Бесчисленное количество раз я смотрела фильм, а вот книгу перечитала только во второй. Перебирать все отличия первоисточника и великолепной экранизации - не вижу никакого смысла, всё сделано до меня сотню раз. А вот рассказать о сценах, которые на мой взгляд украсили картину и стали настоящими находками сценаристов, поговорить очень хочу.
К слову, в разработке сценария принимало участие тринадцать человек(!), в числе которых был писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Тот случай, когда одна голова - хорошо, тринадцать - лучше, а если одна из них Фицджеральд - идеально.
1. Красное платье позора на Дне рождения Эшли.
Самый запоминающийся образ Вивьен Ли в роли Скарлетт О’Хара - безусловно, красное бархатное платье с перьями. Вот только поклонники первоисточника, наверняка, знают, что в книге Скарлетт пошла в дом к Мелани в зеленом.
Заменив платье на красное, сценаристы ещё больше подчеркнули глубину падения Скарлетт в глазах общества. Ведь настолько кричащий красный, откровенный вырез, перья и расшитый камнями лиф совершенно неуместны на скромном семейном празднике Уилксов. Более того, скорее характерны для женщин легкого поведения, чем для истинных леди. Уверенна, что совершенно неслучайно, Скарлетт встречает Красотку Уотлинг в похожем наряде - всё тот же глубокий красный и снова перья. Безусловно, образ скорее стилизованный и не соответствует моде того времени, но с точки зрения кинематографичности - это попадание в десятку.
2. Обручальные кольца на нужды армии Конфедерации.
Трогательная и одновременно ироничная сцена на благотворительном балу, призванная подчеркнуть самоотверженность женщин юга и великодушие Мелани, и вовсе была перевернута с ног на голову и от этого она ничуть не проиграла оригинальной идее Митчелл. В книге именно Скарлетт первая бросает кольцо в корзину, потому что ей больше нечего отдать, а Мелани, восхитившись её поступком, отдаёт своё кольцо следом. Сценаристы же решили, что сцена лучше продемонстрирует глубокую, сопереживающую натуру Мелли, абсолютное безразличие Скарлетт к браку с Чарльзом, добавит ироничности моменту и повод для шуток Ретта, если первой кольцо отдаст именно Миссис Уилкс.
К слову, «книжный» капитан Батлер возвращает только кольцо Мелани. А вот сценаристы добавили от себя едкую приписку о кольце миссис Гамильтон, чем лишний раз подчеркнули характер героя.
3. Комок земли, брошенный в лицо Джонасу Уилкерсону.
Великолепная по своему накалу сцена, в которой Скарлетт в ответ на высокомерную браваду бывшего управляющего о том, что он купит Тару со всеми потрохами, когда её пустят с молотка за неуплату налога, бросает ему в лицо комок земли, зажатый в руке, произнося при этом: "Эта вся земля, которую ты от меня получишь!"
Но и этого сценаристам показалось мало и накал сцены только возрастает, когда в погоню за выгнанным с позором Уилкерсоном бросается отец Скарлетт.
4. Смерть Джеральда О’Хара.
На мой взгляд, хорошим решением было «убить» отца Скарлетт именно в погоне за зарвавшимся наглым подлипалой янки Уилкерсоном, как нам показали это в фильме. Хоть мы и теряем целую историю про отчаяние, циничность и вину Сьюлен, динамика фильма только выигрывает.
К тому же Сьюлен не становится откровенной злодейкой, нивелируя тем самым беспринципность поступка Скарлетт, обманом женившей на себе Фрэнка Кеннеди.
5. Силуэт Скарлетт в сумерках и обещание «я никогда больше не буду голодать».
Сцена очень близка к оригиналу. Но именно в фильме, благодаря идеальному визуальному образу сильной и не сгибаемой Скарлетт, она воспринимается совершенно иначе. Это четкая граница в судьбе героини - здесь заканчивается её беспечная жизнь. Символично, что с похожего кадра начинается фильм, где совсем юная, беззаботная Скарлетт рядом с отцом.
Характерно, что и происходит всё в тот же вечер, когда Скарлетт с Присси, Мелани и малышом Бо возвращаются из Атланты. И именно на родной своей собственной земле – в Таре, а не в «Двенадцати дубах», как видела это Митчелл.
Справедливости ради, есть несколько сцен и сюжетных линий, которые, на мой взгляд, переписаны сценаристами не в лучшую сторону и, сохранив их в первозданном варианте, фильм только бы выиграл.
Например, разговор Скарлетт и Эшли во фруктовом саду разоренной Тары. Ведь именно благородный и высоконравственный Эшли Уилкс дал намек на то, что 300 долларов на налог за Тару есть у Ретта. Совпадение? Не думаю! А ведь это важный штрих к понимаю отношения Эшли к Скарлетт.
Возможно, если вы такой же поклонник этой истории, у вас есть другие любимые или важные, на ваш взгляд, эпизоды из фильма, а каких-то книжных сцен вам, наоборот, в нём не хватило?
Поделитесь своими впечатлениями в комментариях😉
Буду рада, если решите остаться здесь со мной подольше, подписавшись, и вашему лайку👍, если было интересно!