Юрий Богатырёв (1947–1989) — советский актёр, снявшийся во многих хороших фильмах, таких как «Свой среди чужих, чужой среди своих» в роли чекиста Егора Шилова, «Два капитана» — Михаил Ромашов, «Родня» — Стасик, зять Марии Коноваловой и даже в детском киножурнале «Ералаш» — те, кто любит смотреть его старые выпуски, возможно помнят сюжет с писателем Михаилом Михайловичем, который узнал много нового про свою «Повесть о первой любви».
Возможно, не было среди его работ по-настоящему знаковых и суперпопулярных, но он не снимался у Гайдая или в популярных комедиях Рязанова, предпочитая драмы, исторические фильмы, мелодрамы и детективы. Да и не видели режиссёры в нём комедийного актёра, скорее человека с внутренним надломом, переживающего определённую драму и она действительно была, причём в личной жизни.
Дело тут не в несчастной любви к какой-либо хорошенькой девушке или замужней женщине, как обычно бывает у большинства мужчин, а в нестандартной ориентации. И тут на самом деле всё сложно — Богатырёв жил в Советском Союзе, где за неё сажали в тюрьму. О творческом пути, непростой судьбе, внутренних противоречиях и необычной личной жизни актёра мы и поговорим в этой статье.
Богатырёв родом из Риги, где служил его отец — морской офицер. Спустя шесть лет после рождения Юры семья переехала в Москву. Жизнь складывалась удачно — всё же жить и работать в Москве в то время было куда перспективнее, нежели в Риге, которая напоминала кусочек Европы на минималках с советским управлением. Кстати, Михаил Задорнов в своих воспоминаниях говорил, что в Латвии люди потому так и хотели выйти в начале 90-х из состава Советского Союза, поскольку чересчур увлеклись точным выполнением всех советских инструкций и строительством коммунизма, что откровенно мешало жить.
А сам Юра уже с детства несколько отличался от своих сверстников — был тихим, ранимым, играл с куклами, шил для них одежду, и даже ходил по ночам во сне. То есть, узнай пацаны о его странностях и привычках, насмешек и откровенного презрения было бы не избежать, нужно быть как все — этот урок Юра освоил с самых ранних лет.
Наконец, отец решил сделать из него правильного защитника Родины и велел поступить в Нахимовское училище. Но пробыл там Юра не долго — казарменная обстановка для него оказалась невыносимой, да и сверстники откровенно издевались над застенчивым и странноватым для них юношей. Обычное дело — в подобных коллективах часто выбирается «козёл отпущения» на которого и сыплются все насмешки, а Юра под эту роль подходил идеально. Были версии, что именно там он подвергся насилию, и не только обычному физическому. У него даже украли всю тёплую одежду, потому ему и пришлось добираться до дома без неё, невзирая на мороз. Так-то ничего удивительного, что это далеко не лучшим образом отразилось на его душевном состоянии, и, возможно, произошёл определённый надлом.
Однако тяга к творчеству была видна уже тогда, потому Юра и посещал художественную школу. Когда Юра вырос, то недолго думая поступил в Художественное училище им. Калинина. Подрабатывал там, на каникулах рисуя находки археологов, проводивших раскопки. Не забыл и свою детскую любовь к куклам — стал участвовать в представлениях кукольного театра под руководством Владимира Штейна. Некоторые спектакли даже показывали по телевидению.
А потом с первого раза легко и непринуждённо поступил в Щукинское училище на один курс, где училась Наталья Варлей и Константин Райкин.
В конце 1960-х Богатырёв познакомился с Никитой Михалковым и вскоре снялся в его первом фильме — дипломной работе «Спокойный день в конце войны».
В начале 1970-х Богатырёв стал работать в театре Современник, но долго был на вторых ролях — к ведущим артистам этого театра его отнести было сложно, хотя он сыграл в спектаклях поставленных такими известными режиссёрами, как Галина Волчек, Олег Ефремов и Владимир Наумов. С Ефремовым актёр приятельствовал и потому когда тот предложил ему в 1977 году перейти в МХАТ, то с радостью согласился. Там он играл в нестареющей классике: спектаклях «Дни Турбиных», «Тартюф», «Живой труп» и «Чайка».
Снимался и в фильмах Михалкова, в частности, знаменитой кинокартине «Свой среди чужих, чужой среди своих». Для сьёмок этого фильма пришлось научиться джигитовке и сесть на жёсткую диету, чтобы привести себя в должный вид, но оно того стоило — о Богатырёве заговорили как о перспективном актёре, пошли предложения о сьёмках других фильмов, можно было, наконец, перебраться из крошечной комнатёнки, полученной как иногороднему актёру от театра МХАТ.
Актёрская карьера пошла в гору, каждый год с 1974–1989 он снимался в нескольких фильмах, возможно, не всегда в главных ролях, но зато не было у него и откровенно проходных работ, о которых артисты стараются не вспоминать, а если слишком дотошный корреспондент всё же будет спрашивать, то приводят доводы относительно тяжёлого материального положения и неудачной работе режиссёра.
Богатырёв часто играл добропорядочного семьянина — да иными положительные советские герои быть и не могли. Однако с женщинами Юрий мог только дружить, а вот серьёзные отношения заводить не мог и не хотел. Хотя будь всё иначе, наверняка в статного высокого красавца-актёра влюблялись множество дам, которые могли рассчитывать на взаимность.
В доме Богатырёва, когда он работал в МХАТе, жил сотрудник этого театра Василий Росляков и наверняка их связывали не только дружеские отношения. Впрочем, Богатырёву нелегко было осознать свою истинную ориентацию — ну не принято это было Советском Союзе, можно было даже угодить в тюрьму. Он пил, глубоко переживал, однако страдающий и пьющий артист — дело обычное, но вот причина, по которой переживал Богатырёв, действительно нерядовая. О его ориентации коллеги и друзья знали или догадывались, возможно, некоторые из них настоятельно посоветовали жениться на какой-нибудь девушке, чтобы отнести вредные для карьеры актёра слухи. Богатырёв женился на актрисе Надежде Серой. Та развелась со своим первым мужем, и оказалось в очень тяжёлой ситуации — с ребёнком и без жилья. Так-то подобный брак был скорее желанием выручить женщину со стороны актёра.
Они стали жить вместе, но спали в разных комнатах — Богатырёв физически не хотел близких отношений с женщинами, для него это было так же противоестественно, как для натурала с мужчиной. Однако Надежда искренне заботилась о нём, для неё он был чем-то вроде брата, немного непутёвого, со своими комплексами, но при этом талантливого и любимого.
Умер Богатырёв от сердечного приступа, обусловленного психологическими проблемами и злоупотреблением алкоголем. Возможно, глядя на страдания этого неординарного артиста, стоит задуматься — а так ли всё плохо в западной толерантности, которую мы так не приемлем? Было и есть множество людей, чьё единственное достижение в жизни — наличие правильной ориентации. Так, может быть, стоит смотреть не только на то, с кем спит тот или иной человек, но и на его дела, поступки и достижения, а вешать ярлыки и давать определения проще всего.
Спасибо что были с нами, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.
Купить графику, фотографии, малотиражные издания от современных авторов можно на сайте галереи artalebrio.com