями» 1936 г. Фото из открытого источника

Когда же через несколько лет Джузеппе Верди написал на этот сюжет оперу «Травиата», Мари Дюплесси поистине обрела бессмертие. Героиню «Травиаты» звали на итальянский манер Виолетта Валери. Но все перипетии судьбы Мари, ее любовь и кончину она повторила в точности под гениальную музыку Верди.

     Виолетта (Тереза Стратас) и Альфред (Пласидо Доминго) в фильме-опере Франко Дзефирелли «Травиата» 1983 г. Фото из открытого источника
Виолетта (Тереза Стратас) и Альфред (Пласидо Доминго) в фильме-опере Франко Дзефирелли «Травиата» 1983 г. Фото из открытого источника

Болезнь и смерть Дамы с камелиями

В течение нескольких лет Мари Дюплесси терзал туберкулез – болезнь в те времена неизлечимая, которая убивала человека медленно, но верно. Конечно же, образ жизни Мари только способствовал болезни, но она не хотела да и не могла его изменить. Силы ее убывали, и постепенно девушка отошла от светской жизни. Не стало поклонников, способных тратить на нее целые состояния. Мари ничего не оставалось, как начать распродавать свои ценности и вещи, чтобы платить докторам и содержать себя и квартиру. Накопились долги.

После разрыва с Александром Дюма у нее были короткие отношения со знаменитым венгерским композитором и пианистом Ференцем Листом. Следом за этим – брак с графом Перрего, быстро завершившийся разводом.

     Изабель Юппер в фильме «Подлинная история Дамы с камелиями» 1881 г. Изображение из открытого источника
Изабель Юппер в фильме «Подлинная история Дамы с камелиями» 1881 г. Изображение из открытого источника

23-летняя парижская куртизанка, увековеченная во французской и мировой литературе, музыке и кинематографе, ушла из жизни в полном одиночестве 3 февраля 1847 года. Александра Дюма-сына трагическая весть настигла в путешествии. Вернувшись в Париж, он увидел объявление о распродаже имущества Мари Дюплесси. Юноша кинулся в опустевшую квартиру возлюбленной и успел купить там золотую цепочку, которая, казалось, еще хранила тепло и аромат ее божественно красивого тела.

     Надгробие Мари Дюплесси на кладбище Монмартр в Париже. Место для могилы приобрел бывший супруг Мари Дюплесси граф Перрего. Фото из открытого источника
Надгробие Мари Дюплесси на кладбище Монмартр в Париже. Место для могилы приобрел бывший супруг Мари Дюплесси граф Перрего. Фото из открытого источника

После погашения долгов некогда самой блестящей парижской дамы полусвета осталось небольшое наследство для ее племянницы, жившей в Нормандии. В завещании Мари Дюплесси поставила условие, чтобы эта молоденькая провинциалка никогда не появлялась в Париже.