15 марта отметили Всемирный день защиты прав потребителей. В пресс-центре МИЦ "Известия" прошла пресс-конференция на тему "Защита прав потребителей в условиях ухода иностранных компаний", приуроченная к этому событию.
Эксперты рассказали, как изменилась ситуация на российском рынке после ухода западных фирм, по каким категориям товаров ощущается дефицит и изменится ли что-то для потребителей после введения параллельного импорта. Подробности – в материале РЕН ТВ.
"Ситуация на рынке – стабильная"
Председатель общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов отметил, что прошлый год выдался довольно непростым. Но несмотря на то, что из России ушло большое количество западных компаний, удалось предотвратить повышенную нагрузку на судебные и надзорные органы.
"Несмотря на вызовы, возникшие перед страной, мы не отмечаем повышенную нагрузку на надзорные и судебные органы. В целом права потребителей были обеспечены. Но, конечно, были прецеденты. Мы столкнулись с дискриминацией российских потребителей, с ущемлением прав по национальному признаку со стороны иностранных компаний. Однако надзорные органы это пресекли и вернули в законное русло", – рассказал эксперт.
Начальник управления федерального надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков сообщил, что ситуация на потребительском рынке стабильная.
"Впервые в прошедшем году мы фиксируем небольшое снижение количества жалоб в Роспотребнадзор от потребителей. Хотя мы ожидали всплеска обращений, этого не произошло. Но по-прежнему граждане обращаются с жалобами на товары в интернете. Маркетплейсы часто становятся заложниками своих же схем, которые им проще реализовывать на практике, но которые не решают каких-то проблем и нюансов, важных для потребительского сообщества", – говорит он.
Активное развитие онлайн-торговли
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов указал на то, что количество онлайн-потребителей стремительно увеличивается. По его словам, серьезный импульс торговле в интернете придала пандемия коронавируса.
"В этом году рынок интернет-торговли принес доход около 5 трлн руб. Прогноз к концу года – 6,3 трлн руб. Общее число заказов ежедневно достигает 8 млн, а в год получается около 2 млрд 700 млн заказов. При этом официальных жалоб на ритейл было 180 тысяч, из которых 18 тысяч пришлось на онлайн-торговлю. Наш рынок достаточно молодой, он активно развивается только последние пять лет. Появляются новые правила игры и сервисы, которые еще нельзя назвать устоявшимися", – сказал Соколов.
Он отметил, что с развитием отрасли меняется и поведение потребителей. Так, еще некоторое время назад основной аудиторией онлайн-магазинов были люди от 25 до 36 лет, а сейчас в интернете все чаще совершают покупки граждане старше 50 лет.
Что изменится для потребителей
По словам Прусакова, после введения параллельного импорта в сфере потребительских правоотношений ничего не изменилось.
"Мы не заметили какого-то изменения с той точки зрения, что выявился какой-то сегмент продукции, по которому резко возросло количество жалоб. Что касается гарантийного срока, продавцы дублируют его у производителя или устанавливают свой, не меньше. Все понимают, что если продукция, которая традиционно ассоциируется с наличием гарантийного срока, этого срока лишится, то товар не будут покупать. Потребители будут искать альтернативу. Вся история с параллельным импортом больше относится к теме правообладателей и интеллектуальной собственности. Потребительские правоотношения никак для потребителя не изменились. О рисках того, что что-то сильно изменится, пока говорить не приходится", – заявил эксперт.
Прусаков рассказал, что сейчас готовится новый законопроект о внесении правок в "Закон о защите прав потребителей". Он заявил, что в связи с последними событиями будет принят целый ряд принципиальных изменений.
"Он обрастет новыми правовыми нормами и гарантиями, направленными на усиление наших потребителей. Один из важных вопросов – предоставление персональных данных. Нужно, чтобы эти нормы закрепились и в законе о защите прав потребителей", – пояснил эксперт.
Каких товаров не хватает на российском рынке
Павлов отметил, что российский рынок вполне насыщенный, однако есть одна проблемная категория товаров – автомобили.
"Наше внутреннее производство покрывает максимум 30% спроса, который имеется. И все каналы, доступные на данный момент, в том числе параллельный импорт, не способны насытить рынок. Поэтому необходимо принимать меры", – рассказал специалист.
Говоря о параллельном импорте, Павлов указал, что сейчас важно упрощать ввоз товаров, производить гармонизацию пошлин, субсидировать внутреннее производство, а также пристально следить за ситуацией на рынке азиатских концернов.
Павлов заявил, что Россия выступает за отказ монополии бренда на любую продукцию. По его словам, в 99% случаев бренды "злоупотребляют своим правом на ввоз и навязывают повышенные цены". К тому же эти компании в любой момент могут уйти с рынка и подвести потребителей. Поэтому любые юридические лица должны иметь право ввозить свою продукцию в Россию, заключил эксперт.
Как параллельный импорт повлиял на ситуацию
Соколов рассказал, что макро- и микробизнес оказался самым подготовленным к параллельному импорту. Он был наиболее гибким по отношению ко всем западным санкциям, пояснил эксперт.
"Крупный бизнес не привык так быстро меняться и сжиматься, а малый оказался наиболее гибким. Именно по этой причине параллельный импорт в первую очередь появился на маркетплейсах, где больше 90% продавцов – это как раз малый и микробизнес", – заметил он.
Специалист указал, что основная сложность заключается в том, что схема работы, о которой договорились сегодня, на следующий день может стать абсолютно неактуальной.
"Это сложность для бизнеса, которую приходится перестраховывать деньгами. Но с точки зрения ассортимента, наши потребители получили доступ абсолютно ко всем существующим товарам. Такого выбора сейчас нет ни в одной стране мира. Для конечного покупателя параллельный импорт несет положительную функцию", – отметил Соколов.
Павлов обратил внимание на то, что сейчас российские потребители лишились возможности напрямую приобретать товары у иностранных магазинов. Торговля стала осуществляться через посредников.
"Поскольку наши карты не принимаются, на сцену выходят посредники. Это становится основной формой бизнеса. Потребитель получает привлекательные цены, но лишается прав и гарантий. Доля трансграничной торговли не очень высока, поэтому, какое бы решение по пошлине ни было принято, потребители не пострадают. Будем надеяться, что оно будет учитывать интересы потребителя и отечественной экономики", – сказал он.